Подали «уточненку» во время проверки: каких последствий ожидать от проверяющих

Если уточненная декларация подана после вручения акта камералки

Акт камералки составляется в течение 10 рабочих дней после завершения проверки <18>.

Примечание

В то же время нарушение срока проведения камеральной проверки или срока составления акта не влечет недействительности итогового решения. Напомним, что доводы о несоблюдении срока составления акта можно заявить в суде только либо при оспаривании требования об уплате доначисленных по результатам проверки сумм или решения об их взыскании, либо в качестве возражений на иск о взыскании, предъявленный ИФНС <19>.

То есть акт может быть составлен как в течение 3 месяцев, отведенных на проведение проверки, так и в течение 10 рабочих дней после истечения этого срока. Но в любом случае проверка завершается составлением акта <20>. Поэтому если после вручения акта камеральной проверки вы подали уточненку, то ИФНС, скорее всего, вынесет решение по итогам проверки первоначальной декларации. И все же такое решение можно попытаться оспорить <21>. Но отстаивать свою правоту наверняка придется в суде.

Как уже говорилось выше, ФНС считает, что в этой ситуации подача уточненки не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам <14>. Судебная же практика противоречива. Известны споры, в которых судьи приходили к выводу, что камеральная проверка заканчивается только принятием итогового решения. То есть если уточненка подана даже после вручения акта, но до вынесения решения по проверке первоначальной декларации, эта проверка прекращается <22>. Нет смысла, считают судьи, выносить решение по проверке декларации, которая уточнена налогоплательщиком <23>.

Но есть и решения в поддержку налоговиков. Так, судьи Уральского округа сочли, что дата принятия решения по камеральной проверке не может признаваться датой ее окончания. В противном случае налогоплательщик мог бы избежать ответственности за выявленные нарушения, просто уплатив взятую из акта проверки сумму налога и соответствующие ей пени и представив уточненку до вынесения решения <24>.

В итоге при подаче уточненки после получения акта камеральной проверки все же есть шанс избежать штрафа за неуплату налога. Чтобы это не выглядело как исключительно «работа над ошибками», отраженными в акте проверки, можно порекомендовать отразить в уточненке и другие корректировки. Как вы помните, за ошибки, не обнаруженные при проверке, штрафовать вас не имеют права. Но нужно заблаговременно доплатить налог и соответствующие пени <25>.

<18> Пункт 1 ст. 100 НК РФ.<19> Пункт 31 Постановления N 57.<20> Определение ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13.<21> Пункт 9.1 ст. 88 НК РФ.<22> Постановления ФАС ЗСО от 14.01.2013 N А81-1421/2012; ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34.<23> Постановление ФАС ЗСО от 17.10.2013 N А45-24606/2012.<24> Постановление ФАС УО от 04.04.2013 N Ф09-2044/13.<25> Пункт 4 ст. 81 НК РФ.

Уточненная декларация с уменьшенной суммой

Если предприниматель подаст уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога, то есть в новом документе к уплате будет стоять меньшая сумма, чем в первичном, то камеральной проверкой предприниматель не «отделается».

Налоговики обязательно прибудут с выездной проверкой, поскольку в этом случае возникнет переплата, вернуть которую налогоплательщику будет не так-то просто. Данные «уточненки» они учтут лишь при условии, что с момента ее подачи прошло три месяца, а выездная проверка при этом еще не закончилась.

Итак, пока еще не завершилась камеральная проверка, налогоплательщик имеет право подать уточненную декларацию. В этом случае налоговый инспектор обязан прекратить проверку первичной декларации и начать «камералку» уточненной. Если предприниматель вовремя заметит и исправит свои ошибки, он может избежать штрафа, но ему придется доплатить налог и уплатить «набежавшие» пени.

Обоснование

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), например:

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок. Например, вызывают на «зарплатные» комиссии по легализации налоговой базы или базы по страховым взносам (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064);
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

На практике инспектор включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены. В тексте вопроса как раз указано аналогичное пояснение инспектора.

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» устанавливает причины, по которым налогоплательщик может быть вызван для дачи пояснений в ходе камеральной проверки.

В частности, непосредственная явка налогоплательщика требуется при выявлении ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, полученным в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы, и т.д. и т.п.

В связи с чем рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. Налоговым кодексом не установлена ответственность за неявку налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством. Неявка в налоговый орган рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

За это нарушение могут назначить штраф от 2 000 руб. до 4 000 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Однако если налоговый орган интересуют пояснения, как в рассматриваемом случае о причинах возникновения убытка, т.е. предмете камеральной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с положениями ст. 88 НК РФ. Прежде всего, это срок камеральной проверки и основания истребования пояснений, содержащихся в статье 88 НК РФ.

Иными словами, инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

Версия 2: проверка заканчивается в день составления акта

Этой позиции налоговики следуют в случае выявления в ходе камеральной проверки ранее поданной декларации неуплаты налога (излишнего возмещения), до окончания которой налогоплательщик «уточнился». По мнению контролеров, акт является некой границей, за которой возможно лишь одно — вынесение по нему решения. Поэтому налоговики стоят на том, что, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения и они опосредованы в акте как завершающем проверку документе, она непременно должна завершиться вынесением решения. Другими словами, если есть акт камеральной проверки, налоговая инспекция не может прекратить все действия, указанные в п. 9.1 ст. 88 НК РФ, в отношении ранее поданной налоговой декларации.

Данную позицию ФНС России озвучила в Письме от 23.07.2012 N СА-4-7/12100, в котором разъяснила следующее. При представлении налогоплательщиком уточненной декларации после составления акта проверки либо за рамками сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88 НК РФ, основания для прекращения налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 указанной статьи, отсутствуют и налоговый орган обязан вынести предусмотренные законом решения. Аналогичные выводы Минфин России делал еще до введения в ст. 88 НК РФ п. 9.1 (Письма от 13.02.2008 N 03-02-07/1-61, от 25.04.2008 N 03-02-07/2-76).

Судебные органы в свою очередь не согласны с мнением чиновников. Примером является Постановление ФАС МО от 29.11.2011 N А41-31236/10, в котором сделан следующий вывод: инспекция незаконно, в нарушение п. 9.1 ст. 88 НК РФ, вынесла решение по первоначальной налоговой декларации при наличии уточненной декларации. При этом арбитрами отклонен как противоречащий нормам налогового законодательства довод контролеров о том, что камеральная проверка заканчивается в момент составления соответствующего акта.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС ЗСО от 29.09.2011 N А27-369/2011, ФАС ЦО от 28.10.2010 N А09-5082/2009 <8>.

<8> Определением от 23.03.2011 N ВАС-247/11 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

* * *

Если уточненка представлена после вынесения решения по проверке, то ее будут проверять в обычном порядке. Штрафа за неуплату налога быть не должно, если вы исправляете ошибки, не обнаруженные при выездной проверке. Если же уточненную отчетность вы сдаете после подведения итогов камералки, то не забудьте предварительно уплатить налог и пени, чтобы не подпасть под штраф <54>.

Примечание

Если вы обжалуете вынесенное инспекцией решение по проверке в досудебном порядке, то региональное УФНС должно учесть данные уточненок, представленных до вступления этого решения в законную силу. То есть если у налоговиков нет претензий к уточненным данным, то штраф за неуплату налога и пени они должны рассчитать исходя из этих данных <55>.

Сдавать уточненку с уменьшенной суммой налога после вынесения итогового решения по выездной проверке опасно: если сумма уменьшения значительна, то могут назначить повторную выездную проверку за корректируемый период <56>. И учтите, что если вы заявляете, например, новые вычеты за период, проверенный в ходе завершившейся ВНП, то это никак не ставит под сомнение правомерность ее результатов <57>.

<47> Пункты 4, 5 ст. 78 НК РФ; п. 20 Постановления N 57; Письмо ФНС России от 22.09.2015 N СА-4-7/16633.<48> Постановления АС ДВО от 18.09.2015 N Ф03-4139/2015; АС СКО от 25.02.2015 N Ф08-70/2015; АС МО от 10.02.2015 N Ф05-17768/2013.<49> Постановление АС СЗО от 30.10.2014 N А56-1600/2014.<50> Постановление АС ДВО от 18.09.2015 N Ф03-4139/2015.<51> Пункт 1 ст. 78 НК РФ.<52> Постановление ФАС ВСО от 25.02.2014 N А19-7015/2013.<53> Постановление АС ВВО от 21.05.2015 N Ф01-1642/2015, Ф01-1643/2015.<54> Пункт 4 ст. 81 НК РФ.<55> Постановление 12 ААС от 26.09.2014 N А06-355/2014.<56> Пункт 10 ст. 89 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 19.03.2012 N А45-5592/2011.<57> Постановления АС СЗО от 24.07.2015 N Ф07-5266/2015; ФАС ДВО от 03.06.2014 N Ф03-1817/2014.

А.Ю.Никитин

Аттестованный налоговый консультант

Срок проведения камеральной проверки в 2020 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2020 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2020 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2020 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2020 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Зачем повышают ставку НДС?

НДС 10% действует, например, на такие товары:

  • молоко, сливки, масло, сыр, творог;
  • мясо, колбаса, сардельки, сосиски;
  • мука, сахар, макароны, крупы;
  • рыба, креветки, консервы;
  • яйца, овощи, хлеб, подсолнечное масло;
  • детское питание, подгузники;
  • детская одежда, школьные принадлежности, игрушки.

Есть сложная бухгалтерская заморочка с тем, что производитель может платить НДС 10%, а перевозчик его товара, например, 18%. Но в пересчете на единицу продукции это изменение будет ничтожным. Если в магазине молоко подорожало на 2% в связи с якобы повышением НДС, это обман: НДС для молока не изменился.

Еще есть ставка НДС 0%. Она действует для экспорта и тоже не изменится.

Это основной федеральный налог, который проще всего собрать и прогнозировать. Если товар продан и облагается НДС, в бюджет точно попадет какая-то сумма. С налогом на прибыль так не получится. НДС — первый по собираемости налог в России. Это второй по размеру и доле вид доходов бюджета, а первый — от продажи нефти и газа.

Если ставка вырастет с 18 до 20%, в следующем году в бюджете будет на 620 млрд рублей больше. В среднем за год каждый человек будет тратить на повышение НДС примерно 360 Р в месяц. Но это в среднем. В реальности кто-то потратит больше (например, при покупке автомобиля), а кто-то потратит столько же, покупая только продукты со льготным НДС.

Куда пойдут эти деньги?

Официально, то есть с точки зрения закона, ситуация такая. Из федерального бюджета деньги идут на образование, медицину, безопасность, ЖКХ, культуру, спорт, строительство дорог, цифровые технологии и господдержку. Есть национальные проекты, на которые нужны деньги: материнский капитал, ежемесячные выплаты на ребенка, ипотека по сниженной ставке, бесплатная диспансеризация или сложные операции по квотам.

Другая семья платит в бюджет 30 тысяч рублей НДС, но сможет получить 450 тысяч рублей материнского капитала, внесет их в счет ипотеки и сэкономит еще 200 тысяч рублей на процентах банку.

Неофициально, то есть между нами, должны прозвучать слова «воровство», «взятки» и «распил», но вы это все сами знаете.

Задержка выплаты налогового вычета

Если деньги не были получены, а срок камеральной проверки давно прошел, налогоплательщик может обратиться в налоговую службу для получения разъяснений.

Задержка выплаты означает какую-то ошибку в декларации или в предоставленных документах. Налоговая служба обязана оповещать о наличии недочетов по ходу камеральной проверки. На практике, районные налоговые инспекции могут не высылать уведомления при наличии ошибок. Налогоплательщику нужно самостоятельно контролировать ход своего дела.

При возникновении задержки сразу нужно обратиться в камеральный отдел и узнать, когда придут деньги за налоговый вычет. Возможно, к декларации были приложены не все документы. После устранения недочетов налоговый инспектор направляет распоряжение о перечислении возврата. Налогоплательщик вправе взыскать проценты за нарушение сроков возврата. Все обращения в налоговую службу подавать в письменном виде на имя начальника инспекции.

Ускорить срок камеральной проверки нельзя. Если налогоплательщик хочет получить компенсацию быстрее, от него требуется правильно заполненная декларация и полный пакет документов. Это позволит избежать задержки в ходе проверки.

Версия 3: проверка завершена в момент вынесения решения

В последнее время именно такие выводы делают арбитры. Налоговое ведомство с ними категорически не согласно.

В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. При рассмотрении данного дела судьи установили, что уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта проверки, но до принятия решений по нему. По мнению налогового органа, в такой ситуации вынесением оспариваемых решений положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ нарушены не были, поэтому основания для прекращения камеральной проверки ранее поданной декларации и назначения новой проверки уточненной декларации отсутствовали. Арбитры не согласились с позицией контролеров, сделав следующий вывод: с учетом норм ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.

На основании данных толкований норм Налогового кодекса судьи решили, что на момент представления уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации окончена не была. Следовательно, инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку спорной декларации и назначить новую проверку на основе уточненной декларации. Далее арбитры сделали оговорку, что указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой по данному вопросу. При этом каких-либо примеров судебных актов в тексте Постановления не приведено.

Между тем аналогичные решения судов действительно есть. Подобная позиция изложена в Постановлениях ФАС ЦО от 26.04.2012 N А68-2616/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2012 N 09АП-26194/2012-АК.

ФНС не разделяет мнение арбитров. В Письме от 23.07.2012 N СА-4-7/12100 налоговое ведомство, сославшись на Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 14883/10 <9>, которое связывает окончание камеральной проверки с датой истечения трехмесячного срока, предусмотренного для ее проведения, сделало вывод: момент принятия налоговым органом решений, предусмотренных п. 3 ст. 176 НК РФ, не может рассматриваться как момент окончания камеральной налоговой проверки.

<9> В данном Постановлении высшие арбитры указали, что налоговый орган не вправе по окончании налоговой проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части налога, в отношении которой не выявлено нарушений, до момента изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога.

Однако ФНС согласна с мнением судей, что если решения по первичной декларации приняты без учета показателей уточненной декларации, то такие решения нарушают права и законные интересы проверяемых лиц. Поэтому налоговое ведомство в названном Письме разъяснило следующее: если налоговый орган на момент принятия соответствующих решений располагает сведениями о том, что налогоплательщиком скорректирован размер суммы налога, подлежащей возмещению (посредством подачи уточненной налоговой декларации), он не может не учитывать данный факт при вынесении решения. При этом ФНС указала, что на необходимость учета данных сведений ориентируют также положения п. 4 ст. 101 НК РФ, в соответствии с которым при рассмотрении материалов налоговой проверки должны исследоваться иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Повторная выездная налоговая проверка

   Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) проводится вышестоящим налоговым органом в общем порядке, что и выездная проверка, но с целью контроля нижестоящей ИФНС.

  1. ПВНП проводится в помещениях проверяемой организации
  2. Основание – решение руководителя контрольного налогового органа или решение руководителя ИФНС о на основании поданной налогоплательщиком «уточненки». Решение должно быть оформлено в установленной форме и содержать предмет проверки, периоды, указание на должностных лиц – проверяющих.
  3. Проверка проводится по одному или нескольким налогам.
  4. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога в соответствии с мотивированным мнением;
  5. Период – три календарных года, предшествующих проверке.
  6. Срок проверки – не более 2 месяцев с даты вынесения решения о проведении проверки до формирования справки по ее итогам.
  7. Приостановление и возобновление проверки оформляется решением руководителя контрольного налогового органа. Срок приостановлений – не более 6 мес.
  8. Может быть проведена инвентаризация имущества организации
  9. По итогам проверки составляется справка

ПОЛЕЗНО: порядок проведения выездной проверки ИФНС у нас на сайте

Судебная практика о нарушении срока камеральной проверки

Президиум ВАС РФ в п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71, анализируя спор о принудительном взыскании задолженности по налогу, сделал следующий вывод: установленный ст. 88 НК РФ срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, следовательно, его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Руководствуясь данной позицией высших арбитров, окружные суды считают, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам такой проверки (Постановления ФАС СЗО от 31.10.2011 N А05-12899/2010 <3>, ФАС ВСО от 19.05.2011 N А33-6907/2010, ФАС СКО от 25.01.2011 N А53-12791/2010, ФАС МО от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10 <4>, Кассационное определение ВС Республики Калмыкия от 12.01.2012 N 33-10/2012).

<3> Определением от 16.03.2012 N ВАС-2415/12 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.<4> Определением от 25.08.2010 N ВАС-11456/10 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

В свою очередь, если контролерами рассматриваемый срок нарушен значительно (на несколько месяцев или даже лет) и при этом налоговый орган не смог доказать обоснованность несоблюдения трехмесячного срока, суды, как правило, признают решение налоговиков недействительным.

Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 10.11.2010 N А70-1902/2010 арбитры указали следующее: длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении инспекцией целей налогового администрирования. Регламентация сроков взыскания налогов и сроков проведения налоговых проверок направлена на достижение равновесия участников отношений, регулируемых законодательством о налогах. Учитывая необоснованно длительный срок для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности (решение вынесено спустя более полутора лет со дня представления декларации), а также нарушение порядка проведения налоговой проверки, судьи признали решение налоговиков незаконным. Кроме того, контролеры не представили суду доказательств обоснованности указанного срока проведения проверки, не объяснили невозможность направления акта проверки налогоплательщику в течение 18 месяцев.

К аналогичным выводам пришли судьи в Постановлении ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14976-10, отмечая, что в нарушение ст. 88 НК РФ камеральная проверка вместо трех месяцев длилась более трех с половиной лет, что свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.

Между тем в Постановлении ФАС УО от 10.06.2011 N Ф09-2818/11-С2 арбитры признали: несмотря на то что контролеры существенно нарушили срок проведения камеральной проверки, отказ в возмещении НДС из бюджета является законным и обоснованным. Следует оговориться, что налогоплательщик обратился в суд с требованием обязать инспекцию возвратить на его расчетный счет переплату по НДС, образовавшуюся в результате представления в течение марта — декабря 2008 г. нескольких уточненных деклараций по НДС за 2005 г. Акты по результатам камеральных проверок данных деклараций были составлены должностным лицом налоговой инспекции в период судебного разбирательства, а именно в декабре 2010 г., то есть спустя более двух лет после истечения срока для проведения контрольных мероприятий. Однако суд кассационной инстанции решил, что само по себе нарушение налоговым органом срока проведения проверки не является основанием для удовлетворения требований заявителя о возмещении НДС из бюджета

При этом арбитрами было принято во внимание, что налогоплательщик, являясь лицом, которое обязано доказать наличие у него права на применение вычета по НДС, ликвидировал подтверждающие обоснованность вычета документы, не принял мер к их восстановлению, не представил их не только налоговому органу по требованиям, но и суду

Таким образом, арбитражная практика свидетельствует о том, что даже если решения налоговиков при нарушении ими порядка проведения камеральной проверки отменяются, пропуск установленного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока чаще всего является не единственной и не главной причиной этого решения.

Как подавать 3-НДФЛ для камеральной проверки

Обращаться в местное отделение налоговой можно самостоятельно или через представителя. Один экземпляр нужно отдать уполномоченному сотруднику. Второй с пометкой «принято» вы оставляете себе. Помните, что такой документ надо хранить в течение трех лет.

Также надо представить реквизиты банковского счета, доверенность. Если вы отправляете документы почтой, для отправки декларации необходимо использовать конверт А4. Дополнительно нужно составить опись документов в двух экземплярах. Один из них передается почтовому работнику. Письмо должно быть оформлено как ценное.

Чтобы упростить процедуру подачи документов, следует зарегистрироваться на сайте государственных услуг. Во вкладке «Налоги и сборы» выбрать «Подача декларации». Затем вам сообщат, когда нужно прийти в налоговую, чтобы поставить подпись. При необходимости повторная подача осуществляется аналогичным способом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: