Как подключить электронные транспортные накладные

Как подключиться к ГИС ЭПД

Участниками информационного взаимодействия в рамках ГИС ЭПД могут стать грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики. Также непременными участниками системы являются операторы ЭДО. Чтобы подключиться к системе ГИС ЭПД, перечисленные компании должны заключить с оператором ЭДО, включенным в федеральный реестр (будет представлен на сайте Минтранса), соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.

В рамках соглашения будут закреплены права и обязанности сторон электронного взаимодействия, а также оговорен порядок оформления и передачи электронных транспортных документов, в том числе и транспортных накладных.

После этого компании будет предоставлено специальное программное обеспечение (если у нее еще нет соответствующего учетного ПО, интегрированного с тем или иным оператором ЭДО) и квалифицированные электронные подписи, позволяющие в режиме 24/7 формировать, обрабатывать, получать и обмениваться с контрагентами электронными перевозочными документами без их дублирования на бумаге.

Переход на электронные перевозочные документы в 2022 году осуществляется в добровольном порядке. Однако с 2023 года такой переход может стать уже обязательным. Одновременно за организациями и ИП в текущем году сохраняется возможность формирования перевозочных документов на бумажном носителе.

Поэтому если тот или иной грузополучатель откажется подключаться к ГИС ЭПД, перевозчик беспрепятственно сможет выдавать ему бумажные перевозочные документы, в том числе и транспортные накладные.

Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной

С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.

На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:

  • Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
  • Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
  • Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
  • Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».

Время с 1 марта по 31 августа 2022 года — это переходный период, в течение которого будет производиться использование системы и ввод в действие нормативно-правовых актов.

Подписание электронной транспортной накладной

Транспортную накладную подписывают три субъекта (пп. 4 п. 3 Постановления Правительства от 30.11.2021 г. № 2116):

  1. грузоотправитель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения);
  2. перевозчик (водитель);
  3. грузополучатель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения).

Если имеется договор транспортной экспедиции, то от лица грузополучателя электронную транспортную накладную подписывают:

  • экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
  • заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.

Электронная транспортная накладная содержит четыре обязательных файла обмена, имеющих расширение «.xml» (титул). Эти файлы подписываются в строгой последовательности, начиная от первого и заканчивая четвертым. Когда каждый титул подписан, провайдер направляет документ в ГИС ЭПД. Все файлы электронной транспортной накладной должны заверяться усиленной квалифицированной ЭП ответственного лица. Водители и кладовщики могут принимать участие в документообороте, чтобы согласовывать документ и вносить замечания. Для этого им вполне можно иметь простые электронные подписи.

Процесс подписания электронной транспортной накладной имеет такой вид:

Каждая перевозка сопровождается уникальным идентификатором ГИС ЭПД, который дает возможность собрать все обменные файлы в одну транспортную накладную. Идентификатор присваивается в автоматическом режиме, когда первый титул проверен и отправлен. Кроме того, сам провайдер имеет возможность заранее получить пул идентификаторов и добавить их в первый титул.

Когда груз принимается и сдается, подписываются парные титулы — одна сторона передает груз, а вторая — получает. В таком случае возможны такие варианты сдачи-приемки:

Линейный сценарий с кладовщиком. В этом случае кладовщик находит требуемую накладную, проверяет документ, вносит замечания, а затем подписывает простой электронной подписью. Далее оператор склада подписывает файл своей усиленной квалифицированной ЭП и направляет водителю на согласование. Он также может внести свои замечания. Когда эти замечания являются существенными, потребуется выпустить исправленный титул грузоотправителя или оформить новую электронную транспортную накладную.

Предварительное согласование. В данном случае водитель и кладовщик первоначально согласовывают между собой информацию в транспортной накладной, а затем подписывают ее простой электронной подписью. Далее она передается на подписание усиленной квалифицированной ЭП оператору склада и перевозчику. Такой механизм дает возможность исправить информацию в накладной без оформления ее нового экземпляра.

Электронная транспортная накладная может иметь еще другие четыре титула, которые зависят от условий транспортировки. Они оформляются при смене грузополучателя или адреса доставки, при замене водителя или автомобиля, если требуется зафиксировать итоговую стоимость транспортировки.

Оформленные титулы стоимости заменяют подписание акта сдачи-приема услуг. На основании электронной транспортной накладной, в которой имеются титулы стоимости, можно формировать бухгалтерскую корреспонденцию.

Как создать электронную транспортную накладную

В создании электронной накладной принимают участие грузоотправитель, грузоперевозчик, водитель и получатель груза. Накладная оформляется и отправляется через оператора ЭПД — например, Контур, Сбис или Такском. Оформленная накладная регистрируется в ГИС ЭПД — электронной федеральной системе. У налоговой есть доступ к этой базе данных, благодаря чему перевозчики не должны предоставлять электронные транспортные накладные при проверках. 

Примерный порядок работы таков: 

  1. Отправитель груза, используя приложение или сайт оператора ЭПД, создает накладную в личном кабинете — на компьютере, смартфоне или планшете. В накладной указывает всю необходимую информацию о грузе, точках его отправки и доставки, о перевозчике, а затем подписывает свой раздел квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через своего оператора передает ее другим участникам процесса и в единую базу ГИС ЭПД.
  2. Оператор ЭПД передает сформированный документ адресату (получателю груза) и грузоперевозчику.
  3. Водитель фиксирует получение и дальнейшую передачу груза получателю простой ЭП, а грузоперевозчик использует для этого КЭП.
  4. Грузополучатель также удостоверяет получение груза с помощью КЭП.
  5. Грузоперевозчик заверяет накладную, используя КЭП.

Каждый из участников перевозки может скачать собственный полностью заполненный экземпляр ЭТрН.

Как будет работать система обмена электронными перевозочными документами

Сами перевозчики, грузоотправители и грузополучатели прямого доступа к ГИС ЭПД не получат. Все электронные документы будут вноситься в систему через операторов ЭДО.

Конкретный порядок и особенности документооборота электронных перевозочных документов позже будут установлены Правительством РФ. Напомним, ранее они устанавливались в соответствии с разделом № 8 постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Но с 01.01.2022 данные нормы были упразднены. 

Минтранс уже  правительственного постановления, утверждающего правила обмена электронными перевозочными документами. Ожидается, что новые правила вступят в силу и начнут применяться с 1 сентября 2022 года.

По новым правилам грузоотправитель станет формировать в своей учетной программе (интегрированной с оператором ЭДО) электронную транспортную накладную, подписывать ее усиленной квалифицированной электронной подписью и направлять ее своему оператору ЭДО. Далее оператор направляет сформированную таким образом накладную в ГИС ЭПД, а оттуда документ направляется уже перевозчику и непосредственно грузополучателю.

Перевозчик, проверив полученный груз с данными электронной накладной, ставит в ней свою подпись (электронная подпись должна быть и у водителей перевозчика) и осуществляет доставку груза по адресу грузополучателя. Последний, осуществив приемку полученного груза, подписывает электронную накладную, и она поступает как к грузоотправителю и перевозчику, так и в базу данных ГИС ЭПД.

При этом новые правила оговаривают и порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций при формировании и обмене электронными перевозочными документами. Так, участники сделки смогут оспорить:

  • факт отправления или получения электронной накладной;
  • дату и время отправления и получения накладной;
  • содержание и целостность отправленного/полученного документа;
  • факт идентификации владельца электронной подписи, подписавшего накладную.

Конфликтные ситуации разрешаются сторонами обмена в рабочем порядке либо же комиссией по разрешению конфликтной ситуации Минтранса с привлечением специалистов из профильных организаций. Участник информационного обмена, инициировавший рассмотрение конфликтной ситуации, должен в течение одного рабочего дня направить уведомление о конфликте другим заинтересованным сторонам. В уведомлении указывается суть конфликтной ситуации, все реквизиты спорного электронного документа, ФИО и должности представителей стороны инициатора, уполномоченных провести урегулирование спора, их контактные телефоны и адреса электронной почты. Сторона, которой направлено уведомление, обязана не позднее трех рабочих дней после его получения провести проверку и устранить обстоятельства, которые привели к конфликту.

Если стороны уже поставили свои подписи под электронной накладной, она будет считаться достоверной как для участников сделки, так и для любых третьих лиц. 

