Как стать участником вэд?

Приложение 1. Сводная таблица по основным категориям товаров:

Категория товара Таможенная операция Наименования документа от согласующего органа Согласующий орган Дополнительный обязательный документ
1. 001 Щебень, гравий, отсевы дробления, материалы из отсевов дробления и смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок Импорт Разрешение на ввоз-вывоз
2. 010 Озоноразрушающие вещества и продукция их содержащая Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
3. 011 Озоноразрушаюшие вещества ГХФУ — 141b и продукция их содержащая Импорт Разрешение на ввоз-вывоз
4. 020 Химические средства защиты растений Импорт Разрешение на ввоз-вывоз
5. 030 Опасные отходы Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности
6. 040 Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
7. 060 Дикие животные живые, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
8. 080 Дикие животные и дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Российской Федерации Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
9. 092 Аффинированное золото и серебро Экспорт Лицензия на вид деятельности / Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на право совершения операций с драгоценными металлами / Копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых, либо для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
10. 093 Аффинированная платина и металлы платиновой группы Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
11. 101 Сырьевые товары с извлекаемыми и неизвлекаемыми драгоценными металлами, полупродукты производства цветных металлов Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на право пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых,либо для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых / Сертификат химического состава на содержание драгоценных металлов, зарегистрирован в реестре Минфина
12. 102 Руды и концентраты драгоценных металлов, необработанные драгоценные металлы Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Сертификат химического состава на содержание драгоценных металлов, зарегистрирован в реестре Минфина
13. 103 Отходы и лом драгоценных металлов Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
14. 110 Виды минерального сырья Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
15. 121 Наркотические средства Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
16. 122 Психотропные вещества Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
17. 123 Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений
18. 130 Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ Импорт Разрешение на ввоз-вывоз
19. 161 РЭС и ВЧУ без функции шифрования Импорт Разрешение на ввоз-вывоз
20. 162 РЭС и ВЧУ с функцией шифрования Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Нотификация ФСБ России
21. 170 Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз Копия лицензии на разработку, производство, реализацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
22. 190 Шифровальные (криптографические) средства Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
23. 200 Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов Российской Федерации Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
24. 210 Органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты Импорт/Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз
25. 230 Информация о недрах Экспорт Разрешение на ввоз-вывоз

Требования для получения лицензии

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

Делать все самому или довериться брокеру

Требовать дополнительные документы — популярная практика таможенных органов. При вывозе могут запросить все договоры по перевозимой продукции, заключения и разрешения от профильных ведомств.

Если вы, как юридическое лицо или ИП, никогда не проводили внешнеэкономических сделок, то вам наверняка потребуется помощь специалиста. Конечно, вы можете самостоятельно получить колоссальный опыт, однако штрафные санкции таможни за возможные ошибки могут дорого вам обойтись.

Таможенные брокеры — это профессиональные участники рынка ВЭД, которые оказывают услуги посредника фирмам и представляют их интересы в таможне. Если вы решитесь воспользоваться услугами брокера, то сможете снять с себя ответственность за оформление документов, улаживание формальностей с таможенными органами, оптимизацию затрат, выплату таможенных платежей и сборов.

Но если вы ориентируетесь в вопросах ВЭД на сто процентов, то мы надеемся, что текст нашей статьи поможет получить вам регистрацию в таможне без привлечения профессиональной помощи.

Бухгалтерский учет

Уплата лицензионного сбора отражается проводкой:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– перечислен лицензионный сбор.

Уплаченный лицензионный сбор учитывается на счете расходов будущих периодов:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

– учтен уплаченный лицензионный сбор.

Как учитываются лицензии при экспорте

При экспорте лицензионный сбор включается в расходы на продажу:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

– сумма лицензионного сбора включена в расходы на продажу.

АО «Экспортер» получило генеральную лицензию на вывоз 15 тонн зерна.

Стоимость лицензии – 30 000 руб.

«Экспортер» заключил контракт с иностранным покупателем на поставку 3 тонн зерна. Стоимость партии составила 200 000 руб.

Чтобы упростить пример, мы не будем рассматривать уплату таможенных платежей.

Бухгалтер «Экспортера» сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 30 000 руб. – уплачен лицензионный сбор;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

– 30 000 руб. – отражена стоимость лицензии;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 200 000 руб. – отражена выручка от продажи зерна.

По мере отгрузки зерна стоимость лицензии будет относиться на затраты в размере 2000 руб./т (30 000 руб. : 15 т):

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

– 6000 руб. (2000 руб./т × 3 т) – часть стоимости лицензии списана на расходы на продажу.

Как учитываются лицензии при импорте

При импорте лицензионный сбор включается в себестоимость ввозимой продукции:

ДЕБЕТ 41 (10) КРЕДИТ 97

– сумма лицензионного сбора включена в стоимость товара.

ООО «Импортер» получило разовую лицензию на ввоз 30 000 литров этилового спирта. Стоимость лицензии составила 60 000 руб. Срок действия лицензии – 10 месяцев.

Через месяц «Импортер» получил всю партию спирта. Стоимость партии составила 400 000 руб.

Чтобы упростить пример, мы не будем рассматривать уплату таможенных платежей.

Бухгалтер «Импортера» сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 60 000 руб. – уплачен лицензионный сбор;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

– 60 000 руб. – отражена стоимость лицензии;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 400 000 руб. – оприходован спирт;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 97

– 60 000 руб. – списана стоимость лицензии на себестоимость ввезенного спирта.

Как учитываются лицензии, оформленные через посредника

Чтобы получить лицензию, вы можете воспользоваться услугами посредника, который оформит все необходимые документы, представит их уполномоченному и получит лицензию. Вам нужно будет только представить ее на таможне.

Расходы по оплате услуг посредника включают в стоимость лицензии.

Рассмотрим на примере, как бухгалтер должен отразить эти операции в учете.

ООО «Импортер» планирует ввезти партию этилового спирта. Однако для этого нужно получить лицензию. «Импортер» поручил получить такую лицензию АО «Посредник». «Посредник» получил генеральную лицензию на ввоз 50 000 литров этилового спирта. Стоимость лицензии составила 60 000 руб. За выполненную работу «Импортер» заплатил «Посреднику» вознаграждение в сумме 6000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.).

«Импортер» заключил договор с иностранным поставщиком на покупку партии этилового спирта в объеме 30 000 литров, стоимость которой составила 400 000 руб.

Чтобы упростить пример, мы не будем рассматривать уплату таможенных платежей.

Бухгалтер «Импортера» сделает такие проводки:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Лицензии» КРЕДИТ 51

– 60 000 руб. – уплачен лицензионный сбор;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с посредником» КРЕДИТ 51

– 6000 руб. – уплачено вознаграждение посреднику;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 1000 руб. – начислен НДС с вознаграждения посредника;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

– 65 000 руб. (60 000 + 5000) – отражены стоимость лицензии и стоимость услуг посредника;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 1000 руб. – принят к вычету НДС по вознаграждению посредника;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 400 000 руб. – оприходован спирт.

По мере поставок стоимость лицензии будет включаться в стоимость приобретаемого спирта в размере 1,3 руб./л (65 000 руб. : 50 000 л):

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 97

– 39 000 руб. (30 000 л × 1,3 руб./л) – часть стоимости лицензии списана на себестоимость ввезенного спирта.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет

Документы для лицензии

В лицензирующий орган в первую очередь следует предоставить заявление о выдаче разрешения, а также весь перечень необходимых документов (ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Бланки заявлений различаются, т. к. большое количество лицензирующих органов, курируют отдельные виды деятельности.

Информация, указываемая в заявлении:

  1. Название, организационно-правовая форма организации, адрес (юридический и фактический), e-mail и контактный телефон, ОГРН и название регистрирующего органа с указанием его адреса.
  2. ИНН, а также информация, содержащаяся в документе о постановке на учет в ИФНС.
  3. Вид деятельности, подлежащий лицензированию.
  4. Квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.
  5. Документы, которые подтверждают соответствие соискателя установленным требованиям для конкретного вида лицензируемой деятельности.

К заявлению прикладываются ксерокопии документов. Их перечень установлен положением о лицензировании определенного вида деятельности. Кроме того, в общем пакете документов должны находиться документы, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям, и их опись.

Какие документы потребуются для регистрации

Для получения статуса участника внешнеэкономической деятельности и возможности международных процедур необходимо собрать обширный комплект документов. Он зависит от вида сделки, товара, цели перемещения груза, вида таможенной процедуры. Но, в общем, комплект документов имеет следующий вид:

  • 2 экземпляра заявления о регистрации;
  • Устав компании (копия) и изменения к нему со Свидетельством о регистрации в Регистрационной палате;
  • учредительные документы фирмы, включая поправки и изменения;
  • решение собрания учредителей о создании компании;
  • приказ о назначении директора;
  • справка из Госкомстата РФ (копия, срок действия 6 мес.);
  • бухгалтерский отчет за последний год /квартал с пометкой МНС о его принятии;
  • документы о постановке на учет в МНС (ИНН, дата взятия на учет, название инспекции, контакты);
  • справки об открытии счетов в банках;
  • копии приказов о назначении главного бухгалтера и директора компании;
  • копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ;
  • копии паспортов руководителя и главбуха фирмы, заверенные печатью учреждения.

Присвоение статуса участника внешнеэкономической деятельности и регистрация на таможенном посту обычно производится в течение 5 дней. Действует такая регистрация один календарный год.

После этого необходимо снова подавать в таможенный орган документы, учитывая все изменения, которые произошли за год. При регистрации таможенный орган может пригласить руководство организации для уточнения информации, попросить предоставить оригиналы документов.

Что касается комплекта документов для индивидуальных предпринимателей, на таможню необходимо предоставить:

  • копию свидетельства ИНН физического лица;
  • свидетельство о регистрации или уведомление о постановке на учет;
  • выписку из ЕГРЮЛ, где прописаны коды деятельности фирмы;
  • копию паспорта;
  • копии внешнеэкономического контракта и паспорта сделки.

Каждый таможенный пост имеет право устанавливать собственный перечень документов, предусмотренных ст. 208 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», поэтому перед регистрацией необходимо обратиться в пункт и получить достоверную информацию об этом.

Взыскания при осуществлении лицензируемого вида деятельности с нарушениями

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

Где трудности, там убытки

Из-за существующего нормативного регулирования нетарифных мер они не выполняют своей функции, представляя собой скрытые ограничения внешней торговли товарами, что в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 недопустимо. Например, в международной практике при ввозе товара, не отвечающего предусмотренным законодательством импортирующей страны требованиям, в том числе в случае несоблюдения запретов и ограничений импорта, применяется режим реэкспорта, чтобы этот товар вернуть обратно владельцу. Естественно, владелец забирает обратно свой товар беспрепятственно, поэтому при данном таможенном режиме он освобождается от пошлин, нетарифных мер и прочих формальностей. Было бы неправомерным и несправедливым в ситуации, когда владельцу ввезенного товара, который не может выполнить требования законодательства для его таможенного оформления, препятствовали вывезти такой товар обратно. Однако именно такая ситуация складывается при реэкспорте лицензируемых товаров в России. Согласно статье 296 Таможенного кодекса Таможенного союза реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Но лицензирование, как отмечалось выше, почти всегда не относится к мерам нетарифного регулирования. Поэтому импортер вынужден либо получить лицензию на ввоз, либо опять же получить лицензию на вывоз. Нетрудно догадаться, что процедуры реэкспорта в подавляющем большинстве случаев вызваны невозможностью оформить разрешительные документы на ввоз. Встречаются ситуации, при которых оформить разрешительные документы на вывоз также физически невозможно. И здесь возникает ситуация административной ловушки, когда товар лежит на таможенном складе, с импортера взимаются денежные средства, а он не может ни ввезти товар, ни вывезти.

Именно в таком положении оказались импортеры продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в начале 2011 года. Причиной послужило то, что на ввоз этой продукции были введены квоты. Но поскольку они не были в течение долгого времени распределены, лицензии в течение этого периода не выдавались ни на ввоз, ни на вывоз. Единственным закономерным выходом в подобных случаях является, безусловно, судебное оспаривание норм таможенного законодательства с требованием компенсации убытков.

Юридические услуги для получения лицензии на внешнеэкономическую деятельность:

Государством установлены определенные правила внешнеэкономической деятельности, основным из которых является обязательное лицензирование предпринимательства, осуществляемого за пределами РФ.

Государственное разрешение требуется на осуществление внешнеэкономических операций:

• с информацией, товарами, услугами, работами;

• с результатами интеллектуальной деятельности (и правами на них), которые пригодны для использования в создании оружия массового уничтожения, поражения, а также средств его доставки;

• с разработками иных видов вооружения, военной техники, в том числе пригодных для подготовки, совершения террористических актов, если в отношении них, согласно спискам (перечням) контролируемых товаров, технологий, утверждаемых указами Президента РФ, установлен специальный экспортный контроль.

Внешнеэкономическая деятельность подвержена особому государственному контролю, поэтому самостоятельное обращение предпринимателей, юридических лиц в лицензирующие органы в большинстве случаев заканчиваются отказом в выдаче лицензии. Потому что административная процедура лицензирования требует строго соблюдения императивных правил. Обратившись к специалистам, вы сэкономите свое время и не потратите усилия впустую.

Компания «Голден Лео» оказывает высокопрофессиональные юридические услуги, в том числе по содействию в получении лицензии на внешнеэкономическую деятельность. Мы помогаем хозяйствующим субъектам оформить необходимый пакет документов для лицензионной процедуры, а также выполняем по поручению клиентов действия, способствующие выдаче готовой лицензии соискателю без его личного участия в этом процессе.

Все наши мероприятия согласованы с государственными структурами, а потому имеют гарантированную правомерность. Квалификация наших сотрудников и имеющийся у них опыт работы в данной правовой сфере обеспечивает положительную результативность деятельности фирмы «Голден Лео» в вопросах лицензирования. При выборе клиентом услуги «лицензия под ключ» наша компания оказывает также широкий спектр дополнительных услуг, в том числе контролирование хода продвижения лицензионной процедуры в отношении переданного нами заявленного материала в интересах клиентов, а также правовой анализ документации, полученной от обратившегося за нашей помощью предпринимателя, юридического лица.

СТОИМОСТЬ УСЛУГИ:

Вид услуги  Стоимость/руб  Сроки/дни
1. Лицензирование внешнеэкономической деятельности           200.000          45 

Мы принимаем заказы по телефонам: 8(495) 506-76-03,  8(495) 506-96-23,  8(495) 506-83-92 , а также по электронной почте [email protected], или же можно воспользоваться .

Виды лицензий

Определение 2

Лицензия – это унифицированный документ, который дает право осуществление внешнеторговых операций, на определенный период времени.

Основные виды лицензии:

  1. Генеральная – выдается при импорте товаров определенного вида. Срок действия данного вида лицензий не должен превышать одного года, с момента ее выдачи. Если по каким-либо причинам введены количественные ограничения, срок действия лицензии заканчивается первого января следующего года. Перевозить товар можно неограниченное количество раз.
  2. Разовая – выдается только после предоставления контракта, который был подписан между субъектами. Выдается такой контракт на экспорт или импорт определенного вида товара. Срок действия данной лицензии не более одного года. Разовая лицензия выдается на перемещение только один раз в год.
  3. Глобальная – выдается при экспорте или импорте товаров в любую точку мира, без количественных ограничений и стоимости.
  4. Автоматическая – выдается сразу после получения заявки от экспортера или импортера. Данная лицензия не может быть отклонена государственным органом.

Лицензия не подлежит передачи другому лицу.

Лицензия предоставляется таможенному органу при таможенном оформлении.

Аннулирование и прекращение срока действия лицензии

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

Согласование на выдачу лицензии (разрешение на ввоз-вывоз)

Важно заметить, что в каждом конкретном случае оформление лицензии имеет свои индивидуальные особенности. Получение лицензии на различные категории товаров предполагает подачу в Минпромторг России определенных комплектов документов, помимо тех, что указаны в Правилах

Кроме того, часто требуется дополнительное согласование на выдачу лицензии с государственными органами, в чьей компетенции находится регулирование в сфере оборота соответствующих товаров.

Заключение (разрешительный документ) оформляется уполномоченным органом на специальной, защищенной от подделок бумаге с использованием соответствующих информационных технологий. Порядок оформления и форма разрешения установлены

Получение лицензии Минпромторга: какие документы нужны?

Как уже и говорилось выше, чтобы оформить лицензию Минпромторга, необходимо предоставить разный по составу пакет документов. Конкретика определяется видом товара. Но есть определённые официальные бумаги, которые требуются практически всегда. Это:

  • учредительные документы на производителя;
  • документ, подтверждающий официальную регистрацию;
  • декларация на товар или сертификат, если такие документы нужны;
  • свидетельство о государственной регистрации продукции, если эта процедура в данном случае является обязательной;
  • документ от СЭС (актуально в отношении продуктов питания);
  • договор поставки со спецификацией;
  • техническое описание;
  • паспорт;
  • инструкция пользователя;
  • чертежи, схемы, планы;
  • этикетка;
  • письмо, в котором описываются основные свойства продукции.

Это стандартный перечень. Иногда получение лицензии Минпромторга требует предоставления результатов конкретных испытаний. Периодически может понадобиться экспертное заключение. Оформлять лицензию Минпромторга бывает откровенно хлопотно.

Мы готовы помочь с любой лицензией, будь это бумага для серии модемов или для прекурсоров. Цена зависит от категории товаров, длительности оформления и других особенностей. К примеру, экспорт или импорт РЭС доступен только для участников ВЭД, деятельность которых не нарушает законодательство Российской Федерации. Получение лицензии Минпромторга доступно и для юридических лиц.

Мера, способ, ограничение или еще что-либо?

Законодательство западных стран не прибегает к легальному определению нетарифных мер, используя данный термин в соответствии со сложившейся доктриной и практикой. В то же время российский Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в пункте 17 статьи 2 определяет нетарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Учитывая, что процесс создания законодательной базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в нетарифной сфере шел преимущественно путем копирования российских норм, идентичные определения содержатся и в наднациональных актах — актах Таможенного союза, например, в статье 1 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008. Такое искаженное закрепление в законодательстве нетарифных мер приводит к еще большим искажениям в современной правоприменительной практике, так как основной массив нетарифного регулирования не охватывается понятием «нетарифное регулирование», а входит в число мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств — участниц Таможенного союза (статья 6 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009). Принципиальное отличие этих мер состоит в том, что они не носят экономического характера (пункт 1 статьи 6 указанного Соглашения от 09.06.2009). Однако даже и здесь, в рамках одного нормативного правового акта имеются внутренние противоречия, поскольку то же лицензирование, являющееся основным видом нетарифного регулирования в Таможенном союзе (да и в России до его создания), относится одновременно к разрешительному порядку ввоза и (или) вывоза, то есть мерам неэкономического характера, затрагивающим внешнюю торговлю товарами (пункт 1 статьи 6 Соглашения от 09.06.2009), и к нетарифному регулированию (пункт 2 статьи 2 названного Соглашения от 09.06.2009). При этом в 99% случаев лицензирование установлено в неэкономических целях (для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, защиты культурных ценностей, предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.).

Механизм распределения лицензий

Механизмы по распределению лицензий различные, которые каждая страна определяет для себя индивидуально.

Аукцион – когда лицензии продаются на конкурсной основе. Применения данного метода считается самым экономически эффективным. Приносит значительную прибыль государству.

Система явных предпочтений – закрепление лицензий за определенным предприятием. Данный метод чаще всего используется при поддержки фирм, которые сокращают импорт своей продукции за счет увеличения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдаются лицензии только предприятием которые зарекомендовали себя как добросовестные плательщики налогов.

Большинство стан на практике используют последний метод, так как он носит административный характер, и последовательно переходят к первому методу, так как он считается рыночным.

«Добровольное ограничение экспорта» — количество ограничения импорта товара может быть получено, не только за счет мер, которые применяют государственные органы (импортный тариф и ввозные квоты), но и в результате мер к экспортирующей стороне. «Добровольное ограничение» для экспортера — применяется только под политическим давлением более крупных предприятий импортеров.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что «добровольное ограничение» – это количественное ограничение экспорта сырья и готовой продукции, основанное на обязательстве не увеличивать экспорт продукции.

Замечание 1

При развитии в России рыночной экономики обозначены общие внешнеэкономические планы, которые направлены на развитие народного хозяйства и интеграция в мировую экономику. Развитие экспортно-импортных операций способствует увеличению получения выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает общий доступ к достижению научно-технического прогресса.

Зачем же нужен двойной контроль?

Аналогично при вынесении федеральной службой отказа в выдаче разрешения у Министерства нет возможности повлиять на данную ситуацию, и лицензия не будет выдана ни при каких условиях. У Минпромторга России есть только ответственность, но нет реальных полномочий. Для устранения указанного недостатка следует или отменить систему разрешений на конкретный товар, передав лицензирование на уровень уполномоченной службы, или отменить лицензирование (если товар не представляет существенного интереса для государства), оставив только оформление разрешений (что уже сделано в отношении видов дикой флоры и фауны).

Процедура получения разрешения на ведение деятельности

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

Перечень лицензирующих органов

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Итог

Следует указать на значительные позитивные сдвиги в системе лицензирования внешней торговли товарами. Несомненно, она становится все более прозрачной и понятной для участников внешнеторговой деятельности. Систематизация законодательства о лицензировании привела и к его большей эффективности. Теперь существенные моменты урегулированы на международном уровне, что лишает национального законодателя возможности создавать путаницу на ровном месте, как это было в «предсоюзный» период. Это касается не только Единого перечня, но и технических правил лицензирования, которые теперь содержатся в вышеупомянутом Соглашении о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Дальнейшее развитие законодательства о лицензировании неразрывно связано с реформированием всей системы нетарифного регулирования. В связи с этим представляется необходимым установить новое четкое определение нетарифных мер, которое не ограничивало бы их экономическими мерами и позволило бы нормально функционировать льготным таможенным режимам.
 

Сентябрь 2012 г.

Внешнеэкономическая деятельность, Таможенный союз

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: