Как оформляются результаты исполнения государственной функции
Результатом исполнения государственной функции являются выдача инспектором ГИТ работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю по окончании исполнения государственной функции акта проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда или, если выявлены нарушения, предписание согласно пункту 104 Административного регламента и протокол об административном правонарушении.
Административным регламентом также утверждается два приложения:
Приложение № 1 — Сведения о месте нахождения (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты) территориальных органов ГИТ.
Приложение № 2 — Блок-схема осуществления государственной функции.
Да, ещё, при исполнении государственной функции плата не взимается
Специальная оценка и государственная экспертиза
Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов – насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н
Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.
В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.
Сроки уведомления и исполнения государственной функции
О проведении плановой проверки работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, уведомляются инспектором ГИТ не позднее трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным), в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, при условии, что такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в ГИТ. О внеплановой проверке инспектор ГИТ уведомляет не менее чем за двадцать четыре часа до её начала теми же способами, что указаны в предыдущем предложении.
Сроки исполнения государственной функции такие же, как и в Федеральном законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Продолжительность каждой проверки, осуществляемой при исполнении государственной функции, не должна превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год. Для тех, кто осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, сроки исполнения государственной функции устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарных либо выездных проверок.
В Административном регламенте много внимания уделено плановым и внеплановым проверкам, поэтому за подробностями обращайтесь к самому документу. По сути, в части осуществления проверок, Административный регламент не должен расходиться с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. По тексту очень часто идёт ссылка на 294-ФЗ.
Порядок разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем
С 1 марта 2022 года вводятся в действие требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков, вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.
Определено, что разработанные работодателем правила по охране труда должны (в соответствии со спецификой организации) содержать следующие главы:
- общие требования;
- требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
- требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников;
- требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников;
- требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.
Инструкция по охране труда должна содержать:
а) общие требования охраны труда;
б) требования охраны труда перед началом работы;
в) требования охраны труда во время работы;
г) требования охраны труда в аварийных ситуациях;
д) требования охраны труда по окончании работы.
Микротравмы
Согласно новой редакции Трудового кодекса РФ, под микротравмой понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройство здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
Для учета и анализа микротравм можно руководствоваться Рекомендациями Минтруда России (Приказ Минтруда России от 15.09.2021 № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»).
Как учитывать, расследовать и анализировать микротравмы
Разработать регламентирующие документы, в том числе Положение по учету микротравм (может быть совмещено с Положением о расследовании несчастных случаев).
В Положении важно отразить структуру ответственных и вовлеченных лиц, определить, каким образом будет осуществляться информирование, какие действия должны предпринимать ответственные лица и в какие сроки, какая будет система отчетности. За основу можно взять рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников, разработанные Минтрудом России.
Провести обучение (инструктаж) ответственных лиц.
Рассказать о новых задачах и действиях, которые нужно будет предпринимать
О том, для чего внедряется учет микротравм, какие преимущества это дает.
Внедрить систему учета.
О каждой микротравме и инциденте на производстве пострадавший, свидетель или участник происшествия должны немедленно (без страха наказания) сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю. Регистрации и, соответственно, расследованию подлежат все микротравмы. Регистрацию должен проводить работник, являющийся лицом, ответственным за организацию работы по охране труда. Благодаря этому можно отследить статистику наиболее часто встречающихся микротравм, разработать инструменты для устранения и купирования аналогичных рисков во всех подразделениях компании. Проще всего это реализовать с помощью QR-кодов.
Выявлять глубинные причины происшествий.
В результате внутреннего расследования должны быть установлены ключевые факторы происшествия и его глубинные причины, так как это позволит выработать действенные рекомендации по предотвращению повторения аналогичного происшествия в будущем. По большому счету, без анализа причин и последующих корректирующих действий теряется весь смысл учета микротравм.
Существует множество методов проведения анализа глубинных причин. Самые распространенные из них — «Пять причин», «Дерево причин», «Рыбья кость». Для проведения анализа может использоваться любой из методов или их комбинация.
Подробнее об этих методах — в статье по ссылке.
Анализировать полученные данные.
Важно понимать, что учет ради учета ни к чему не приведет, сведя процедуру к формализму. Достижение нуля на вершине пирамиды Хенриха возможно только при условии постоянной работы с ее основанием.
Данные, которые собираются в рамках учета микротравм, в том числе данные о первопричинах, необходимо в последующем анализировать.
Проводить корректирующие мероприятия и анализировать их эффективность.
Анализ микротравм также позволит улучшить оценку рисков. В рамках оценки рисков определяется ИПР — индекс профессионально риска, и уже по полученным значениям все риски ранжируются, после чего предлагаются корректирующие мероприятия. Но иногда некоторые риски недооценивают или переоценивают либо вообще их не учитывают. Анализ микротравм — это, по сути, качественный показатель, он позволяет увидеть, какие риски «сработали» и какими были последствия. Именно поэтому важно в последующем вносить изменения в оценку рисков и оценивать эффективность предложенных мероприятий.
Госуслуги по проведению экспертизы условий труда
Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:
- на официальном сайте Роструда;
- на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
- на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг.
Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:
- направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда;
- направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления.
Это важно знать
- В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.
- Плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:
- полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
- контактная информация – почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
- наименование цели проведения госэкспертизы условий труда;
- наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник – указывается сведение о его рабочем месте);
- обоснование необходимости проведение экспертизы;
- сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии).
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:
- отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
- трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда;
- положение о системе оплаты труда работника (если есть);
- местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда;
- список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год.
Это важно знать
- Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.
- Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы.
- При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.
- При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление.
- Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления. После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения – он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.
Как часто нужно проводить спецоценку
Спецоценка бывает двух видов — плановая и внеплановая.
Плановую СОУТ проводят раз в пять лет. Если хотя бы на одном рабочем месте выявили вредные или опасные условия труда, через пять лет нужно обязательно провести СОУТ заново. Если по итогам предыдущей спецоценки вредных факторов на рабочих местах не выявили и за пять лет условия не изменились, новую оценку проводить не придется: будут действовать результаты старой.
В первый раз спецоценка проводится не позднее года после регистрации компании или оформления первого работника ИП.
Внеплановую СОУТ проводят, когда условия труда изменились так, что нужно заново определять их вредность. Или когда оказалось, что условия могут быть вредными и даже опасными. Вот все поводы и сроки для внеплановой спецоценки.
Внеплановая спецоценка — ст. 17 закона о СОУТ
Основание для внеплановой спецоценки условий труда | В какой срок провести |
---|---|
Появились новые рабочие места. В этом случае нужно проверить только их. Если взяли еще одного специалиста, который будет работать на том же рабочем месте, например сменного официанта, проводить СОУТ не нужно | В течение года с даты приема работника на новое место |
Проверка трудовой инспекции выявила нарушения охраны труда и вынесла предписание провести спецоценку его условий | В течение шести месяцев с даты предписания |
На рабочем месте изменился рабочий процесс или поставили новое оборудование, и оно может влиять на вредность работы. Если купили новый компьютер, проводить внеплановую оценку не надо. Если новый станок с абсолютно другими характеристиками — скорее всего, придется | В течение года после изменения должностной инструкции или с подписания акта установки оборудования |
Работники стали использовать новые материалы или сырье, и поэтому уровень вредного воздействия изменился | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
Вы ввели для работников новые средства индивидуальной защиты, поэтому уровень защиты изменился | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
На предприятии произошел несчастный случай, связанный с работой, или у работника выявили профзаболевание | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
Работники недовольны предыдущей оценкой условий труда, и профсоюз или другой выборный орган мотивированно предложил провести СОУТ | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
Если вводите новые должности или меняете названия должностей, но при этом рабочие места не меняются, внеплановая СОУТ не нужна. Но решение об этом должна принять комиссия. Чтобы у трудовой инспекции не было претензий, лучше оформить такое решение актом об отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки.
Служба охраны труда
Приказом Минтруда России № 37 от 31.01.2022 г. утверждены новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда. Данный приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Одновременно утрачивают силу:
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».
Приказ содержит в себе положение о формировании структуры службы охраны труда, а также методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
Как и раньше, служба охраны труда должна быть организована в организациях со штатной численностью от 50 человек (ст. 223 ТК РФ).
Для кого не обязательна служба ОТ:
- работодатели-ИП;
- работодатели, которые не занимаются производством;
- работодатели — субъекты малого предпринимательства;
- работодатели, предоставляющие социально-бытовые услуги, если у них введена должность специалиста по охране труда.
Рекомендациями охвачены такие должности, как руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий.
Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:
а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;
в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;
г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
Службу по охране труда рекомендуется организовать в форме отдельного структурного подразделения. Желательно, чтобы для её работы было выделено отдельное помещение и современное оборудование. Также рекомендовано выделить отдельное помещение для проведения мероприятий по охране труда (обучение, инструктажи и пр.).
Тем, кто ещё не успел организовать службу охраны труда, или не должен был раньше, а теперь ему рекомендовано, до 1 марта 2022 г. должен успеть это сделать и оформить локальные нормативные акты в соответствии уже с новыми нормами.
Назначение СОУТ
Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.
Цели и задачи спецоценки
Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.
Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему
Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля
Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование
Ответственность за нарушения в проведении СОУТ
Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.
В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.
Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.
Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.
В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.
Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.
Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их эффективного выявления на рабочих местах
Минтруд РФ приказом № 36 от 31.01.2022 г. утвердил Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей на производстве и в организациях.
На основе данных рекомендаций можно обеспечить правильность и полноту установления опасностей, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, а также источников этих опасностей у конкретного работодателя для эффективной реализации процедуры управления профрисками в СУОТ.
В приказе содержатся:
- Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей;
- Состав нормативных правовых актов и иных документов для проведения анализа опасностей;
- Примерная классификация опасностей по видам деятельности;
- Примерная классификация опасностей в зависимости от причин возникновения опасностей;
- Примерный перечень объектов возникновения опасностей.
Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:
- по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
- по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
- по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования — видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей.
Классификацию опасностей по видам профессиональной деятельности работников рекомендуется применять в целях выявления опасности и объектов их возникновения при выполнении работниками конкретных отдельных работ, независимо от объекта (места) их проведения, классификацию опасностей по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы) и (или) по причинам возникновения опасностей рекомендуется применять в целях выявления опасностей на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на исследуемых объектах работодателя — на территории, рабочих местах (рабочих зонах), а также на завершающем этапе идентификации опасностей.
Особенности проведения экспертизы
Экспертная комиссия проводит положенную проверку в полном соответствии с установленными на административном уровне регламентами. Также за основу берется приказ Минтруда России No 708н. Услуга проведения ГЭУТ осуществляется с соблюдением следующих правил:
- К работе привлекаются только аккредитованные лаборатории.
- Срок проведения не должен быть выше 30 дней. Дата отсчета – день регистрации оснований для ГЭУТ.
- Продление возможно, но исключительно на основании решения руководителя экспертной комиссии.
Если принимается решение продлить государственную проверку, нужно быть готовым к тому, что продление будет невозможно выполнить на срок более 60 дней.
Причины отказа в предоставлении госуслуги
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:
- в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
- заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
- непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
- предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?
Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.
Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).
В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):
- отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
- непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
- поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Правила проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
В содержательной части новый порядок, приведенный в проекте «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», содержит те же разделы, что и Порядок, согласно приказу от 12.08.2014 № 549н.
В порядке содержится:
- заявление на проведение государственной экспертизы условий труда;
- примерный перечень документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;
- представление о проведении государственной экспертизы условий труда;
- типовые формы запроса документов, заявлений и уведомлений необходимых при проведении государственной экспертизы условий труда;
- форма журнала регистрации государственной экспертизы условий труда.
Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Государственная экспертиза условий труда не проводится:
- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
- при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;
- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;
- в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;
- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
- Обращается в МФЦ.
- Предоставляет заявление по форме и необходимые документы.
- В случае проведения государственной экспертизы условий труда получает заключение государственной экспертизы условий труда.
- В случае невозможности проведения государственной экспертизы условий труда получает письмо с указанием конкретных причин невозможности.
- В случае если заявителю отказано в проведении государственной экспертизы условий труда, подает заявление о возврате денежных средств, внесенных в счет оплаты государственной экспертизы условий труда по форме.
- В случае невозможности получения заключения лично либо через представителя соответствующих документов, сообщает об этом в МФЦ (в этом случае документы могут быть отправлены ему по почте).
Основание для приостановления предоставления государственной услуги — рассмотрение в судах различных инстанций дел, касающихся правового статуса заявителя, наличие или отсутствие которого является основанием для принятия решения о предоставлении заявителю государственной услуги.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- отсутствие в заявлении о проведении государственной экспертизы условий труда сведений, предусмотренных формой заявления;
- непредставление заявителем в случае, если заявителем является работодатель, документов, прилагаемых к заявлению;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений.