Причины проведения инвентаризации
Причин для проведения инвентаризации может быть множество: от возникновения недоверия к материально ответственному лицу до необходимости проведения обязательных процедур перед сдачей отчетности.
Одной из популярных является смена бухгалтерской программы. В новую программу, естественно, хочется перенести корректные данные, которые позволят собственникам и управленцам принимать взвешенные решения, основанные на достоверной информации. Не менее популярной причиной в сегодняшней сложной ситуации становится проверка работы переработчиков при давальческой схеме или арендаторов, которым передается объект с массой мелких и крупных составляющих.
Производитель косметической продукции много лет часть продуктов производит силами стороннего завода по давальческой схеме. При проведении инвентаризации было выявлено несколько факторов, приводящих к существенным потерям. Например, хранение в ненадлежащем порядке компонентов и упаковки продукции, что приводило к утрате части упаковки и компонентов (намокание, смятие и пр.), истечение срока годности из-за отсутствия системности учета поступивших партий. А также нерациональное использование при отпуске в производство и неэффективный контроль за МПЗ, что приводило к большим потерям и увеличению себестоимости.
Подробнее
Таким образом, в кризис инвентаризация может позволить структурировать информацию об активах и принять решение об их наилучшем использовании. Например, реализовать скопившиеся неликвиды, получив необходимые денежные средства, и сократить складские площади, а следовательно, и затраты на аренду, наиболее эффективно составить план производства, рекламных акций и иных мероприятий, направленных на продвижение бренда и стабильный денежный поток в кризисное время.
Кто проводит инвентаризацию
ВАЖНО!
Обратите внимание, что 31 мая 2022 г. опубликован проект нового ФСБУ «Инвентаризация», подготовленный Минфином России
Планируется, что он станет обязательным с отчетности за 2025 год. Значительных изменений проектом не предусмотрено. Планируется расширить обязательные случаи проведения ревизии, в тексте проекта используются новые понятия, такие, как «справедливая стоимость» и т.д.
Вот кто проводит инвентаризацию в организации в зависимости от объекта проверки:
- считаем товары: бухгалтер, оператор 1С, кладовщик;
- проверяем основные средства: бухгалтер, инженер, механик;
- сверяем дебиторку: бухгалтер, менеджер, финансовый директор.
ВАЖНО!
На ревизии должны присутствовать все назначенные члены комиссии, иначе есть риск признания результатов недействительными. Если сотрудник не вышел, то скорректируйте приказ.
На вопрос, можно ли проводить инвентаризацию без участия материально ответственного лица, ответим так: материально ответственные лица обязательно должны присутствовать, но не в составе комиссии, так как они являются заинтересованными лицами.
Обязательная инвентаризация: в каких случаях проводить
1. При передаче в аренду, при выкупе или продаже имущества
В этом случае, согласно п. 2.11 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49, далее по тексту – Методических указаний по инвентаризации, инвентаризацию проводит продавец/арендодатель и передает описи имущества покупателю/арендатору.
Собственник компании передавал принадлежащий ему бизнес как имущественный комплекс в доверительное управление. Компания провела сплошную инвентаризацию всех активов и обязательств, в результате которой были выявлены излишки основных средств – производственных складов, возведенных хозяйственным способом, но не принятых к учету.
2. Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности
Инвентаризация активов проводится в 4 квартале текущего года, а инвентаризация обязательств должна быть проведена на 31 декабря года, за который подготавливается отчетность. Инвентаризация ОС может проводиться 1 раз в каждые три года, а архивных и библиотечных фондов – 1 раз в пять лет (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Конечно, серьезных наказаний за нарушение сроков проведения инвентаризации не предусмотрено, максимум, что может грозить – это штраф до 10 тыс. рублей в соответствии со ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ. Однако, если инвентаризация не проводится, возрастают риски предоставления недостоверной отчетности. И если налоговые органы выявят недостачи активов, которые привели к занижению налоговой базы, то штраф увеличится до 20%-40% от суммы выявленной недоимки. Дополнительно будут взысканы предусмотренные законодательством суммы начисленных пени.
А за крупные недоимки по налогам, возникшие после выявленных контрольными органами несоответствий между учетными данными и результатами проведенной инвентаризации, может вовсе грозить уголовная ответственность в соответствии со ст. 198-199 УК РФ.
3. При смене материально ответственных лиц
Инвентаризация проводится по состоянию на день приемки-передачи дел. Если же материальная ответственность возлагается на бригаду, то инвентаризация должна быть проведена при смене руководителя коллектива (бригадира), а также при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов (п. 1.6. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49, далее по тексту – Методических указаний по инвентаризации).
Если смена материально-ответственного лица не сопровождалась проведением инвентаризации, то существует риск того, что ответственность за выявленные впоследствии недостачи будет возложена на нового преемника или лечь на плечи самой компании.
4. При установлении фактов хищений, злоупотреблений и порчи имущества
Необходимость проведения инвентаризации в таких обстоятельствах определена п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – 402-ФЗ), п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации.
Крупное швейное предприятие решило провести инвентаризацию после обнаружения факта хищения. Сумма выявленной в процессе инвентаризации недостачи ТМЦ составила более 20 млн. рублей. Клиенту было рекомендовано провести финансовое расследование (форензик), в рамках которого все случаи хищений и мошеннических действий документируются, собираются доказательства, а также осуществляется поиск виновных и привлечение их к ответственности компетентными органами.
Подробнее
5. В случае стихийных бедствий, пожаров, аварий
Если имущество пострадало от стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации, проводится его инвентаризация в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Стоимость пострадавшего имущества включается в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли и уменьшает налогооблагаемую базу, а само имущество исключается из бухгалтерского учета и не учитывается в расчете налога на имущества.
6. В случае ликвидации организации
Инвентаризация проводится перед составлением разделительного баланса. Если компания признана судом банкротом, то инвентаризация проводится в течение трех месяцев с даты введения конкурсного производства, однако суд может увеличить этот срок (п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ»).
Во всех других случаях дату проведения инвентаризации, объем и способ проведения, перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, устанавливается руководителем компании (ст. 11 402-ФЗ).
Этапы процедуры
Порядок проведения инвентаризации определяется нормативными документами и состоит из нескольких этапов. Перед началом процедуры необходимо подготовить приказ – это внутренний документ компании, в котором указываются цели проверки, время, место и дата проведения. Приказ подготавливается в виде письменного распоряжения. В документ также включается список сотрудников, ответственных за инвентаризацию.
1 шаг – Собрание комиссии.
Создание комиссии оформляется приказом руководителя. В состав группы входят следующие сотрудники:
- представители административного состава (например, заместитель руководителя и т.д.);
- глава отдела бухгалтерии;
- руководители подразделений компании, в которых проводится опись;
- персонал организации;
- независимые эксперты или приглашенные аудиторы.
Каждый член группы должен отметиться в приказе еще до начала проверки. Выполнять инвентаризацию в отсутствии хоть одного участника комиссии нельзя. К участию в группе не допускаются работники, которые несут ответственность за сохранность имущества, чтобы экспертиза была максимально объективной.
2 шаг – Получение последних документов.
До начала экспертизы необходимо получить документы о расходах и прибыли, последние на момент проведения инвентаризации. Документация заверяется председателем и служит основанием для процедуры.
3 шаг – Получение расписки.
Перед началом инвентаризации комиссия должна получить расписку от материально ответственного лица в день проверки. Документ подтверждает факт сдачи расходных и приходных бумаг, что все ценности оприходованы, а выбывшие изделия – списаны.
4 шаг – Проверка наличия, сохранности и количества собственности предприятия.
Комиссия на этом этапе определяет:
- наименование и количества собственности (документации, денег в кассе, ОС, МПЗ и т.д.), которая имеется в компании, включая арендованное имущества;
- состояние объектов;
- виды активов, которые не имеют материальной формы.
Полученные при инвентаризации данные заносятся в инвентаризационные акты. В документах должны расписаться материально ответственные лица, чтобы подтвердить свое присутствие в ходе проверки.
5 шаг – Сравнение данных.
На пятом этапе происходит сверка полученных в ходе проверки данных с показателями, указанными в бухгалтерских документах. Если будут выявлены излишки или недостатки, формируется специальная ведомость.
Оформить результаты можно при помощи ведомостей и описей различных товаров.
6 шаг – Обобщение результатов процедуры.
По итогам комиссия проводит анализ, а также предлагает способы решения расхождений в физических показателях. Заседание группы оформляется протоколом. В документе также фиксируется отсутствие расхождений.
Результаты оформляются как ведомость, в которой отражаются все обнаруженные излишки и недостатки, а также способы их урегулирования.
Протокол собрания комиссии вместе с ведомостью предоставляются руководителю компании, который принимает решение о проведении рекомендованных мероприятий.
7 шаг – Утверждение.
К протоколу о собрании и ведомости о результатах процедуры прикладываются ведомости и описи. После рассмотрения документации руководитель организации принимает окончательное решение о порядке устранения расхождений, которое фиксируется в приказе.
8 шаг – Отражение результатов.
Выявленные недостатки или излишки отражаются в отчете бухгалтера. В случае годовой инвентаризации результаты фиксируются в годовой отчет. Если в ходе процедуры обнаружилась собственность, которая морально устарела и не подлежит эксплуатации, ее списывают с учета.
Понятие инвентаризации
Заканчивается календарный год. Что делают организации по его итогам как экономические субъекты? Правильно: составляют годовой бухгалтерский отчет, перед которым необходимо провести инвентаризацию. Об этом сказано в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье 11 этого закона, которая так и называется — «Инвентаризация активов и обязательств», отсутствуют методические указания по инвентаризации и не указано никаких особенностей проведения проверки активов по итогам года. Просто сказано, что инвентаризация должна быть, и что она заключается в сверке учетных данных с данными фактическими. А за подробностями законодатель отсылает нас к «федеральным стандартам». В настоящее время в роли этих стандартов выступают ПБУ, ФСБУ и другие нормативные документы, принятые Минфином РФ.
Как документально оформить результаты проверки
Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.
Рекомендуем следующий пакет документов:
- приказ директора о проведении;
- инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
- сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
- письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
- приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.
Для бюджетных предприятий:
- результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
- есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.
Выделим особенность годовой инвентаризации 2022 г. в части ревизии основных средств: законодатели позволяют проводить ее один раз в 3 года.
Правила осуществления инвентаризации финансовых активов
Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:
- руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
- сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
- оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
- на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).
Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:
- сумма просроченной задолженности;
- сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
- сумма задолженности учреждения в целом;
- суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.
Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:
- информацию о контрагентах учреждения;
- суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
- суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
- сведения о суммах задолженностей учреждения;
- денежные обязательства;
- срок исковой давности.
Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.
Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:
- просроченная задолженность учреждения;
- кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
- движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.
Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.
Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).
Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:
- получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
- обнаружить ошибки в учете обязательств.
ИНВ-17 формируется в двух экземплярах и предусматривает подписи двух сторон (руководителя учреждения и руководителя контрагента).
Табл. № 6 включает в себя сведения о результатах инвентаризации за отчетный период. Первые четыре графы — для отражения сведений об основаниях инвентаризации, ее сроках проведения, реквизитах приказа, подтверждающего правомерность проведения инвентаризации. Далее пятая и шестая графы — для отражения информации о несоответствиях, выявленных при инвентаризации. Затем седьмая графа — для указания перечня мероприятий, предпринятых бюджетным учреждением для приведения в соответствие сведений бухучета и итогов инвентаризации.
Обзор функционала казначейство в 1С:ERP Управление предприятием
Как считать и платить пени с 2023 года
Заказать помощь специалиста 1С
Документальное оформление результатов
Для оформления результатов проверки активов и обязательств разработаны унифицированные описи и акты. Но строгих правил, как правильно оформить инвентаризацию документально, не предусмотрено. Если расхождений с бухучетом нет, все графы описей и актов заполняются автоматически. И подведение итогов упрощается. Если расхождения есть, требуется составлять сличительные ведомости.
По итогам годовой инвентаризации комиссия оформляет протокол. Если были выявлены излишки или недостачи, дополнительно заполните ведомость ИНВ-26. На основании этих документов издайте приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
Общая информация
Закон РБ от 12.07.2013г. предусматривает в отношении активов и обязательств компании регулярное проведение инвентаризации (статья 13). Существуют ситуации, когда реализация данной процедуры обязательно. К ним относятся следующие:
- изменение статуса хозяйствующего субъекта, реорганизация;
- прекращение функционирования компании;
- непосредственно перед формированием ежегодной отчетности;
- при необходимости сменить лиц, являющихся ответственными за сохранность материальных ценностей;
- порча;
- хищение;
- в случае наступления непредвиденных ситуаций и др.
К активам, подлежащим инвентаризации относятся:
- оборотные и внеоборотные активы;
- дебиторская задолженность;
- деньги;
- вложения финансов;
- расчеты с собственниками и др.
Проверки требуют следующие виды обязательств:
- кратко- и долгосрочные кредитные инструменты;
- задолженность, возникающая перед дебиторами и учредителями;
- резервы расходов, предстоящих в будущем периоде и др.
Специалисты компании «Бухгалтерские технологии» оказывают квалифицированную помощь в организации инвентаризации юридического лица. С нашей помощью вы сможете качественно подготовиться к процедуре и получить желаемый результат.
Основанием для проведения анализируемой процедуры выступает решение, принятое руководителем компании, контролирующих государственных структур, требование, выдвинутое коллективом.
Инвентаризацию рекомендуют осуществлять не реже 1, а в отношении объектов незавершенного производства и полуфабрикатов не менее 2 раз в год. Однако по усмотрению руководства регулярность процедуры может быть увеличена.
Таким образом, приоритетная задача инвентаризации состоит в обеспечении достоверности данных бухучета и отчетности. Благодаря данному мероприятию становится возможным установить полноту и корректность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, которые были зафиксированы на основании первичной учетной документации (товарных чеков, накладных, счетах-фактурах и т.д.).
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
- О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
- Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
- Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
- Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
- Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
- Письмо Минфина России от 04.11.1998 N 16-00-16-198.
В.И.Супроткина
Доцент
кафедры бухгалтерского учета и аудита
Всероссийская государственная
налоговая академия
Министерства финансов
Российской Федерации
Основные цели и задачи инвентаризации
Исходя из определения понятия «инвентаризация», закрепленного законодательством, процедура направлена на определение имеющегося в наличии имущества, сравнение с количественными данными бухгалтерского учета и, наконец, на проверку корректности отражения обязательств в учете.
Если же отмести формальный подход, то информация, полученная в ходе ревизии, будет ключом для более рационального планирования закупок, управления запасами и эффективного использования всех активов предприятия.
В качестве основных задач инвентаризации необходимо выделить следующие:
- Осуществление контроля за сохранностью имущества: в случае выявления недостачи в пределах норм естественной убыли (усушки, утруски — нормы обычно приводятся в соответствующих стандартах ГОСТ) такая разница списывается в расходы. Если же был определен факт хищения, то необходимо выявить виновных и взыскать с них убытки. В частности, при расхождении количества материальных запасов на складе с данными учета налоговые органы обяжут предприятие заплатить штраф в размере 10 000 рублей. Более того, такой штраф может получить лично руководитель бухгалтерии.
- Контроль за соблюдением правил эксплуатации оборудования, помещений, машин.
- Определение фактического состояния имущества: выявление товарно-материальных ценностей (ТМЦ) не пригодных для использования, с истекшим сроком годности. В этом случае, опять же, ТМЦ придется списать. Во избежание дальнейшего повторения такой ситуации необходимо определить сотрудников, которые не обеспечили своевременное использование имущества, а также поддержание его сохранности.
- Обнаружение неиспользуемого имущества: в случае утери свойств, необходимых для его эксплуатации, такое имущество списывается. Если же активы находятся в надлежащем состоянии, то их следует либо вовлечь в хозяйственный процесс, либо продать.
- Выявление неучтенного (бесхозного) имущества: компания использует активы, но в бухгалтерском учете информация о них отсутствует. В этом случае необходимо оперативно восстановить документы на имущество и принять его к учету. В противном случае следует ожидать санкций от налоговых органов.
- Проверка корректности записей бухгалтерского учета: если обнаружатся ошибки, опечатки и другие неточности, необходимо внести правки в данные бухучета.
Когда проводится инвентаризация
Сколько раз проводить, решает директор. Но есть случаи, когда она проводится в обязательном порядке — п. 27 Приказа № 34-н.
Годовую проводят не ранее 1 октября года, за который сдается отчетность. Например, сроки проведения годовой инвентаризации в 2022 году: с 01.10.2022 по 31.12.2022. Отметим, что в проекте нового ФСБУ изменений относительно сроков не предусмотрено. Проверяйте расчеты с покупателями и поставщиками раз в квартал, чтобы своевременно выявлять закрытые фирмы или проблемных контрагентов.
ВАЖНО!
Можно условно разделить виды инвентаризации в бухгалтерском учете на следующие:
- обязательная или по решению руководителя;
- плановая или внеплановая;
- сплошная или выборочная.
Например, годовая является обязательной, плановой, сплошной. Выборочная подходит для оперативного подсчета остатков, которых не хватает в учете.
Особенности годовой инвентаризации в 2020 году
При проведении инвентаризации перед составление отчетности за 2020 год следует учесть последние изменения бухгалтерского законодательства.
С 2021 года в обязательном порядке будет применятся новый стандарт по учету ТМЦ ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Утверждены два стандарта, применение которых обязательно с отчетности за 2022 год, но по желанию можно перейти на новые правила раньше: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Возможно, это потребует от организации более тщательного подхода к проверке и отражению остатков в бухгалтерском учете и отчетности.
Кроме того, по итогам 2020 года особого внимания заслуживают расчеты с подотчетными лицами и инвентаризация остатков по счету 71.
Это связано с вынужденной отменой командировок из-за коронавирусных ограничений и необходимостью для многих налогоплательщиков корректировать свои планы.
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является плановой и проводится в порядке, установленном внутренними документами организации. Это может быть положение об инвентаризации, входящее в состав учетной политики согласно п. 4 ПБУ 1/2008, или иной распорядительный документ, подписанный руководителем (Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 07-01-09/73).
В положении об инвентаризации, как правило, указывают:
- когда проведение инвентаризации обязательно;
- сроки проведения инвентаризации в разрезе имущества и обязательств;
- формы документов, используемые для оформления результатов инвентаризации.
При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности следует придерживаться общего порядка:
- составление графика контрольных мероприятий;
- оформление приказа о назначении рабочей инвентаризационной комиссии с указанием места, времени и объема инвентаризации (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);
- получение расписок от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
- проверка наличия и состояния, а также оценка активов и обязательств сплошным методом (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний по инвентаризации);
- проверка наличия и условий хранения документов, подтверждающих нахождение активов в собственности или распоряжении организации, а также технической документации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации);
- выявление активов, подлежащих списанию (п. п. 3.6, 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
- проверка активов на обесценение (п. 35 ПБУ 4/99);
- выявление сомнительной и безнадежной задолженности (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации);
- подведение итогов инвентаризации и оформление документов (Постановление Госкомстата N 88);
- отражение результатов инвентаризации (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).
Виды инвентаризации
Существует несколько признаков, по которым выделяют различные виды инвентаризации. Во-первых, по критерию обязательности проведения выделяют обязательную и инициативную проверки.
Очевидно, что инициативный контроль происходит по мере необходимости, а случаи, при наступлении которых нужно провести обязательный контроль, определены законодательно. Сделать это следует при смене материально ответственного лица (МОЛ) и наступлении чрезвычайной ситуации, при обнаружении кражи и при продаже или передаче имущества в аренду.
Кроме того, в некоторых ситуациях необходима проверка имущества в натуральном выражении. Это означает, что все объекты пересчитываются, измеряются, взвешиваются. В иных обстоятельствах происходит только документальный контроль, то есть проверяются документы, подтверждающие наличие активов у фирмы (в частности, это может быть оборотно-сальдовая ведомость).
Точные сроки проверок должны быть указаны в учетной политике на год. Внеплановая проверка проводится при наступлении форс-мажорных ситуациях, когда требуется дополнительный контроль наличия и состояния имущества.