Концепция занятости, ее формы и структура
Занятость — это такая деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей человека или общества и приносит субъекту доход или заработок.
Из определения термина «занятость» следует, что должны быть приняты во внимание следующие ограничения
- деятельность не должна нарушать законы государства;
- она должна быть полезной, рациональной, т.е. удовлетворять личные или социальные потребности.
- это должно приносить доход субъекту.
Согласно статистическим данным МОТ (Международной организации труда), занятое население включает в себя:
- Лица, занятые полный или неполный рабочий день;
- Самозанятые лица (за исключением наемных работников).
- военнослужащие
- Ученики и студенты, сочетающие учебу и работу
- Лица, ухаживающие за инвалидами.
При определении населения как экономически активного существуют две группы населения: экономически активное население и экономически неактивное население.
Министерство статистики и анализа Республики Беларусь определяет экономически активное население как часть населения, обеспечивающую его труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относятся все занятые, безработные, а также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Согласно международным статистическим стандартам, термин «экономически активное население» может иметь два значения в зависимости от продолжительности периода, к которому он относится. Если трудовые ресурсы определяются на короткий период в неделю или день, то это означает население, работающее в течение этого периода, к которому также применяется термин «трудовые ресурсы»; если же трудовые ресурсы определяются на более длительный период, то это означает население, обычно работающее по найму.
К нерабочему (пассивному) населению трудоспособного возраста относятся учащиеся и студенты (неполный рабочий день); лица, занимающиеся домашним трудом, ухаживающие за детьми старше трех лет или больными иждивенцами, а также другие лица, не занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью; военнослужащие.
Формы занятости
Формы занятости — это организационно-правовые способы и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:
- полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
- сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
- раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
- неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
- неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
- надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
- совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
- временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
- самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
- трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).
По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в:
- государственном секторе экономики;
- кооперативах;
- акционерных обществах со смешанной формой собственности;
- частном секторе;
- на совместных предприятиях;
- общественных организациях;
- личном подсобном и домашнем хозяйстве.
Удалённая работа
Не путать с фрилансом.
Удаленный работник числится в штате компании, имеет набор должностных обязанностей и цикл задач. Единственное отличие — такой сотрудник работает не в стационарном офисе. В остальном всё как при полной занятости — рабочий день длится установленное количество часов.
И в 2020 году удалённая работа стала основной формой занятости — в разгар пандемии коронавируса 90% российских компаний перешли на «удалёнку».
1 января 2021 года в России вступил в силу закон, регулирующий трудовые отношения при дистанционной работе — вот основные правила:
- Компания может перевести тебя на удалёнку без согласия только при чрезвычайных ситуациях
- Трудовые документы — заявления о приёме на работу или отпуск, на увольнение — можно пересылать по электронной почте (только бумажный больничный придётся отправить заказным письмом)
- Всё, что нужно для удалённой работы, должен предоставить работодатель или компания должна возместить расходы
- Зарплата остаётся прежней
- Если случилась чрезвычайная ситуация, а у тебя нет условий для работы дома — работодатель обязан оформить простой и заплатить тебе по нормам ТК РФ
- Если работодатель не определил конкретное рабочее время, например — с 9.00 до 18.00, ты имеешь право выбрать график самостоятельно
- Дистанционного работника можно уволить, если он не выходит на связь более двух рабочих дней или не выполняет работу в полном объёме, хотя перешёл на удалённую работу по собственной инициативе
- Дистанционного работника нельзя уволить за прогул
- Дистанционный работник имеет право на сверхурочные — если ты работаешь больше 8 часов в день, проси прибавки к зарплате
Принципы занятости
На законодательном уровне установлены следующие основные принципы занятости.
Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме — не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно). Тем самым, добровольность труда как общечеловеческая ценность закреплена законом. Человек может свободно выбирать вид общественно полезной деятельности, место и форму приложения своих способностей и желаний.
Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с содействием занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении ими соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы.
Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.
Виды занятости
Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:
- продуктивную — имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
- полезную — распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
- рациональную — отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
- полную — при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость — это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
- эффективную — это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость — это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости — ключевой задачи социально-экономической политики государства.
Государственное регулирование занятости
В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы.
Государство, осуществляя политику занятости на национальном уровне, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Общегосударственная политика занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и общегосударственный, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости. Среди них:
- устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
- подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе;
- поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями;
- расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости);
- налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов;
- привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.
Неполная и вторичная занятость (статистическая картина, экономическая природа)
Весьма дифференцированная картина неполной занятости складывалась и по отраслям. Так, в промышленности в целом доля вынужденно работавших неполное рабочее время составила 14,0%, находящихся в административных отпусках — 22,1%, т.е. более, чем вдвое превысила среднероссийский уровень (6,1% и 9,1% соответственно).
Практически повсеместно массовый перевод работников на неполный рабочий день или неделю был вызван полной или частичной остановкой предприятий из-за непоставки сырья (особенно в 1992 -1994 г.г.) в связи с распадом СССР, трудностями со сбытом готовой продукции, недостатком финансовых ресурсов.
Иными словами, частичная занятость работников была вынужденной в той внешней среде, в которой приходилось действовать предприятиям в переходной экономике. Это был хотя бы какой-то выход в ситуации острого кризиса. По данным статистической отчетности и материалам обследований в России в 1995-96 г.г. не было ни одного региона, где бы не применялась практика вынужденной неполной занятости и административных отпусков. Менее 40% всех предприятий промышленности не прибегали к вынужденным мерам неполной занятости, более 60% предприятий следовали данной практике. При том, что промышленность больше чем другие отрасли охвачена неполной занятостью, картина дополняется и большим охватом численности работников, чем в среднем по всей экономике. Так, в I квартале 1996 г. неполная занятость охватила в промышленности более 33% от среднесписочной численности работающих. Особенно велика была доля занятых неполное рабочее время в нефтехимической отрасли — 46,4%, в машиностроении и металлообработке -51,5% от среднесписочной численности работников. В текстильной и швейной промышленности вынужденная неполная занятость приняла обвальный характер и охватила 2/3 и более всех работающих в обувной промышленности — более 90%70. Три последних отрасли легкой промышленности помимо указанных выше общих причин остановки или неполной загрузки предприятий, испытывали острейшее давление иностранной конкуренции. Импортная продукция данных отраслевых направлений быстро захватила российский рынок, создав дополнительные трудности со сбытом отечественной продукции. И, хотя предприятия легкой промышленности в странах с рыночной экономикой относятся к числу наиболее адаптивных производств, руководимые прежней партийно-хозяйственной номенклатурой они оказались неспособными к адаптации, к выживанию в новых условиях. Следует отметить, что важнейшим фактором адаптивности предприятий, работающих непосредственно на потребителя (в легкой промышленности, обслуживании) в западной экономике являются именно гибкие формы труда (что было показано в I и II главах).
Разумеется, отношение к неполной занятости в российской экономике не может не учитывать кризисной природы этого явления. Отсюда следует и оценка его распространения. Ненормально широкое применение вынужденной неполной занятости, непомерно большой охват работающих приводит к нестабильности как самого предприятия, так и занятых, нестабильности заработков, не обеспечивающих достаточный, а зачастую даже минимальный уровень потребления.
Всего в 1996 г. в промышленности 37% работников находились в отпуске по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Продолжительность отпуска в среднем на одного работника составила 44 дня.
Также как и в случае безработицы, вынужденная неполная занятость связана с большой потерей рабочего времени. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.
Что такое занятость? Определение термина.
Занятость — это деятельность граждан, выполняющих работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. По Конституции гражданам принадлежит право распоряжаться своими способностями к творческому труду и заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в т.ч. не связанной с выполнением оплачиваемой работы.
Занятость — это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие.
Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.
Термин «занятость», как правило, имеет следующие основные значения:
- Оплачиваемая работа на работодателя.
- Численность занятых, имеющих оплачиваемую работу. Показатель занятости включает в себя как работников, занятых полный рабочий день, так и тех, кто работает неполный рабочий день.
- Занятость ради получения дохода; в этом смысле к числу занятых относятся как самостоятельно занятые, так и работающие по найму.
Государство проводит политику содействия занятости, направленную на создание условий для реализации права граждан на труд. Добровольная незанятость граждан не может служить поводом для привлечения их к какой-либо ответственности.
В национальной статистике часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, относят к экономически активному населению. Оно включает занятых в экономике и безработных (применительно к стандартам Министерства охраны труда – трудоспособных граждан, которые не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы и были готовы приступить к работе, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, ищущих работу и готовых к ней приступить).
Уровень занятости и заработная плата (доход наемных работников) определяются в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Возникающая после инвестирования капитала в какой-либо сектор экономики или регион первичная занятость обладает мультиплицирующим эффектом и приводит к расширению производства и занятости в других связанных секторах.
Занятость — это важнейшая характеристика экономики и благосостояния населения страны; одновременно представляет собой экономическую категорию и социальную проблему. Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; она выражает меру его включенности в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей людей в оплачиваемых рабочих местах и получении дохода.
Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости — безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям в обществе. Именно потому что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики. В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества.
Концепция и суть занятости в экономике
Занятость является важной чертой экономики, характеризующей процветание общества. Уровень занятости является важнейшим макроэкономическим показателем
В то же время занятость не должна рассматриваться только как экономическое явление, она зависит от демографии и является частью социальной политики. То есть занятость имеет социальную и демографическую основу.
Как экономическая категория занятость охватывает систему отношений, предполагающих участие общества в трудовой деятельности. Эта концепция отражает уровень вовлеченности общества в работу, степень удовлетворения потребностей работников, включая личные потребности и интересы в оплачиваемом труде, получение прибыли и доходов.
Занятость также считается важнейшим социальным явлением, и происходящие в ней процессы можно охарактеризовать как фундаментальные, поскольку проблемы занятости затрагивают материальную основу всех явлений и процессов экономической жизни (производства).
Среди прочего, занятость является не только социальной, но и важной категорией производства, отражающей экономические и правовые условия труда как основного фактора любого производства. Только эффективная и продуктивная занятость способна создать материальную базу для реализации любой социальной программы
Только эффективная и продуктивная занятость способна создать материальную базу для реализации любой социальной программы.