Все поступившие в систему ГИС ЭПД электронные документы будут храниться в ней не менее 5 лет (п. 11 ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Получить из базы и распечатать ранее сформированный документ смогут не только участники сделки, но и уполномоченные контрольно-надзорные органы.

https://buh.ru/articles/documents/139864/

Преимущества и недостатки ЭТрН

Чтобы ознакомиться с существующими преимуществами и недостатками, нужно рассмотреть разницу между форматами.

Бумажный вариант накладной:

  • нужно заполнить 3 экземпляра и подписать. В накладной может присутствовать любое количество позиций по доставке. Тогда только на один экземпляр придется потратить большое количество бумаги;
  • отдать 2 копии водителю. Если ответственное лицо находится не вместе с грузом, придется тратить дополнительное время;
  • если была допущена ошибки, придется перепечатывать все заново;
  • полностью заполненный экземпляр возвращается отправителю;
  • нужно хранить документ в бумажном архиве.

Электронный формат имеет следующие характерные особенности:

  • отправителем заполняется электронная версия;
  • после подписания, документ автоматически появляется в единой базе и становится доступным для всех участников транспортировки: менеджеру, перевозчику, водителю, получателю;
  • распечатывается общий документ отдельно для ГИБДД;
  • появляется информация о каждом этапе транспортировки;

Данный формат введен в эксплуатацию относительно недавно, поэтому не существует большой практики по его эксплуатации.

К преимуществам можно отнести следующие аспекты:

  • финансовая экономия на закупке бумаги и организации распечаток;
  • автоматизация проверок со стороны налогового органа;
  • оптимизация времени и бизнес-процессов.

Но есть и нюансы:

Придется вести переговоры с другими сторонами процесса, чтобы получить специальное разрешение на услуги транспортировки;
В ГИБДД отсутствует ведение электронного документооборота, поэтому водители должны сдавать бумажный вариант, который можно получить о сотрудника ЭПД;
Придется тратить дополнительные деньги на процедуру оформления, получения ЭЦП.

Преимущества электронных транспортных накладных перед бумажными

Эксперимент по применению электронных транспортных накладных был проведен еще в октябре 2020 года. По его результатам удалось понять, как функционирует схема обмена сведениями.

Участники грузоперевозок получат такие преимущества:

  • смогут отслеживать статус документа. Сторона, подписавшая свой титул электронной транспортной накладной, сможет отслеживать подписание каждого последующего титула;
  • будет иметься идентичность экземпляров. Все стороны будут работать с одним документом, в связи с чем все экземпляры будут одинаковые;
  • оплата будет производиться ускоренно — если все подписи электронные, то для оплаты не потребуется дополнительная документация. Оплата не затягивается на длительное время в связи с неверным оформлением бумажной документации, долгой доставкой или пропажей;
  • получатели могут просматривать документ. Они не вносят в него информацию и не подписывают его, однако смогут его просматривать;
  • появляется возможность детального описания транспортируемого груза. Можно будет отказаться от товарно-транспортной накладной ввиду того, что описание груза заменит товарный раздел накладной.

Другие перемены

Кроме описанных перемен, правительство проиндексировало тариф проезда за 1 километр по федеральным шоссе в системе «Платон», который с 01.02.2022 вырастет на 14 копеек. А утилизационный сбор повысится на четверть.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.

Как подготовится к ЭДО с электронными транспортными накладными

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.

Как перейти на ЭДО

Чтобы перейти на электронный документооборот, требуется до 2022 года выполнить такие действия:

Заключить договор с оператором ЭДО.

Для взаимодействия с ним потребуется оформить усиленную квалифицированную электронную подпись.

Договор можно оформить с любым оператором ЭДО, участвующим в системе «Честный ЗНАК».

Провести работу с партнерами.

При этом нужно убедиться, что покупатели могут принимать документы по ЭДО. Если у них нет этой возможности, то продавец не сможет передавать права собственности на товары. Контрагентам нужно отправить приглашение на участие в ЭДО или принять их, если они отправлены партнерами.

Иногда возникают ситуации, что контрагенты работают с разными операторами ЭДО. Такой момент не помешает обмену электронными документами, но потребуется настроить роуминг, о чем хотя бы один из партнеров подает заявку своему оператору ЭДО.

Протестировать процессы.

На данном этапе нужно протестировать документооборот, т.е. провести с партнерами полный цикл отгрузки-приемки документов с оператором ЭДО. Если проблемы появятся после наступления 2022 года, когда ЭДО станет обязательным, то можно опоздать с сообщением в систему «Честный ЗНАК» о переходе права собственности на товар, за что будет назначен штраф.

Настроим ЭДО под ключ. Оставьте заявку!

Если договор перевозки заключен с гражданином, то безопаснее ТН составить

Наша организация купила оборудование. Забрать его у продавца мы должны сами. Наш руководитель договорился со своим знакомым, что он привезет нам оборудование на своей «Газели». Этот знакомый не предприниматель, а обычное частное лицо.

Как нам это оформить? Надо ли заполнять транспортную накладную на доставку товара? Если нет, то какой документ надо составить, чтобы можно было учесть затраты на доставку при расчете налога на прибыль?

Е.Н.Киселева, г. Наро-Фоминск, Московская обл.

Вы можете заключить договор перевозки <27>. А вот оформлять транспортную накладную вы не обязаны. Ведь на граждан-непредпринимателей положения Устава автотранспорта и Правил перевозок грузов автотранспортом не распространяются, поскольку обычные граждане не названы там в числе перевозчиков <28>.

В целях исчисления налога на прибыль все расходы надо подтвердить документами <29>. Поэтому вы можете составить акт оказания услуг в произвольной форме, который подпишет ваша организация и перевозчик. Разумеется, этот акт должен содержать все обязательные для первичных документов реквизиты <30>.

А что думают по этому поводу специалисты Минфина России?

Из авторитетных источников

Осипов Дмитрий Викторович, консультант отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

«Одним из документов, подтверждающих расходы на перевозку в целях исчисления налога на прибыль, является транспортная накладная. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом <31> не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик — физическим или юридическим лицом (организацией). Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком — гражданин или транспортная организация. Поэтому при заключении договора перевозки с обычным гражданином грузоотправитель должен составить транспортную накладную <32>. При этом гражданин должен поставить свою подпись и заполнить те пункты транспортной накладной, которые предназначены для перевозчика.

Но одной транспортной накладной недостаточно. Ведь еще одним документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является утвержденная Госкомстатом товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) <33>. Несмотря на то что в транспортном разделе ТТН говорится лишь об организации — владельце автотранспорта, сделать однозначный вывод о том, что не нужно составлять транспортную накладную, если перевозчик — физическое лицо, нельзя. Таким образом, оплаченную обычному гражданину стоимость перевозки можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли при наличии товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т и транспортной накладной».

Скорее всего, налоговые органы будут придерживаться такой же позиции. Поэтому, если не хотите споров с ними, составьте две транспортные накладные.

<27> Пункт 1 ст. 785 ГК РФ.<28> Пункт 13 ст. 2, п. 1 ст. 3 Устава автотранспорта.<29> Пункт 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ.<30> Пункт 1 ст. 252 НК РФ; п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».<31> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.<32> Пункт 6 Правил.<33> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Е.А.Шаронова

Экономист

А.А.Командиров

Консультант

отдела грузового

автомобильного транспорта

Департамента государственной политики

в области автомобильного и городского

пассажирского транспорта

Минтранса России

Функциональные возможности документа

Ввод транспортной накладной в электронном формате помогает оптимизировать процесс ведения бизнеса. Оформление перевозок товара станет проще и быстрее. Принимая решения перейти на новый формат документа, дает возможность компаниям:

  • получение доступа к документу вне зависимости от места положения. Пользователь всегда может уточнить, на какой стадии находится процесс транспортировки. В электронной версии фиксируется каждый этап;
  • чтобы внести корректировки, потребуется меньше времени. При наличии ошибки, необходимо составить новый документ, доступ к которому имеет каждый участник транспортировки грузов;
  • теперь не нужно организовывать место для хранения бумажных носителей. Достаточно создать электронный архив. В нем легко найти нужный документ за несколько кликов;
  • возможность сэкономить на объемах закупаемой бумаги. Электронный формат привносит огромный вклад в сохранение экологической обстановки.

В качестве отдельного преимущества стоит отметить упрощенную форму проверки. Налоговая инспекция может получить доступ к нужным документам в любое время. При этом не потребуется пересылать бумажные носители.

Изменения в транспортной накладной

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

Итак, в добавлены следующие изменения:

  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Старыми бланками без штрафа разрешено пользоваться до марта 2022, затем водителя будут штрафовать на 500 рублей за применение старого экземпляра.

Важно! Если допустить хотя бы одну ошибку или помарку при заполнении, то продукция не подлежит отгрузке. Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов

Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

Что представляет собой электронная транспортная накладная

Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. ЭТрН не надо распечатывать на бумаге. Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги. Но теперь документ будет проще составлять, исправлять и передавать заказчику. Не нужно ждать, пока бумагу доставит водитель. Ошибки можно исправить онлайн, без необходимости перепечатывать накладную. Хранить накладные станет удобнее — все нужные документы будут лежать на компьютере или сервере. К тому же ЭТрН невозможно потерять.

Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:

  • грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
  • перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
  • грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
  • перевозчика о сдаче груза грузополучателю.

Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.

Правила заполнения

Вот как заполнять транспортную накладную, которая действует до 01.03.2022:

  1. Документ заполняется тремя лицами: отправителем, получателем и перевозчиком, некоторые пункты заполняет водитель.
  2. Пункты 1–6 и 16 заполняются грузоотправителем (это данные организации-поставщика, получателя, наименование товара, перечень сопроводительных документов, особые указания отправителя, «прием товара»), он ставит дату заполнения и подписи.
  3. Перевозчик по согласованию с отправителем определяет условия транспортировки, заполняет свою часть — пункты 8–11, 13, 15, 16 (данные об условиях транспортировки, перевозчике, ТС, стоимости услуг, порядке расчетов). Он ставит дату заполнения и подписывает документ.
  4. При транспортировке опасного, крупногабаритного, тяжеловесного груза отправитель указывает маршрут, данные о разрешительных документах.
  5. Водитель заполняет пункты «Прием товара», «Сдача товара» (6 и 7), «Стоимость услуг…» (15). При необходимости заполняются пункты о переадресовке и изменении условий перевозки (12 и 14).
  6. Грузополучатель заполняет часть ТН под названием «Сдача товара» (7).
  7. Отсутствие информации в графе отражается в виде прочерка, пустыми графы оставлять не надо.
  8. Если условия транспортировки в пункте 8 не определены, то применяются общие условия, изложенные в законодательстве.
  9. Составляется 3 экземпляра для каждой из сторон — для грузоотправителя, грузополучателя, грузоперевозчика. Все они являются оригиналами с одинаковой силой.
  10. Подписи ставят уполномоченные лица, исправления заверяются этими же лицами.
  1. Все пункты бланка обязательны для заполнения, за исключением тех, где есть пометка «при необходимости».
  2. Юридические лица в качестве идентифицирующих реквизитов указывают: полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона. Физлица: Ф.И.О., ИНН или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителей), номер телефона.
  3. Раздел 1 заполняется в отношении грузоотправителя, являющегося стороной договора перевозки груза.
  4. Раздел 1а заполняется при наличии договора на выполнение услуг по организации перевозки груза, если грузоотправителем является исполнитель услуг. Вписываются реквизиты такого договора.
  5. Раздел 2 заполняют для грузополучателя. Указывается информация о месте доставки груза.
  6. В 3-м блоке отражаются сведения о грузе.
  7. В блоке 4 приводятся данные о сопроводительных документах на груз (при их наличии).
  8. В 5-й блок вносят указания по маршруту, срокам доставки, об ограничениях скорости движения, особенностях перевозки для конкретного товара и др.
  9. В разделе 6 прописывают все про перевозчика — организацию или ИП, которая занимается транспортировкой грузов.
  10. В разделе 7 указывают транспортное средство. Обязательно определяют тип владения автомобилем.
  11. В разделе 8 показывают, как и когда состоится прием грузов.
  12. В 9-й части отражают сведения о переадресовке, если ее производили. Эту часть заполняет перевозчик.
  13. В 10-й части отражают фактическую выдачу грузовой партии.
  14. В 11-й части при необходимости вносятся отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков.
  15. В 12-м разделе рассчитывается стоимость перевозки. Эту часть заполняют, если ТН используют как первичный документ бухучета.

Печати не предусмотрены формой ТН. Отсутствие печати никакой ответственности не несет, но и ее наличие — тоже не ошибка.

А это образец заполнения бланка ТТН по форме 1-Т на алкогольную продукцию.

Если организация не пользуется печатью, то ее оттиск в форме 1-Т необязателен.

ВАЖНО!

Это далеко не полный порядок заполнения, но даже из него понятно, что бланк стал сложнее для оформления. В нем появились новые графы для подтверждающих документов. Изменение ТН направлено на упрощение прослеживаемости перевозки грузов.

Плюсы и минусы электронных транспортных накладных по сравнению с бумажными

Сравним работу человека, оформляющего бумажную накладную, и работу менеджера, заполняющего ЭТрН.

Бумажный вариант:

  1. Заполнить, распечатать три экземпляра, подписать. Накладная может включать в себя сотню позиций по доставке, соответственно, каждый экземпляр — это много распечатанных листов бумаги.
  2. Передать два экземпляра водителю. Если ответственное за заполнение накладной лицо находится территориально не в том же месте, где груз — лишняя поездка.
  3. Если в накладной ошибка, или водитель потерял накладные — перепечатывать заново.
  4. По завершении поездки полностью заполненный экземпляр накладной нужно вернуть отправителю. Плюс одна поездка водителя.
  5. Бумажная накладная хранится в бумажном архиве, при проверке её поиск занимает время.

Электронный вариант:

  1. Отправитель заполняет электронную версию накладной.
  2. Автоматически и сразу же после подписания отправителем накладная появляется в единой базе и доступна всем прочим участникам перевозки — водителю, менеджеру перевозчика, получателю.
  3. Распечатывается один специальный экземпляр для ГИБДД, на случай проверок на дорогах.
  4. Каждый этап доставки становится сразу известен всем участникам.
  5. Никакие оригиналы бумажных накладных не нужны.

Поскольку формат ЭТрН введен совсем недавно, наработанной практики по нему не так уж и много. Однако уже сейчас можно отметить как плюсы, так и минусы применения электронных транспортных накладных.

К плюсам относим:

  • сокращение бумажного документооборота — экономия расходников, места на хранение и т.д.;
  • возможность автоматизированных проверок со стороны налоговой — у ФНС есть доступ к ГИС ЭПД;
  • оптимизация бизнес-процессов — проще исправлять ошибки в накладных, мгновенно получать извещения о состоянии перевозки и вносимых изменениях и т.д.

Минусы:

  • необходимость договариваться с прочими участниками услуги перевозки — понадобится составлять специальные соглашения;
  • отсутствие органов ГИБДД в структуре электронного документооборота — водителям нужно иметь при себе бумажный аналог (предоставляется оператором ЭПД);
  • дополнительные расходы на оформление электронных подписей и услуги оператора ЭПД.

В процессе дальнейшего применения нововведения, вероятнее всего, будут выявлены и иные нюансы.

Для чего внедрили транспортные накладные в электронном виде

ЭТрН — это прежде всего про эффективность и скорость бизнес-процессов. Внедрение ЭТрН призвано оптимизировать деятельность грузоперевозчиков и их клиентов.

Использование ЭТрН позволяет:

  • Получить доступ к накладной из любой географической точки. Всегда можно посмотреть, на какой стадии находится процесс грузоперевозки: каждый этап отмечается в электронной версии накладной.
  • Вносить правки легко и оперативно. Если допущена ошибка — составляется новый документ. Обновленный вариант накладной моментально становится доступен каждому участнику перевозок.
  • Исключить необходимость хранения бумажных накладных. Всё хранится в электронном архиве, можно быстро найти нужный документ и не нужно складировать лишние бумаги.
  • Снизить потребление бумаги и ресурса офисной техники. Электронные версии любых документов — это вклад в экологию и снижение расходов.

Отдельный плюс — упрощение проверок. Налоговая сможет в любой момент получить доступ к электронным версиям. А перевозчикам, соответственно, не нужно по запросам налоговой предоставлять накладную в бумажном виде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: