Договор перевозки

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Претензии и иски к перевозчику из договора перевозки груза

ГК не устанавливает каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставляет такой возможности транспортным уставам и кодек­сам, что означает применение здесь годичного срока исковой давности (а не пресекательных сроков, как было ранее), часть которого поглощается пе­риодом, необходимым для предъявления и рассмотрения перевозчиком соответствующих требований в претензионном порядке. Хотя некото­рые нормы транспортных уставов и кодексов о сроках на предъявление претензий перевозчику традиционно претендуют на пресекательный ха­рактер, однако судебно-арбитражная практика последовательно занима­ет иную позицию, соответствующую общим правилам ГК.

Претензия должна быть предъявлена той транспортной организа­ции, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рас­сматривать; она должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу; к пре­тензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований.

Правом на предъявление претензии к перевозчику наделены грузо­получатель или грузоотправитель в случаях, предусмотренных транс­портными уставами и кодексами (ст. 120 УЖТ, ст. 161 КВВТ, ст. 125 ВК, ст. 39 УАТ). Названные транспортные уставы и кодексы не преду­сматривают возможности передачи грузоотправителем или грузополу­чателем кому-либо своего права на предъявление претензии и иска пе­ревозчику.

В морской перевозке грузов предварительное предъявление пере­возчику претензии обязательно лишь при перевозке грузов в кабота­же. Для других видов морской перевозки обязательный претензион­ный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен догово­ром (п. 1 ст. 403 КТМ). Лица, пользующиеся правом на предъявление претензий и исков к перевозчику (отправитель или грузополучатель), должны определяться по смыслу конкретных норм КТМ. Передача права на предъявление претензий и исков допускается только в слу­чае его передачи отправителем получателю или наоборот, а также от­правителем или получателем экспедитору либо страховщику (ст. 404 КТМ). Она удостоверяется переуступочной надписью на коносамен­те или ином перевозочном документе.

На основании ст. 797 ГК претензии к перевозчику могут предъяв­ляться в любой момент в пределах срока исковой давности, но с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истече­ния срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной пре­тензии (ст. 406 КТМ, ст. 163 КВВТ, ст. 39 УАТ).

Для воздушных и железнодорожных перевозок установлены специ­альные претензионные сроки (ст. 126 ВКи ст. 123 УЖТ), причем сфор­мулированные как пресекательные (поскольку перевозчик вправе, но не обязан принять для рассмотрения претензию по истечении установ­ленных сроков, если признает причину пропуска уважительной). Од­нако в силу противоречия этих норм ГК предъявление грузоотправи­телем (грузополучателем) претензии к перевозчику за пределами ус­тановленных претензионных сроков при соблюдении общего порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть при­знано препятствием для судебной защиты нарушенных прав. Вместе с тем несоблюдение порядка предъявления претензии может привес­ти к тому, что претензия будет считаться непредъявленной, что в свою очередь может быть расценено судом как основание к возвращению искового заявления без рассмотрения.

Согласно ст. 125 УЖТ иски к перевозчику предъявляются в тече­ние одного года со дня наступления событий, послуживших основа­ниями для предъявления претензий (а не со дня получения ответа на претензию или истечения срока для такого ответа). Аналогичным образом начальный момент срока исковой давности исчисляется в ст. 408 КТМ, ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ.

Договор о перевозке грузов: особенности и условия

Любой договор грузоперевозки предполагает обязанность перевозчика доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. При этом оплачивать услуги перевозчика может как отправитель, так и получатель. Кроме того, любая из сторон может совмещать свои функции с функциями перевозчика, например, продавец может доставить его своими силами покупателю. При заключении договора грузоперевозки большую роль играют отраслевые нормативные акты в сфере перевозчика. Именно они влияют на общие условия, а также на ответственность сторон по договору перевозки.

Так, к примеру, при транспортировке на автомобиле необходимо при заключении договора обратить внимание на требования Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 (УАТ) и Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. Железнодорожная перевозка регулируется Уставом железнодорожного транспорта (УЖТ), а в воздушной — самую важную роль играют требования Воздушного кодекса

Поэтому, при составлении договора и определении, какая предусмотрена ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов, важно не противоречить требованиям этих документов. Об этом же сказано в статье 784 ГК РФ, что:

Наши рекомендации

Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогих и/ или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз совершайте простое арифметическое действие: вес брутто вашего груза умножайте приблизительно на $13. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате вашего груза. Если рассчитанная сумма максимального возмещения со стороны перевозчика значительно меньше реальной стоимости груза, то советуем дополнительно застраховать груз.

Кто несёт ответственность за проблемы во время погрузки, рейса и разгрузки?

Клиент несёт ответственность за риски, наложенные на перевозчика, в случае умолчания ценной информации. Например, если он не сообщил об опасности груза или о необходимых условиях хранения. Часто упаковка перед перевозкой также является зоной ответственности клиента (это должно быть указано в договоре). Если по документам клиент должен передать правильно подготовленный для перевозки груз, а он бы повреждён из-за отсутствия упаковки, то перевозчик не несёт за это никакой ответственности. Кроме того, если клиент не проверил груз при его принятии, то считается, что перевозчик доставил его в корректном состоянии.

Перевозчик несёт ответственность за сохранность груза во время перевозки, а также погрузки и разгрузки (если клиент не привлёк для этого сторонние службы). Также на нём лежит ответственность в случае несвоевременной доставки. Любое повреждение груза после его передачи перевозчику считается зоной его ответственности, если только оно не произошло по вине клиента. В случае несоблюдения правил перевозки (отклонения от маршрута. нарушения расписания, оставления автомобиля без присмотра на неохраняемых парковках) ответственность может быть перенесена на самого водителя.

Александр Храпунов,
ТЭК Оператор

Ответственность перевозчика по грузу

Исчисление размера ответственности перевозчика за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза основано на правилах статьи 796 ГК РФ. Размер такой ответственности ограничен только стоимостью утраченного или поврежденного груза: не возмещается не полученная в связи с утратой груза прибыль, не возмещаются приобретенные в связи с этим убытки и пр. Это правило нашло свое дальнейшее отражение в статье 169 КТМ РФ. Если груз утрачен полностью — необходимо возместить его полную стоимость. Если груз поврежден или утрачен частично — возмещаются суммы, на которые понизилась его стоимость. Кроме того, перевозчик должен вернуть полученный им в качестве вознаграждения фрахт, относящийся к перевозке утраченного груза или его части.
Указанные положения соответствуют нормам Гаагско-Висбийских правил, за исключением правила о возврате фрахта (О возврате фрахта в отношении утраченного (поврежденного) груза или его части ни в Гаагских, ни в Гаагско-Висбийских правилах нет никаких упоминаний). Более того, содержащиеся в пункте 2 статьи 169 КТМ РФ положения о порядке расчета стоимости груза, подлежащей возмещению, полностью повторяют соответствующие положения Гаагско-Висбийских правил (подпункт (b) пункта 5 статьи 4). Возмещать следует рыночную стоимость товара (Разъяснения, как определяется стоимость товара, в КТМ РФ и Гаагско-Висбийских правилах идентичны) на дату и место выгрузки груза в соответствии с договором перевозки.

Правила определения стоимости утраченного груза, приведенные в статье 169 КТМ РФ, не совпадают с соответствующими правилами, зафиксированными в статье 796 ГК РФ. В ГК РФ за основу определения стоимости утраченного груза принимается контрактная стоимость товара, а в Гаагско-Висбийских правилах и в КТМ РФ — рыночная стоимость товара. Преимущественную силу имеют специальные нормы применимого права, т.е. КТМ РФ. На соответствующие изменения, внесенные в КТМ РФ по сравнению с ГК РФ, повлияло присоединение России к Гаагско-Висбийским правилам (На основании Федерального закона от 6 января 1999 г. N 17-ФЗ).

Следует напомнить, что Гаагские правила и Гамбургские правила никак не указывают на процедуру определения размера возмещения за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза. Если договор международной морской перевозки груза заключен на основании одного из этих международных соглашений, то размер возмещения по грузу будет определяться по нормам применимого права.
 

Концепция ответственности

Для того чтобы понимать меру ответственности за доставку груза, отправителю и перевозчику нужно знать, что лежит в основе ответственности, за что отвечает понятие и какие виды обязательности есть. После подписания договора, перевозчик берет на себя ручательство доставить груз в пункт назначения, в пункт, который согласован с заказчиком и указан в договоре. Такое действие возлагает на перевозчика имущественную ответственность, что регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Закон придает большего значения ответственности за перевозку груза, чем другому виду ручательства, так как в процессе доставки товара выделяют понятие ограниченной ответственности. Взыскание может быть не только за нарушение условий договора, а и при нарушении действий во время организации грузоперевозки. Это может быть задержка при доставке перевозчиком транспортного средства для погрузки товара. Обязательство лежит и на отправителе, он должен использовать предоставленный автомобиль. Это регулируется 794 статьей ГК РФ.

Обязательство отправителя

Согласного условиям договора, ответственность за процесс доставки товара несут две стороны, как отправитель, так и перевозчик. При нарушении своих обязательств, к отправителю применяются меры:

  1. В соглашении сторон принять участие в процессе доставки товара указывается количество доставляемых позиций. Если отправитель нарушает обязательство и предоставить количество единиц товара меньше, чем указано в документе, то к нему применяются штрафные санкции. Штраф оплачивается компании, которая занимается организациею поставки содержимого багажа. Размер штрафных санкций зависит от количества непредоставленного товара. Согласно ГК РФ:
  2. Если отправитель нарушает пункт а, б, е восьмой статьи договора перевозки методично, планомерно и производит оплату на непостоянной основе, то компания, что производит поставку багажа имеет право прекратить доставку, придержать багаж у себя. Перед началом действий, организация должна поставить отправителя в известность за пять дней.

Себестоимость товара зависит от средней рыночной цены и промежутка, расстояния между пунктом отправки и поставки.

Если заказчик нарушает сроки оплаты услуг грузоперевозчика, последний вправе задержать багаж до внесения денежных средств

Правила погрузки и разгрузки

Правила погрузки касаются безопасности не только самого груза, но и рабочего персонала.

Во-первых, груз должен быть помещён в соответствующую тару и упаковку. На поверхности должна быть указана вся необходимая информация о хранении, способе перемещения, правильном положении при перевозке и опасности для людей и окружающей среды. Если груз не нуждается в особой таре для хранения, но имеет острую или колющую форму, то он должен грузиться в чехлах или коробках во избежание травм. 

Во-вторых, тяжёлые объекты должны грузиться с помощью специального оборудования: это поможет избежать и травм персонала, и повреждения груза. При этом чем тяжелее объект, тем ниже и ближе к кузову он должен располагаться. 

В-третьих, крупногабаритные и хрупкие грузы должны быть закреплены внутри контейнера. Если один из грузов превышает длину контейнера, то следует проследить, чтобы он был длиннее автомобиля не более, чем на одну треть его длины. 

В-четвёртых, не стоит пренебрегать основными правилами безопасности: рабочие должны использовать перчатки, аккуратно обращаться с грузами (особенно опасными), не должны перемещать тяжёлые грузы в одиночку.

Форс-мажор и другие условия освобождения от ответственности

Практически во всех кодексах и НПА содержится перечень обстоятельств, наступление которых освобождает перевозчика от последствий утраты или порчи груза, а также нарушения условий его перевозки. Такие обстоятельства делятся на форс-мажорные, т.е. такие в которох не виновны стороноы договора из-за действия непреодолимой силы, и на те, в которох виноваты другие лица. К ним, в частности, относится:

вина грузоотправителя или получателя;
недостатки тары или упаковки, незаметные для перевозчика по наружному виду при приеме товара;
особые естественные свойства товара, неизвестные перевозчику;
сдача груза к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности;
сдача товара, влажность которого превышает установленные нормы;
сдача хрупкого товара, без извещения об этом перевозчика;
другие действия сторон договора.

Вину с себя в этом случае перевозчик может снять только при условии, что он сможет доказать наличие таких обстоятельств, а также причинную связь между ними и порчей либо утратой груза. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ, ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, ст. 132 УАТ).

К форс-мажорным обстоятельствам обычно относят :

  • любую природную непреодолимую силу (цунами, извержения вулкана, ураган, землетрясение, наводнение);
  • опасности и случайности, воздействие которых, можно предотвратить, но нельзя предвидеть их наступление (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции, падение воздушного судна);
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • военные действия и народные волнения.

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза

  • транспортной накладной,
  • иного документа на груз,

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Оформление договора перевозки груза железнодорожным транспортом

При перевозках грузов железнодорожным транспортом наклад­ная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровожда­ет груз на протяжении всего пути его следования, а также докумен­том, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответст­вующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Оформление договора морской перевозки груза

Оформление договора морской перевозки груза зависит от его ви­да: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.

Коносамент
  • о перевозчике, отправителе и получателе груза;
  • о портах отгрузки и выгрузки;
  • о характеристике и состоянии груза и его упаковки;
  • о размере фрахта;
  • о времени и месте выдачи коносамента и числе его оригиналов.

Права и нормы

Современный кодекс предполагает полную или частичную ответственность перевозчика за несохранность груза. Это определенная мера воздействия, которая применяется к компаниям и водителям, если их действия вышли за установленные договором рамки. Ответственность перевозчика грузов устанавливается только в рамках современного законодательства. Это мера воздействия, которая состоит из возмещения контрагенту или заказчику всей стоимости причиненного ущерба. Стоит отметить, что ответственность за перевозку может быть отрегулирована не только на уровне законодательства, но также индивидуальной договоренностью сторон, прописанной в договоре. Среди основных правил возмещения ущерба в деньгах при перевозке можно отметить:

  1. Степень ответственности перевозчика за сохранность груза встречается полная и частичная, то есть ограниченная в силу определенных моментов.
  2. Перевозчик, не исполнивший свои обязательства, несет полную возложенную на него ответственность строго во всех случаях, за исключением тех, которые произошли по причине непредвиденных или непредотвратимых обстоятельств. Подобные ситуации обязательно должны быть подтверждены документально.
  3. Современным законодательством предусмотрена возможность восполнения ответственности вне зависимости от виновности. Говоря иными словами, если договор или база законодательства не подразумевает чего-то иного, принцип стопроцентного возмещения средств полностью срабатывает на автоматическом уровне.

В качестве дополнения степень ответственности, возложенной на фирму за полное нарушение правил перевозки или частичное сохранение перевозимого товара, регулируется законом в привязке к категории используемых автомобилей.

Нормативные акты для отказа от договора грузоперевозки

При наличии договора перевозки возможен односторонний отказ от доставки груза. Причём как со стороны грузоотправителя, так и со стороны перевозчика. Это касается не только автомобильного транспорта, но и воздушной перевозки, использования речного, морского ТС и железной дороги. Во всех случаях одна из сторон может сделать отказ.

Российский закон предусматривает такой вариант развития сценария как односторонний отказ. Но при условии, что соответствующие пункты были прописаны в договоре между перевозчиком и отправителем. Нарушив пункты соглашения, сторона имеет право отказаться от последующего сотрудничества.

Условия и основания для одностороннего разрыва контакта прописываются индивидуально. Но чаще всего причины примерно одни и те же.

Правовой основой для решения этого вопроса можно считать Постановление Правительства РФ No272 от 15.04. 2011 года. В нём говорится об утверждении правил грузовых автомобильных перевозок. Также отдельные правовые акты предусмотрены в случае железнодорожных, морских, речных и авиационных перевозок.

Новое постановление принято в соответствии с 3 частью 3 статьи Федерального закона No259-ФЗ от 08.11.2007 года.

Также нужно отталкиваться от Европейского соглашения о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ) и от Соглашения о международных перевозках скоропортящихся продуктов.

Следующий нормативный акт — это Федеральный закон №87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 года, который редактировали от 18.03.2020 года. Пункт 5 говорит о том, что при одностороннем отказе от выполнения договора сторона обязан возместить все убытки и заплатить штраф.

Согласно статье 806 Гражданского Кодекса РФ, любая из сторон имеет право отказаться в одностороннем порядке от выполнения договора, но обязуется заранее предупредить об этом решении другую сторону соглашения. Тут также закон предусматривает компенсацию убытков, связанных с отказом от исполнения договора.

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

Исполнение перевозчиком обязательств по доставке груза

Одной из основных обязанностей перевозчика является доставка груза в пункт назначения — на железнодорожную станцию, в морской или речной порт, на аэродром, в место нахождения получателя груза, — указанный в транспортной накладной или коносаменте.

Транспортное законодательство допускает изменение пункта на­значения или получателя перевозимого груза.

Пример

Согласно ст. 110 ВК грузоотправитель имеет право в порядке, пре­дусмотренном правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления или изме­нить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управо-моченному лицу.

В соответствии со ст. 65 КВВТ при перевозке на внутреннем вод­ном транспорте грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной (а грузополучатель — с мо­мента получения транспортной накладной от перевозчика до момен­та начала выдачи груза) имеет право произвести замену грузополучате­ля без изменения пункта назначения или изменить пункт назначения. Грузоотправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в пунк­те отправления до отправления судна.

Условия для ответственности

Ответственность перевозчика бывает отмечена, если груз был серьезно поврежден, если был потерян или утрачен, если были просрочены договором установленные сроки. Полученные дефекты обязательно должны быть зафиксированы сразу после полного принятия груза к перевозке и до его полной сдачи. Одновременно с этим перевозчик обязан полностью возместить материальный ущерб при прямом нарушении договора.

Случай определенной ответственности фиксируется после установленного факта потери или порчи груза после того, как он был передан фирме и до самого возвращения его клиенту, заказавшему услугу. Это правило распространяется на ситуации, если водитель не доказал невозможность сопротивления определенным обстоятельствам.

Фирма, перевозившая груз, может не компенсировать средства за потерю или порчу товара в ситуации, если докажет документами свою полную невиновность относительно претензии. Чтобы доказать полную невиновность, обязательно должны быть приведены случившиеся моменты и их определенные последствия, полностью избежать которых было совершенно невозможно. Среди данных обстоятельств и факторов можно отметить:

  • Причины, которые полностью зависят от отправителя и до самого получателя;
  • Естественные особенности и специфические характеристики доставляемого товара;
  • Разные дефекты тары и используемых упаковочных материалов, что при предварительном осмотре и при предтранспортировочной приемке не были выявлены;
  • Применение тары или упаковки, не соответствующей какому-то определенному типу или стандартам к перевозке;
  • Превышение нужного для того или иного груза уровня температуры и влажности.

Необходимо знать, что уровень ответственности фирмы, которая перевозит груз, очень часто ставит в зависимость от вины. Все остальные дополнительного плана причины, являющиеся основанием для полного снятия ответственности за невыполнение предварительно взятых разных обязательств перевозчика, устанавливаются на особом законодательном уровне. Стороны, которые заключают договор относительно доставки груза, подобные дополнительного плана основания устанавливать не имеют права. Исключением могут быть специальные условия, которые оговариваются в договоре.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса

Отказ перевозчика от перевозки груза

Иногда сам грузоперевозчик может получить штраф, взяв груз, который по закону перевозить нельзя, либо для его транспортировки требуется особое разрешение, отсутствующее у водителя.

Можно выделить несколько причин, из-за которых перевозчик может отказать заказчику в транспортировке его груза:

  • Это запрещённый товар, который нельзя перевозить без специального разрешения (само разрешение получить невозможно или клиент настаивает на доставке без него). Это прямое нарушение закона. Если грузоперевозчика остановят и обнаружат факт перевозки запрещённых товаров, вся ответственность ляжет на него.
  • Срок хранения перевозимого товара меньше, чем время, необходимое на его доставку.
  • Вес груза выше, чем грузоподъёмность транспортного средства. Отказать можно и в том случае, если технические характеристики ТС не позволяют перевезти груз.
  • Товар представлен в ненадлежащем виде. В таких ситуациях лучше отказаться от доставки. Иначе затем могут предъявить претензию за порчу товара.
  • Неблагоприятные климатические условия. Более редкая ситуация, но тоже возможная. Устав автотранспорта запрещает приёмку грузов к перевозке.
  • Перевозимый товар не оформлен должным образом, отсутствуют товарно-транспортные документы.
  • Экспедитор, представляющий интересы грузоотправителя, не предъявил грузоперевозчику путевой лист, а также своё служебное удостоверение.
  • Транспортная компания или страховая организация не согласны с оценочной стоимостью товара, которую в документах отражает отправитель. Это дополнительные финансовые риски, поскольку ответственность будет лежать именно на перевозчике.
  • В документах присутствуют несовпадения, либо пункт назначения для доставки груза в договоре и товарно-транспортной накладной отсутствует.
  • Фактическая масса не соответствует той, которая представлена в документации.

Столкнувшись с подобными ситуациями, грузоперевозчик имеет законные основания отказаться от грузоперевозки. Причём это может быть просто заявка от нового клиента, с которым соглашение не подписывалось, либо расторжение действующего контакта.

Как и отправитель груза, так и сам перевозчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Условия, порядок и причины для таких действий прописаны в соглашении.

Помимо отказа от перевозки, транспортная компания также может потребовать компенсацию за простой и другие расходы, связанные с подготовкой к грузоперевозке.

Сумма взыскания формируется на основании финансовых и временных затрат на поездку ТС к пункту назначения, загрузку, подготовку машины, найм грузчиков и прочих расходов.

Вот почему важно чётко прописывать каждый пункт договора и включать в соглашение раздел с ответственностью сторон и порядком выплат компенсаций при возникновении подобных ситуаций. Тогда, если сторона не захочет выполнять обязательства добровольно, с этим договором можно смело идти в суд

Сталкивались ли с отказом от грузоперевозки? По чьей инициативе это происходило? Почему не захотели сотрудничать? К каким последствиям это привело?

Несоблюдение срока доставки груза

На практике возможны два варианта несоблюдения срока доставки груза: перевозчик возмещает убытки грузовладельца в связи с просрочкой доставки груза, но в размере не более фрахта перевозчика (данное ограничение установлено транспортными конвенциями); перевозчик оплачивает неустойку в размере, прописанном в договоре. Ограничений нет, если только в договоре не указано иное, например, что неустойка за несоблюдение срока доставки не может превышать фрахт перевозчика.

Если несохранность груза либо просрочка его доставки вызваны ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик на соответствующем виде транспорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: