Правовой статус товарных складов по российскому законодательству

Пиво

Согласно п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение пива осуществляется по ставкам акциза, дифференцированным в зависимости от нормативного (стандартизированного) содержания в нем объемной доли этилового спирта (в процентах), предусмотренной техническими требованиями, установленными действующими государственными стандартами (ГОСТами), регламентирующими производство пива.

Подпунктом 4.1.6 п. 4 ГОСТ Р 51174-98 «Пиво. Общие технические условия» <4> установлен минимальный уровень содержания в пиве спирта, ниже которого объемная доля спирта в пиве опускаться не должна. При этом верхний предел содержания в пиве спирта техническими требованиями не предусмотрен.

<4> ГОСТ Р 51174-98 «Пиво. Общие технические условия», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 25.05.1998 N 228.

Таким образом, исходя из требований, установленных ГОСТ Р 51174-98, содержащаяся в пиве объемная доля спирта, которая равна или выше минимальной, является нормативной (стандартизированной), поскольку соответствует этим требованиям. Поэтому акцизы по конкретной партии пива, изготовленного по ГОСТ Р 51174-98, исчисляются с применением ставок акцизов, установленных в соответствии с фактическим содержанием в пиве объемной доли этилового спирта.

Согласно п. 1 ГОСТ Р 51174-98 спирт в пиве появляется в результате естественного брожения и является технологическим фактором его производства. Таким образом, пиво, изготовленное по технологическим инструкциям и рецептурам, соответствующим требованиям ГОСТ Р 51174-98, должно содержать определенную долю этилового спирта, в соответствии с которой оно облагается акцизом.

Однако если организация характеризует производимую ею продукцию как «безалкогольное пиво», под которым подразумевается продукция, не содержащая какой-либо доли спирта этилового, то, следовательно, эта продукция произведена не по ГОСТ Р 51174-98, а по другой нормативно-технической документации и должна быть сертифицирована органами сертификации Госстандарта России. Если в процессе сертификации эта продукция будет идентифицирована как безалкогольный напиток, то она не подлежит обложению акцизами. Если в сертификате соответствия будет указано, что идентифицируемая продукция произведена в соответствии с ГОСТ Р 51174-98 и является пивом, значит, она облагается акцизом на общих основаниях, то есть в соответствии с полученными посредством лабораторного анализа фактическими показателями содержания в этом пиве объемной доли этилового спирта.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Выбор системы и партнера

В качестве подрядчика была выбрана компания «СИТЕК», отвечавшая основным критериям ЛВЗ «Саранский»: опыт успешных внедрений, высокий уровень квалификации, наличие необходимых человеческих ресурсов и компетенций для соблюдения установленных сроков, приемлемая стоимость проекта и последующей поддержки, наличие партнерского портфеля (в частности, содействие в выборе и покупке оборудования).

«До этого мы заключили контракт с партнером, который не смог провести корректную интеграцию WMS с системой помарочного учета, – поясняет Кирилл Доленко. – Допущенная ими ошибка привела к тому, что за три недели работы в декабре 2018 года мы произвели порядка 40 тыс. дал, это порядка 800 тыс. бутылок «бракованных» изделий, которые из-за технических ошибок при агрегации данных в системе учета находились в жутком пересорте по соответствию групповой упаковки и акцизной марке. Такую продукцию продавать было нельзя. Благодаря совместной работе нашей команды с компетентным интегратором эту проблему удалось преодолеть».

Для автоматизации было выбрано решение «1С:WMS Логистика. Управление складом». Аргументами в пользу этого выбора стало то, что решение разработано на платформе «1С:Предприятие 8.3», которая установлена на ЛВЗ «Саранский», имеет готовые библиотеки для работы с оборудованием, открытый исходный код, бессрочную лицензию, возможность демонстрации продукта, а также поддержку разработчика и рекомендации крупных заказчиков с возможностью посещения складов, на которых система уже внедрена.

Новые требования – новые форматы

Динамичный рост компании и изменения в законодательных требованиях стали предпосылками внедрения WMS и повышения внимания к прозрачности и эффективности системы учета в целом.

Алкогольная отрасль – одна из самых строго контролируемых со стороны государства: предприятию, занимающемуся производством и реализацией алкогольной продукции, необходимо обеспечить выполнение требования законодательства о марочном учете каждой единицы товара.

После того как на заводе сменилась команда отдела продаж, начался интенсивный рост объемов сбыта, который при действующем раньше способе складского и производственного учета выявил множество проблем. Оказалось, что бизнес-процессы регионального завода не соответствовали требованиям работы на федеральном уровне.

«Завод привык работать в другом формате: не торопясь, ведя учет на бумаге, не имея оперативных данных о движении товара и остатках продукции, – рассказывает коммерческий директор ЛВЗ «Саранский» Кирилл Доленко. – Но с федеральными сетями так работать нельзя, любая ошибка – недопоставил, опоздал, некорректно оформил документы – ведет к штрафным санкциям и прямым убыткам».

Было выявлено, что основным проблемным звеном, требующим первоочередного внимания, является складская логистика предприятия, включающая в себя организацию процессов как на складах готовой продукции, так и на складах товарно-материальных ценностей, необходимых для производства.

Завод имеет сложную разветвленную сеть складского хозяйства: территориально разделенные склады алкогольной и неалкогольной готовой продукции, три помещения для хранения товарно-материальных ценностей и полигонное хранение некоторого ассортимента стеклобутылки на территории производственной площадки. Из-за того, что бизнес-процессы давно не актуализировались и учет велся с использованием недостаточно эффективных инструментов и методик, проследить движение товара было очень сложно. Это приводило к увеличению стоков и делало невозможным соблюдение принципа FIFO (first in, first out, «первым пришел — первым ушел»).

Хотя водка не имеет срока годности, принцип FIFO является жизненно необходимым для склада алкогольной продукции в связи с правилами начисления акцизов на спирт: не успел продать произведенный продукт в установленный срок – авансом оплачиваешь налог и предприятие несет финансовые потери

Как следствие, первым этапом было решено уделить основное внимание именно учету готовой продукции.

Итак, ключевыми причинами автоматизации склада и маркировки продукции стали:

  • требования законодательства о марочном учете каждой единицы алкогольной продукции;
  • повышение требований заказчиков к грузообработке;
  • увеличение SKU действующей номенклатуры предприятия;
  • отсутствие информации о реальной выработке каждого сотрудника;
  • большое количество бумажной работы;
  • необходимость партионного учета;
  • отсутствие контроля отгрузки продукции по принципу FIFO;
  • отсутствие оперативных данных об остатках продукции.

Было принято решение построить полноценный логистический центр и внедрить систему, которая позволит эффективно управлять запасами готовой продукции предприятия на всех его складских площадях. Кроме решения существующих проблем автоматизация была направлена на повышение эффективности производства и уменьшение себестоимости готового продукта.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Какие существуют вычеты акцизов по винодельческой продукции?

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Как уплачиваются акцизы на пиво?

Задача с усложнением

Перед командой проекта были поставлены задачи:

  • внедрить автоматизированную систему управления складом;
  • реализовать помарочный учет продукции в соответствии с законодательством;
  • провести интеграцию с существующей корпоративной информационной системой;
  • обеспечить возможность подключения периферийного оборудования (автоматизированные рабочие места, терминалы сбора данных, принтеры этикеток и пр.);
  • реализовать передачу данных в систему ЕГАИС;
  • автоматизировать текущие бизнес-процессы, связанные с реализацией продукции.

Внедрение решения усложняла специфика производственного процесса: необходимость получения данных о марках из производственного оборудования, контроль уникальности марок при приемке с разных производственных линий, контроль и выгрузка марок во внешнюю базу данных SQL при выполнении складских операций, соблюдение ограничений по количеству партий при отгрузке, передача данных о марках в систему ЕГАИС.

Кроме того, в процессе анализа ситуации было выявлено, что на этапе начала реализации проекта команда была недостаточно готова: отсутствовали компетентный администратор системы управления складом и некоторые ответственные исполнители тех или иных операций. Также складские процессы не были определены либо были определены частично.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ВЫДАЧИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАРОК И ИХ ОБРАЗЦАМ

1. Настоящий документ, разработанный в соответствии с Федеральным «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», устанавливает общие требования к порядку выдачи региональных специальных марок (далее именуются — марки), а также требования к образцам марок.

2. Порядок изготовления и приобретения марок и их цена определяются по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам субъектами Российской Федерации, на территории которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной марками.

3. Организации — изготовители марок определяются на конкурсной основе. Конкурс проводится субъектами Российской Федерации среди организаций, имеющих лицензию Министерства финансов Российской Федерации на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также на осуществление торговли указанной продукцией.

4. Организации — изготовители марок должны выполнять требования настоящего документа и предъявляемые к этим маркам технические требования, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в пределах их компетенции.

5. Марки размером 65 х 17 мм (место для штрихкода 28 х 15 мм) изготавливаются двух видов: в оранжево-розово-красных тонах — на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 процентов включительно и в сине-зеленых тонах — с объемной долей этилового спирта более 25 процентов.

6. Марка должна иметь комплексную защиту от подделки (графическая защита, голограмма и штрихкод), код субъекта Российской Федерации, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции.

Содержание штрихкода и порядок его нанесения определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с учетом предложений субъектов Российской Федерации о включении в штрихкод дополнительной информации, необходимой для контроля за оборотом алкогольной продукции.

7. Марка наклеивается на емкость с алкогольной продукцией таким образом, чтобы исключить возможность ее повторного использования и не перекрывать федеральную специальную марку.

8. Выдача марок организациям, учредившим акцизные склады, осуществляется территориальными налоговыми органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок этих организаций только после внесения ими авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию.

9. В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрихкода и с осуществлением субъектом Российской Федерации специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки не должна превышать 1 процент налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 процентов, предусмотренной Налогового кодекса Российской Федерации. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

10. Продажа или передача марок третьим лицам запрещается.

11. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в пределах их компетенции устанавливает порядок хранения и учета марок, а также нормы их расхода при маркировке алкогольной продукции, порядок списания и представления отчетности об использовании марок.

12. Территориальные налоговые органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам обеспечивают ведение единой системы учета движения алкогольной продукции в порядке, установленном этим Министерством.

13. Территориальные налоговые органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о количестве выданных организациям марок и об уплате акцизов.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ

По каждому товару она определяется обособленно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: