Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете

Разбираемся, как заполнить транспортную накладную

Документ можно заполнить от руки либо на компьютере, в том числе с применением специальных программ. Сначала указывают номер экземпляра накладной, дату составления и номер документа.

Далее рассмотрим, как вносить информацию в бланк накладной по пунктам:

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

Стоимость работы транспортировщика и правила расчета оплаты за перевозку груза. Указывают сумму за доставку, за проезд по платным дорогам, через таможню и т.д. Также отмечают название и банковские реквизиты организации-грузоотправителя.
Дата формирования документа и подписи сторон. Расписываются грузоотправитель и перевозчик.
Отметки грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Заполняют в случае штрафов. Нужно указать, что привело к штрафам, на какую сумму. Ставят дату и подпись.

Важно! Перед тем как подписать документ, необходимо тщательно проверить, все ли верно заполнено. Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны

По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них

Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны. По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них.

Возмещение транспортных расходов сотруднику – в каких случаях возможно

Понятие компенсации за возмещение текущих расходов, понесенных при исполнении трудовых обязанностей, закреплено в стат. 164 ТК. При этом в рамках рассматриваемого вопроса к транспортным затратам, подлежащим денежному возмещению, относятся следующие виды издержек:

  • Компенсация за использование личного автотранспорта сотрудника в исключительно рабочих нуждах.
  • Компенсация стоимости проездных билетов общественного и/или иных видов транспорта, включая услуги такси при условии их целесообразности.
  • Оплата стоимости арендуемого имущества, а также затрат по его содержанию и эксплуатации.

Возмещение транспортных расходов по договору поставки

Порядок и условия возмещения расходов на поставку прописываются и в законе, защищающем права потребителей.

Ситуации будут отличаться в зависимости:

  • от места покупки (дистанционно или на территории продавца);
  • условий возврата/обмена товаров (с претензиями к качеству и без них).

Законодательство, стоящее на страже потребительских прав, указывает на обязанность возмещения оплаты доставки продукции приобретателю и/или продавцу. Если имеется наличие отказа покупателя от приобретенной продукции.

За качественный товар при его покупке на расстоянии

ФЗ по охране прав покупателей определяет, что если покупка была совершенна не на территории продавца (например, через интернет) потребитель имеет право его вернуть.

Возмещение транспортных расходов за ненадлежащий товар

Покупателю оплачиваются транспортные расходы, если он приобрел товар крупного веса и размера (тяжелее 5 кг).

В этом случае рассматриваются ситуации перемещения покупки для:

  • ремонта;
  • замены;
  • уценки;
  • возврата потребителю.

Изначально потребитель может самостоятельно заплатить за перевозку некачественного приобретения. В результате у него появляется право требовать возмещения понесенных расходов с продавца (в совокупности с компенсацией морального ущерба).

Оплата проезда в общественном транспорте

Некоторые работодатели возмещают своим работникам не только командировочные и отпускные траты на билеты, но и ежедневные поездки на общественном транспорте к месту работы, когда место работы находится за чертой города или удалено от жилого сектора. Одни организуют развозку, а другие оплачивают проезд.

В индивидуальном порядке устанавливается оплата проезда к месту работы в общественном транспорте. Закон ничего не говорит нам на эту тему, нормы и суммы — прерогатива конкретного работодателя.

Выплаты компенсации за проезд (кроме командировок) следует относить к выплатам в части вознаграждения за труд. А это значит, что работодателю придется начислить и уплатить страховые взносы. Такое мнение выразили чиновники в Письмах Минфина от 13.03.2018 № 03-15-06/15287 (п. 1) и ФНС от 30.10.2017 № ГД-4-11/22062@.

Компенсация транспортных расходов сотрудникам – размер выплат

Трудовое законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно минимальной и максимальной величины компенсации. Поэтому в соглашении между работодателем и работником можно установить любой разумный размер выплаты. Причем выплатить возмещение сотруднику разрешается даже при разовом использовании собственного авто в служебных целях. При начислении суммы по стат. 188 можно разбить общую величину на компенсацию за износ транспорта при его эксплуатации и компенсацию прямых затрат в процессе эксплуатации (ГСМ, ремонт и пр.). В целях обоснованности расходов рекомендуется привести в ЛНА методику расчета величины компенсации с учетом пробега авто, СПИ, интенсивности служебного использования и других факторов.

При налогообложении прибыли следует иметь в виду, что подобные суммы компенсации относятся к прочим расходам, но только в пределах установленных норм (подп. 11 п. 1 стат. 264 НК, п. 1 постановления № 92 от 08.02.02 г., письмо Минфина № 03-03-06/1/465 от 09.08.2011 г.):

  1. По легковому автотранспорту – 1200 руб. в месяц (при объеме двигателя не больше 2000 куб. см.); 1500 руб. в месяц (от 2000 куб. см.).
  2. По мотоциклам – 600 руб. в месяц вне зависимости от объема двигателя.

Пример расчета компенсации за использование личного авто

Предположим, что по соглашению между торговой компанией ООО «Волгоград-опт» и менеджером Григорьевым А.В., последний ежемесячно получает следующие выплаты:

  • Компенсацию за использование л/авто марки KIA Soul 1.6 – в сумме 4000 руб.
  • Возмещение затрат на бензин по нормам согласно Распоряжению Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.08 г. (8 л./100 км. для указанной марки).

За июль работник сдал бухгалтеру отчет с приложенными чеками АЗС, где указал пробег авто за месяц = 750 км. Сумма выплат составляет:

  • Ежемесячная компенсация = 4000 руб., из которых в затраты по налогу на прибыль разрешено отнести 1200 руб. Сверхнормативные расходы в сумме 2800 руб. учесть в затратах при расчете налога нельзя.
  • Возмещение издержек по бензину = 8 х 750 км. / 100 км. х 40 руб. (цена за ГСМ) = 2400 руб.

Проводки в бухучете компании:

  • Д 44 К 73 на 6400 руб. – отражено начисление компенсации Григорьеву А.В.
  • Д 73 К 51 на 6400 руб. – отражено перечисление денег работнику на карточку.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. До 2021 года для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Какие расходы компенсируются

При заключении трудового договора с дистанционным сотрудником работодатель вправе:

  • обеспечить работника всем необходимым (оборудованием, программным обеспечением) для исполнения трудовых обязанностей;
  • установить размер и условия возмещения затрат, понесенных работником при использовании личного имущества для выполнения заданий работодателя.

Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель

Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы. Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.

Расходы по договору фрахтования автомобиля

В одном из судебных споров, судом были признаны обоснованными транспортные расходы по договору фрахтования автомобиля. Основным доводом послужило то, что транспортные расходы были понесены вследствие отсутствия надлежащих автобусных рейсов и прямых рейсов железнодорожного транспорта (согласно информации на сайте ОАО «АвтоВАС»).

Целью фрахтования автомобиля было своевременное прибытие на судебное заседание и минимизация расходов на участие в арбитражном процессе, без обращения к гостиничным услугам (Постановление АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 г. № А79-9529/2015).

Проезд бизнес-классом, в вагонах повышенной комфортности

Транспортные расходы представителя в суде должны быть разумными и документально подтвержденными. Разумные пределы транспортных расходов и издержек, связанных с участием представителя в судебных заседаниях арбитражных судов, являются оценочной категорией и конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств каждого конкретного дела.

В связи с чем, не удастся возместить расходы на полет бизнес-классом, проезд в вагонах повышенной комфортности.

ПРИМЕР №1.

Суд указал, что как следует из информации о полете и электронного билета стоимость билета Екатеринбург — Москва — Екатеринбург составила 40 947,25 руб., при этом билет куплен для перелета бизнес классом, в связи с чем, данные расходы не могут быть признаны разумными и в полном объеме отнесены на истца.

Документы, указывающие на отсутствие билетов на данную дату эконом классом, материалы не содержат.

Средняя стоимость аналогичного авиаперелета эконом-класса не превышает 7 000 рублей, что косвенно подтверждается авиабилетом Екатеринбург — Москва (Постановление АС Московского округа от 21.06.2017 г. № А40-75074/2015).

В частности, одним из критериев разумности при оценке размера понесенных транспортных расходов является стоимость экономных транспортных услуг, проезд к месту судебного заседания осуществлялся эконом — классом (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2018 г. № А74-7565/2017).

Но даже в случае перелета эконом — классом, суды сравнивают стоимость билетов у различных перевозчиков для оценки разумности произведенных транспортных расходов.

Как отмечено в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 г. № А32-27972/2013, разница в стоимости билетов у различных перевозчиков недостаточная и в материалах дела отсутствуют доказательства реальной возможности приобретения билетов по более дешевой цене в данный период. При этом судом была учтена и востребованность направления (из столицы в столицу).

При определении подлежащих возмещению транспортных расходов, суды указывают на их чрезмерную величину ввиду повышенного класса обслуживания вагонов, в которых приобретены проездные документы.

ПРИМЕР №2.

Поездка представителя сопровождалась классом обслуживания «1Р», то есть с условиями повышенной комфортности.

Учитывая, что продолжительность поездки составляет менее двух часов, данные услуги, по мнению истца, не являются оправданными и экономичными.

Исходя из анализа сайта ОАО «РЖД», суд признал транспортные расходы чрезмерными, поскольку ответчик не представил доказательств того, что других билетов более экономной стоимости в продаже не было и пришел к выводу о необходимости взыскания транспортных расходов в сумме 3160 рублей.

Таким образом, суд уменьшил транспортные расходы на проезд представителя, поскольку в продаже имелись более дешевые билеты в вагоны эконом-класса (Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.02.2018 г. № А43-13487/2016).

Учет транспортных затрат, подлежащих возмещению сотрудникам

В бухучете суммы начисляемых возмещений группируются по дебету 73-го счета, служащего для расчетов с персоналом по другим операциям. Корреспондирующими счетами при этом будут «затратные» счета. Проводки будут такого рода:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 73 — отражаем начисление возмещения.

Выплата пособий будет проходить по кредиту счета 73: Дт 73 Кт 50 (51).

В налоговом учете отражаются все суммы возмещений кроме тех сумм, на которые превышаются нормативные показатели.

Пример

Торговый представитель ООО «Кора» Магомедов А. П. исполнял трудовые обязанности на личном автомобиле с объемом двигателя до 2 л. По действующему положению ему причитается компенсация в сумме 5 600 руб.

Записи в учете будут выглядеть так:

Дт 26 Кт 73 — 1 500 руб. — начисляем компенсацию нормативной величины;

Дт 91.2 Кт 73 — 4 100 руб. (5 600 – 1 500) — компенсация, которую нельзя принимать в налоговом учете.

Возникающее постоянное налоговое обязательство объясняется тем, что сумма затрат по бухучету выше, чем в налоговом учете. Далее следует поступить согласно нормативам ПБУ 18/02.

Дт 99 Кт 68 — 820 руб. (4100 × 20%) — показываем условный расход.

НДФЛ с сумм возмещения в данном случае не удерживается.

***

Транспортные расходы могут быть возмещены работодателем, если поездки на личном транспорте согласованы с руководством, носят обоснованный характер и подтверждены документально. В бухгалтерском учете суммы компенсаций отражаются в полной мере. В налоговом учете компенсационные выплаты учитываются в той части, которая не превышает нормативных размеров.

Как правильно перевыставить счет на оплату? юридические советы

  • Если реализация продукции осуществляется при участии посредника, в счете на оплату он обязательно должен быть указан. Также требуется составление нескольких экземпляров такого документа;
  • Собственный экземпляр посреднику необходимо указать в журнале учета без последующего внесения в списки оформленных продаж;
  • Также существует необходимость сделать копию такого документа и предоставить заказчику;
  • Заказчик после получения оформляет для посредника счет-фактуру, который будет обязательно зафиксирован в соответствующем документе без внесения данных о сделке в книге покупок;
  • Последним этапом проведения сделки является передача заказчику счета на объем вознаграждения;
  • После этого заказчиком осуществляется фиксация соглашения в книге покупок.

Законодательством предусмотрены все необходимые виду учетных книг. В случае, когда один из участников сделки допускает халатность в вопросах их заполнения, на него может быть наложена штрафная санкция в определенном размере. Все зависит от стоимости товаров или услуг.

Выбор вида транспортного средства

При оценке разумности транспортных расходов суды принимают во внимание не только их меньшую стоимость, но время убытия и прибытия, комфортабельность транспортного средства и места проживания, экономию времени (оперативность), а также насколько выбранный вид транспорта позволяет представителю явиться в судебное заседание в положенное время и в состоянии, позволяющем ему осуществлять свои функции. Длительность нахождения в командировке, время убытия и прибытия определяется участником процесса с учетом времени судебного заседания, необходимого времени отдыха и т.д. Например, проезд железнодорожным транспортом (с учетом удаленности города Иркутска от города Москвы) в данном случае является явно неразумным в силу значительных временных затрат на нахождение в пути, в то время как использование авиационного транспорта (проезд экономическим классом) является более целесообразным и отвечает критерию разумности(ПостановлениеАС Восточно-Сибирского округа от 02.08.2018 г

№ А19-21340/2016)

Например, проезд железнодорожным транспортом (с учетом удаленности города Иркутска от города Москвы) в данном случае является явно неразумным в силу значительных временных затрат на нахождение в пути, в то время как использование авиационного транспорта (проезд экономическим классом) является более целесообразным и отвечает критерию разумности(ПостановлениеАС Восточно-Сибирского округа от 02.08.2018 г. № А19-21340/2016).

Порядок выплаты и размер компенсации

Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда. Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму. Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.

При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ, человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.

Перевыставление транспортных услуг

Фирма А находит перевозчика, оплачивает ему транспортные услуги.

Вопрос как перевыставить их фирме Б.

Услуги идут отдельной строкой, в цену товара не включены.

1. Перевозчик работает с НДС-ом.

Т.е. он выставляет услуги на 30 000 с НДС. Фирма А ему оплачивает их. И 30 000 выставляет фирме Б.

Так?

И сразу вопрос есть ли ньюансы по оформлению в этих случаях. Я имею в виду договора обычные или какие-нибудь агентские и т.п.?

И я отметаю данный вариант, чтобы усложнить себе работу?

Так все-таки мои варианты рабочие или нет?

И тут 2 варианта: 1) как посредник — с перевыставлением расходов на перевозку (отчет агента или экспедитора) и акт на вознаграждение.

Плюсы — если перевозчик без НДС, нет попадалова на Ндс.

2) как исполнитель — акт оказания услуг перевозки ( только выполняется третьим лицом-перевозчиком).

И вот тут как раз не выгодно, если перевозчик без НДС, а продавец с НДС.

Вот потому и считаю, что нет смысла со всем этим заморачиваться. Договорились с покупателем о цене перевозки, добавили в цену.

Вопрос такой ,а мы не можем перепродавать услуги,если честно приняла установку, что не можем, от предыдущего буха, так как что-то там типа лицензии на перевозку надо. Сама не перепроверяла.

И менеджер уже говорил, только так и никак иначе.

Работали с одной фирмой-перевозчиком, сейчас очень плохо стало с перевозками похоже что из-за Платона.

Дали задание изучить вопрос.

Фирма А, допустим Алиса, это мы.

Фирма Б, допустим Бусы, это покупатель.

Фирма Ромашка-это перевозчик.

Ромашка у нас без НДС. Выставляет услуги -10000.

Фирма Алиса заключила с Ромашкой агентский договор. Выставляет 500 руб- вознаграждение с НДС.

10000 без НДС? Или если им надо с НДС 500 руб с НДС и 11800 с НДС.

Это рабочие варианты? Мы можем предложить их на выбор?

Наценку на транспорт фирма Алиса не делает.

Собственные затраты

Перед тем как осуществить доставку необходимо выбрать, как она будет отражаться.

Существует два способа учитывать затраты на поставку:

  • по письменной договоренности, включив в цену продукции;
  • по письменной договоренности (учитываются отдельно).

Транспортные услуги, включенные в цену продукции, должны быть отражены в договоре купли-продажи отдельной строкой. Обязательно необходимо сделать отметку о сумме за услуги по перевозке.

Не выделение в отдельную строку суммы транспортных услуг грозит следующими неприятностями:

  • если покупатель вернет продукцию, ему придется вернуть всю сумму обратно, с учетом и расходов на доставку;
  • налоговая не засчитает в качестве вычета эту сумму, когда будет рассчитывать налог на прибыль.

Оптимальным вариантом будет заключение отдельного договора/соглашения на транспортировку проданных товаров. В нем прописываются все затраты поставщика и обязанность покупателя по возмещению. В этом случает учет продаж и транспортных расходов будет разделен.

Документация

В случае организации учета транспортных услуг, включенных в цену продукции, сопровождающим груз документом будет товаротранспортная накладная.

При организации учета транспортных услуг с использованием дополнительного договора/соглашения, первичная документация может быть оформлена тремя способами:

  • заполнение товаротранспортной накладной;
  • заполнение отдельно товарной и транспортной накладной;
  • заполнение товарной накладной и акта, в котором будут отражены транспортные услуги.

Каждый из перечисленных выше документов необходимо записать в книгу продаж.

Компенсация за использование личного автомобиля. Путевые листы и ГСМ

Организация выплачивает некоторым работникам компенсации за использование личных автомобилей в служебных целях. Сумма компенсации небольшая, расходы на бензин не покрывает.

Можно ли отдельно оплачивать ГСМ, чтобы данные расходы учитывались для налогообложения прибыли? Нужны ли путевые листы?

Согласно ст. 188 Трудового кодекса

РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачиваетсякомпенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

Размер возмещения расходов определяется соглашением

сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. То есть Вы можете установить сумму компенсации в любом размере. Но учесть для целей налогообложения

можно будеттолько определенную сумму .

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФк прочим расходам , связанным с производством и реализацией, для целей налогообложения прибыли относятсярасходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

П. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92 установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации

за использование для служебных поездок личныхлегковых автомобилей и мотоциклов , в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

легковые автомобили

с рабочим объемом двигателя

(рублей в месяц)
до 2000 куб. см включительно – 1 200
свыше 2000 куб. см – 1 500.

Минфин на протяжении длительного времени подчеркивает, что в размерах компенсации,

установленных законодательством,уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт) .

Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов

(письмо от 16.05.2005 г. № 03-03-01-02/140).

В письме от 23.09.2013 г. № 03-03-06/1/39239 финансовое ведомство повторило, что поскольку в размерах указанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение

затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт),стоимость горюче-смазочных материалов, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях,не может быть повторно включена в состав расходов .

То есть помимо сумм компенсаций, выплачиваемых работникам организации за использование личных автомобилей в служебных целях.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами

для целей налогообложения прибылипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Минфин всегда утверждал, что для документального подтверждения расходов на выплаты компенсаций обязательно оформлять путевые листы

Однако суды правомерно указывают, что оформление путевых листов при использовании личных автомобилей

действующим законодательствомне предусмотрено , и поэтому отклоняют доводы налогового органа о необходимости ведения учета служебных поездок и оформления путевых листов (постановлениеФАС Московского округа от 19.12.2011 г. № А40-152815/10-116-694).

Обязательного условия ведения путевых листов для учета в целях налогообложения сумм компенсаций не предусмотрено.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.

Поскольку в актах законодательства о налогах и сборах указанный вопрос должным органом не регламентирован, суды обоснованно применяют п. 7 ст. 3 НК РФ

, согласно которому все сомнения в актах законодательства о налогах и сборах подлежат истолкованию в пользу налогоплательщика (постановлениеФАС Поволжского округа от 30.05.2012 г. № А12-15477/2011).

В последнем письме на данную тему Минфин РФ вновь сообщает, что путевые листы

, содержащие обязательные реквизиты и заполненные в порядке, утвержденном приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»,налогоплательщики вправе использовать для подтверждения расходов по использованию личного транспорта в служебных целях, компенсируемых организацией, которые могут приниматься в целях налогообложения прибыли организаций (письмо от 23.09.2013 г. № 03-03-06/1/39406).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: