Содержание ОРМ
Оперативный эксперимент может включать в себя:
- Создание, воспроизведение, использование условий, в которых будут проявляться преступные намерения подозреваемых субъектов.
- Обнаружение объектов посягательств.
- Установление и ведение скрытого контроля.
- Проверку оперативной информации опытным путем с фиксацией полученных результатов и контролируемых событий.
В ходе эксперимента могут совершаться действия психологической направленности. К примеру, уполномоченные лица могут проверять реакцию подозреваемого на присутствие какого-либо человека, демонстрируемый предмет, фотографии и т. д.
Проведение ревизии по требованию следователя
Необходимость в проведении ревизии может возникнуть, как в процессе расследования преступления, так и стадии возбуждения уголовного дела. В таком случае с помощью ревизии проверяется информация о преступлении в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Решая вопрос об организации ревизии, следователь должен определить:
-
- какие обстоятельства можно выяснить с помощью ревизии;
- на каких объектах и с использованием каких методов ее следует провести;
- деятельность каких должностных лиц необходимо подвергнуть ревизионной проверке;
- какой период их работы подлежит исследованию;
- какие специалисты потребуются для разрешения вопросов, подлежащих ревизионной проверке, и сколько времени предоставить ревизорам для выполнения поставленных перед ними задач.
В процессе проведения ревизии следователь должен периодически получать информацию от ревизора и сопоставлять ее с материалами расследования преступления (предварительной проверки). Своевременное получение такой информации позволяет уточнить поставленные перед ревизором задачи, а также скорректировать план раскрытия и расследования преступления (предварительной проверки).
Работа следователя с документами
Одна из закономерностей расследования дел о преступлениях в сфере экономической деятельности – широкое использование в доказывании документов как источника сведений о преступлении. Это обусловливается, прежде всего, спецификой экономических преступлений. Как уже отмечалось, они маскируются законной предпринимательской или хозяйственной деятельностью, совершаются под видом различных операций и сделок. А поскольку многие из них обязательно документируются, то документируются, соответственно, и преступления, совершаемые таким способом. Поэтому документы при расследовании этой категории дел являются основным источником информации о преступлении.
В результате исследования документов можно установить:
-
- способ совершения преступления,
- виновных лиц,
- мотив и цель преступления,
- характер и размер причиненного ущерба,
- обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и т.д.
Как показывает практика, документы обычно исследуются специалистами при проведении ревизий, инвентаризаций, аудиторских проверок, судебных (почерковедческие, технико-криминалистические, бухгалтерские и т.д.) и иных экспертиз. Но и сам следователь должен хорошо разбираться в соответствующих документах, знать их назначение, где, в каких организациях, учреждениях и т.д. они могут находиться, каким способом их можно получить, как производить отбор и систематизацию, какие приемы и средства можно использовать при осмотре и исследовании их и т.д.
Таким образом, работа следователя с документами — одно из важных направлений деятельности по расследованию преступления. Этому направлению работы присущи свои задачи, свои принципы, методы, средства и приемы деятельности.
В частности, при работе с документами по данной категории дел необходимо учитывать такие основные принципы криминалистики как
-
- плановость;
- оперативность;
- полнота сбора документов;
- сочетание параллельности с последовательностью при исследовании документов;
- исключение возможности изъятия и уничтожения документов заинтересованными лицами;
- привлечение для работы с документами сведущих лиц (специалистов, экспертов);
- широкое использование современных технико-криминалистических средств, научных методов, классификаций и машинных способов обработки содержащейся в документах информации;
- получение из документов исчерпывающих сведений, интересующих следствие, и эффективное их использование;
- обеспечение сохранности документов и применении следователем методов, исключающих возможность изменения документов.
Работа с документами предполагает также
-
- предварительное ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия (учреждения), где имело место преступление;
- ознакомление с документооборотом и системой учета имущества (как бухгалтерского, так и оперативного);
- выявление смежных организаций, связанных со снабжением данного предприятия и сбытом ее продукции;
- изучение нормативных актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности, а также изучение приказов и распоряжений, на основе которых составляются многие другие документы.
Большую помощь в решении соответствующих вопросов могут оказать специалисты: бухгалтера, экономисты, технологи, товароведы, криминалисты и т.д.
На некоторые подлежащие выемке документы могут указать потерпевшие, свидетели, а также оперативные работники и следователи, ранее расследовавшие подобные преступления.
По рассматриваемой категории дел систематизация – это один из важнейших принципов работы с документами.
Для выяснения обстоятельств расследуемого события могут изучаться как отдельные документы, так несколько (группа) документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции (сделки).
Пятидневный срок
Существенной новеллой Закона N 144-ФЗ является также установление пятидневного срока. Если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. Данный срок включает выходные и праздничные дни.
В п. 7 Инструкции также содержится указание на обязательность приглашения в случае изъятия документов, предметов, материалов представителей общественности, как их раньше называли, или понятых. Буквально следуя тексту Инструкции, отметим, что для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашают не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста 18 лет. Они не должны быть заинтересованы в исходе изъятия, не должны состоять с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не должны подчиняться и быть подконтрольными указанным лицам.
Как видно, основным критерием отбора указанных дееспособных граждан является их незаинтересованность в результатах проводимого мероприятия.
Алгоритм действий оперативников
На практике сложилась общая схема проведения эксперимента. Разумеется, в зависимости от обстоятельств, те или иные пункты могут корректироваться. В общем виде алгоритм действий можно представить следующим образом:
- Получение достоверных сведений о причастности субъекта к замаскированному преступлению.
- Принятие решения о выполнении оперативного эксперимента, вынесение и утверждение постановления.
- Составление плана мероприятия.
- Реализация мер по фиксации противоправной деятельности подозреваемого, следов преступлений.
- Осуществление задержания лиц в момент совершения деяния или разыскиваемого субъекта при обнаружении.
Из приведенного перечня следует, что самым первым действием оперативников является проверка поступившей информации. После этого должно быть вынесено и утверждено официальное постановление о выполнении ОРМ. Без этого документа эксперимент не может считаться законным.
ОРМ: описание и основные признаки
ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:
- контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
- проведение оперативного осмотра;
- осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
- контрольные процедуры в сетях электросвязи.
Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.
Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом
Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.
Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий
Признак | Описание |
---|---|
Социальная значимость | Рассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности. |
Умысел | Все искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно. |
Законность | Все действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны. |
Конфиденциальность | Еще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий; так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности. |
Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку
Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:
- проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
- разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
- иных.
Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.
- Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
- шантаж;
- угроза и т.д.
- Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
- жизни какого-либо гражданина;
- здоровью лица.
- Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
- Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.
Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации
↑бХДШ нпл
бЯЕ нпл ЛНФМН СЯКНБМН ОНДЕКХРЭ МЮ РПХ ЦПСООШ:
1. нпл, ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ЙНРНПШУ МЕ РПЕАСЕРЯЪ МХ БШМЕЯЕМХЪ ЯОЕЖХЮКЭМНЦН ОНЯРЮМНБКЕМХЪ, МХ ОНКСВЕМХЪ ПЮГПЕЬЕМХЪ ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕЦН ЯСДЭХ:
- НОПНЯ ЦПЮФДЮМ;
- МЮБЕДЕМХЕ ЯОПЮБНЙ;
- ЯАНП НАПЮГЖНБ ДКЪ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ХЯЯКЕДНБЮМХЪ;
- ОПНБЕПНВМЮЪ ГЮЙСОЙЮ ХКХ ЙНМРПНКХПСЕЛЮЪ ОНЯРЮБЙЮ ОПЕДЛЕРНБ, БЕЫЕЯРБ Х ОПНДСЙЖХХ, ЯБНАНДМЮЪ ПЕЮКХГЮЖХЪ ЙНРНПШУ МЕ ГЮОПЕЫЕМЮ КХАН ХУ НАНПНР МЕ НЦПЮМХВЕМ;
- ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ОПЕДЛЕРНБ Х ДНЙСЛЕМРНБ;
- МЮАКЧДЕМХЕ;
- НРНФДЕЯРБКЕМХЕ КХВМНЯРХ;
- НАЯКЕДНБЮМХЕ ОНЛЕЫЕМХИ (ЙПНЛЕ ФХКШУ), ГДЮМХИ, ЯННПСФЕМХИ, СВЮЯРЙНБ ЛЕЯРМНЯРХ Х РПЮМЯОНПРМШУ ЯПЕДЯРБ.
2. оПНБНДХЛШЕ МЮ НЯМНБЮМХХ ЯОЕЖХЮКЭМНЦН ОНЯРЮМНБКЕМХЪ, СРБЕПФДЕММНЦН ПСЙНБНДХРЕКЕЛ НПЦЮМЮ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН нпд:
- ОПНБЕПНВМЮЪ ГЮЙСОЙЮ ОПЕДЛЕРНБ, БЕЫЕЯРБ Х ОПНДСЙЖХХ, ЯБНАНДМЮЪ ПЕЮКХГЮЖХЪ ЙНРНПШУ ГЮОПЕЫЕМЮ КХАН НАНПНР ЙНРНПШУ НЦПЮМХВЕМ;
- ЙНМРПНКХПСЕЛЮЪ ОНЯРЮБЙЮ ОПЕДЛЕРНБ, БЕЫЕЯРБ Х ОПНДСЙЖХХ, ЯБНАНДМЮЪ ПЕЮКХГЮЖХЪ ЙНРНПШУ ГЮОПЕЫЕМЮ КХАН НАНПНР ЙНРНПШУ НЦПЮМХВЕМ;
- НОЕПЮРХБМШИ ЩЙЯОЕПХЛЕМР;
- НОЕПЮРХБМНЕ БМЕДПЕМХЕ.
3. нпл, ОПНБЕДЕМХЕ ЙНРНПШУ, ОНЛХЛН ЯОЕЖХЮКЭМНЦН ОНЯРЮМНБКЕМХЪ, СРБЕПФДЕММНЦН ПСЙНБНДХРЕКЕЛ НПЦЮМЮ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН нпд, ДНОСЯЙЮЕРЯЪ РНКЭЙН МЮ НЯМНБЮМХХ ЯСДЕАМНЦН ПЕЬЕМХЪ:
- НАЯКЕДНБЮМХЕ ФХКХЫЮ;
- ЙНМРПНКЭ ОНВРНБШУ НРОПЮБКЕМХИ, РЕКЕЦПЮТМШУ Х ХМШУ ЯННАЫЕМХИ;
- ОПНЯКСЬХБЮМХЕ РЕКЕТНММШУ ОЕПЕЦНБНПНБ;
- ЯМЪРХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Я РЕУМХВЕЯЙХУ ЙЮМЮКНБ ЯБЪГХ.
оЕПЕВЕМЭ НЯМНБЮМХИ ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ЩРХУ нпл ЯСФЕМ, ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я НАЫХЛХ НЯМНБЮМХЪЛХ. й ХУ ВХЯКС НРМНЯЪРЯЪ:
- мЮКХВХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Н ОПХГМЮЙЮУ ОНДЦНРЮБКХБЮЕЛНЦН, ЯНБЕПЬЮЕЛНЦН ХКХ ЯНБЕПЬЕММНЦН ОПНРХБНОПЮБМНЦН ДЕЪМХЪ, ОН ЙНРНПНЛС ОПНХГБНДЯРБН ОПЕДБЮПХРЕКЭМНЦН ЯКЕДЯРБХЪ НАЪГЮРЕКЭМН.
- мЮКХВХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Н КХЖЮУ, ОНДЦНРЮБКХБЮЧЫХУ, ЯНБЕПЬЮЧЫХУ ХКХ ЯНБЕПЬХБЬХУ ОПНРХБНОПЮБМНЕ ДЕЪМХЕ, ОН ЙНРНПНЛС ОПНХГБНДЯРБН ОПЕДБЮПХРЕКЭМНЦН ЯКЕДЯРБХЪ НАЪГЮРЕКЭМН.
- мЮКХВХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Н ЯНАШРХЪУ ХКХ ДЕИЯРБХЪУ, ЯНГДЮЧЫХУ СЦПНГС ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ, БНЕММНИ ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ХКХ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ пНЯЯХХ.
оНПЪДНЙ ОНКСВЕМХЪ ПЕЬЕМХЪ ЯСДЮ Н ОПНБЕДЕМХХ нпл ДЕРЮКЭМН ПЕЦКЮЛЕМРХПНБЮМ гЮЙНМНЛ НА нпд (ЯР. 9). б ЯННРБЕРЯРБХХ Я РПЕАНБЮМХЪЛХ ГЮЙНМЮ ПСЙНБНДХРЕКЭ НПЦЮМЮ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН нпд, БШМНЯХР ЛНРХБХПНБЮММНЕ ОНЯРЮМНБКЕМХЕ Я УНДЮРЮИЯРБНЛ Н ОПНБЕДЕМХХ нпл. яСД, ПЮЯЯЛНРПЕБ ОПЕДЗЪБКЕММШЕ ЕЛС ЛЮРЕПХЮКШ, ПЮГПЕЬЮЕР ОПНБЕДЕМХЕ ЯННРБЕРЯРБСЧЫЕЦН нпл КХАН НРЙЮГШБЮЕР Б ЕЦН ОПНБЕДЕМХХ, Н ВЕЛ БШМНЯХР ЛНРХБХПНБЮММНЕ ОНЯРЮМНБКЕМХЕ. б ЯКСВЮЕ НРЙЮГЮ Б ОПНБЕДЕМХХ нпл НПЦЮМ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХИ нпд, ЛНФЕР НАПЮРХРЭЯЪ Я ЮМЮКНЦХВМШЛ УНДЮРЮИЯРБНЛ Б БШЬЕЯРНЪЫХИ ЯСД.
б ПЪДЕ ЯКСВЮЕБ ДНОСЯЙЮЕРЯЪ ОПНБЕДЕМХЕ нпл АЕГ ОНКСВЕМХЪ ОПЕДБЮПХРЕКЭМНЦН ПЮГПЕЬЕМХЪ ЯСДЮ – МЮ НЯМНБЮМХХ ЛНРХБХПНБЮММНЦН ОНЯРЮМНБКЕМХЪ НДМНЦН ХГ ПСЙНБНДХРЕКЕИ НПЦЮМЮ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН нпд, Х Я НАЪГЮРЕКЭМШЛ СБЕДНЛКЕМХЕЛ ЯСДЮ Б РЕВЕМХЕ 24 ВЮЯНБ (ЯР. 8 гЮЙНМЮ НА нпд). щРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ЯКСВЮЕБ, ЙНРНПШЕ МЕ РЕПОЪР НРКЮЦЮРЕКЭЯРБЮ Х ЛНЦСР ОПХБЕЯРХ Й ЯНБЕПЬЕМХЧ РЪФЙНЦН ХКХ НЯНАН РЪФЙНЦН ОПЕЯРСОКЕМХЪ, Ю РЮЙФЕ ОПХ МЮКХВХХ ДЮММШУ Н ЯНАШРХЪУ Х ДЕИЯРБХЪУ, ЯНГДЮЧЫХУ СЦПНГС ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ, БНЕММНИ, ЩЙНМНЛХВЕЯЙНИ ХКХ ЩЙНКНЦХВЕЯЙНИ АЕГНОЮЯМНЯРХ пНЯЯХХ. б РЕВЕМХЕ 48 ВЮЯНБ Я ЛНЛЕМРЮ МЮВЮКЮ ОПНБЕДЕМХЪ нпл НПЦЮМ, ЕЦН НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХИ, НАЪГЮМ ОНКСВХРЭ ЯСДЕАМНЕ ПЕЬЕМХЕ Н ОПНБЕДЕМХХ РЮЙНЦН нпл КХАН ОПЕЙПЮРХРЭ ЕЦН ОПНБЕДЕМХЕ.
б ЯКСВЮЕ БНГМХЙМНБЕМХЪ СЦПНГШ ФХГМХ, ГДНПНБЭЧ, ЯНАЯРБЕММНЯРХ НРДЕКЭМШУ КХЖ ОН ХУ ГЮЪБКЕМХЧ ХКХ Я ХУ ЯНЦКЮЯХЪ ДЮММНЦН Б ОХЯЭЛЕММНИ ТНПЛЕ ПЮГПЕЬЮЕРЯЪ ОПНЯКСЬХБЮМХЕ ОЕПЕЦНБНПНБ, БЕДСЫХУЯЪ Я ХУ РЕКЕТНМНБ, МЮ НЯМНБЮМХХ ОНЯРЮМНБКЕМХЪ, СРБЕПФДЕММНЦН ПСЙНБНДХРЕКЕЛ НПЦЮМЮ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫЕЦН нпл, Я НАЪГЮРЕКЭМШЛ СБЕДНЛКЕМХЕЛ ЯСДЮ Б РЕВЕМХЕ 48 ВЮЯНБ.
рЮЙХЕ нпл, ЙЮЙ НАЯКЕДНБЮМХЕ ОНЛЕЫЕМХИ, ГДЮМХИ, ЯННПСФЕМХИ, СВЮЯРЙНБ ЛЕЯРМНЯРХ Х РПЮМЯОНПРМШУ ЯПЕДЯРБ; ЙНМРПНКЭ ОНВРНБШУ НРОПЮБКЕМХИ, РЕКЕЦПЮТМШУ Х ХМШУ ЯННАЫЕМХИ; ОПНЯКСЬХБЮМХЕ РЕКЕТНММШУ ОЕПЕЦНБНПНБ; ЯМЪРХЕ ХМТНПЛЮЖХХ Я РЕУМХВЕЯЙХУ ЙЮМЮКНБ ЯБЪГХ, – Б ЖЕКЪУ НАЕЯОЕВЕМХЪ АЕГНОЮЯМНЯРХ НПЦЮМНБ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХУ нпд, ПЮГПЕЬЕМН ОПНБНДХРЭ АЕГ ЯСДЕАМНЦН ПЕЬЕМХЪ ОПХ МЮКХВХХ ЯНЦКЮЯХЪ ЦПЮФДЮМХМЮ Б ОХЯЭЛЕММНИ ТНПЛЕ.
Обыск и выемка
По делам о преступлениях в сфере экономической деятельности проводятся личные обыски, обыски по месту работы и по месту жительства подозреваемых, а также по месту жительства членов их семей, близких родственников и знакомых.
Личный обыск, как правило, сопутствует задержанию подозреваемого. Цель такого обыска — обнаружение в одежде, личных вещах обыскиваемого документов, вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении данного и других преступлений. Планируя задержание и личный обыск задержанного, следователь должен предусмотреть меры, препятствующие тому, чтобы преступники смогли выбросить уличающие доказательства или воспользоваться оружием против членов следственно-оперативной группы.
Эффективность обыска во многом обеспечивается его внезапностью. Поэтому проведение обыска в первые дни, а иногда и часы после возбуждения уголовного дела должно быть общим правилом при расследовании экономических преступлений.
Основное внимание во время обыска должно уделяться обнаружению документов. Целесообразно изымать документы, относящиеся к служебной деятельности заподозренных лиц, если даже в момент производства обыска следователю ещё не известно, какое значение они могут иметь для дела
Изыматься должны как официальные, так и не официальные документы: блокноты, ежедневники и т.д.
При производстве выемки изымаются документы, имеющие значение для уголовного дела. При планировании выемки следует иметь в виду, что документы нередко составляются в нескольких экземплярах. Поэтому, если по тактическим соображениям нецелесообразно получить документ в организации, где совершено преступление, то выемку соответствующего документа можно произвести в других организациях и учреждениях. Так, экземпляр определенного договора можно получить от организации, являющейся другой стороной данной сделки. Документы на отпущенную организацией готовую продукцию (третий экземпляр накладной и первый экземпляр счета-фактуры) можно изъять у получателя (покупателя) этой продукции.
Классификация
Проанализировав накопленный практический опыт, специалисты выделяют 2 основных типа эксперимента. Классификация осуществляется в зависимости от цели проведения ОРМ.
Эксперимент первого типа направлен на обнаружение неизвестных субъектов. Его суть состоит в использовании контролируемых предварительно подготовленных объектов – приманок. Они размещаются в предполагаемых местах совершения преступления. К примеру, если говорить о кражах на вокзалах, станциях, в аэропортах, то такими предметами могут служить чемоданы, сумки, оставленные в залах ожидания, автомобили, брошенные на стоянке
Для выявления грабежей, разбоев оперативники используют экипировку, привлекающую внимание преступников, и направляются в места вероятного совершения противоправных действий
В некоторых случаях проводятся достаточно масштабные действия. К примеру, для проведения эксперимента создаются фирмы, подыскиваются квартиры, магазины для обнаружения субъектов, причастных к экономическим преступлениям, в том числе сбывающих украденное, запрещенные товары и пр.
Второй тип экспериментов используется для фиксации событий и непосредственного задержания граждан, обоснованно подозреваемых в незаконных действиях. Обычно такие мероприятия проводятся в отношении взяточников, наркоторговцев, продавцов оружия и пр.
Нормативные предписания
При проведении эксперимента не допускается провокация преступного действия. Под ней следует понимать склонение к совершению противоправного деяния субъекта, не имеющего незаконного намерения.
Запрещается искусственно создавать доказательства совершения преступления, фиксировать фиктивные обстоятельства, имеющие значение для расследования.
При анализе действий участников эксперимента необходимо руководствоваться нормами 144-ФЗ, ведомственных правовых актов, а также положениями 31 статьи УК.
Эксперимент может проводиться только для выявления, пресечения, раскрытия умышленных, тяжких, особо тяжких посягательств, т. е. преступлений, по которым виновному может вменяться более 5 лет тюрьмы.
Принимая во внимание, что квалификация деяния и отнесение его к той или иной категории возможны непосредственно в ходе расследования и судебного разбирательства, для выполнения опытных действий достаточно, чтобы посягательство могло быть включено в соответствующую категорию по своей тяжести
Допрос подозреваемого, обвиняемого
Особенности допроса подозреваемого (обвиняемого) по данной категории уголовных дел обусловливаются, прежде всего, следующими обстоятельствами: характером и масштабом преступной деятельности лица, его служебным положением, уровнем профессиональной подготовки, характером занимаемой позиции в отношении выдвинутого против него обвинения.
Основным приемом получения правдивых показаний по данной категории преступлений является предъявление доказательств, главным образом, документов. Если в них были внесены изменения, например, путем дописки или исправления, то заранее должна быть проведена экспертиза. При допросе также можно использовать результаты контроля телефонных разговоров, а также иные доказательства.
Представление результатов
После проведения эксперимента и фиксации полученных сведений руководитель оперативно-розыскного отдела выносит постановление. На его основании задокументированные результаты ОРМ передаются следственному органу, дознавателю или в судебную инстанцию. Кроме этого, при необходимости утверждается постановление о рассекречивании сведений, отнесенных к гостайне.
Фактическая передача материалов осуществляется по сопроводительным документам.
При необходимости и в отсутствии угрозы расшифровки источников поступления сведений, способов их получения, зафиксированные в ходе ОРМ результаты могут рассекречиваться отдельным протоколом или актом. Его составляет уполномоченный оперативный сотрудник.
Контроль и запись переговоров
Контроль и запись переговоров как следственное действие по делам рассматриваемой категории имеет очень большое значение, так как обеспечивает негласное получение информации об обстоятельствах преступления, исходящей непосредственно от участников преступления и иных лиц.
Основными задачами контроля и записи переговоров являются:
-
- выявление лиц, совершивших, преступление;
- установление вины и роли каждого участника в совершении преступления;
- установление мотива преступления;
- выявление других эпизодов преступлений, совершенных виновными лицами;
- розыск без вести пропавшего лица, установление места нахождения искомых ценностей и документов, а также средств совершения преступления.
Дополнительные задачи контроля и записи переговоров можно отнести получение сведений:
-
- характеризующих личность виновных лиц,
- об организации противодействия расследованию (подкуп свидетелей, эксперта и других участников расследования, оказание на них давления и т.д.),
- о подготовке к совершению преступления и т.д.
Итоги
Подводя итог, хотелось бы сказать несколько слов о сути самого обследования. С точки зрения автора, оно заключается не только в визуальном изучении помещений, зданий и сооружений и мест — допустимы также вскрытие как очевидных мест хранения имущества и документов, так и тайных, перемещение и нарушение целостности предметов и материалов, если имеются достаточные основания полагать, что в результате этого будут обнаружены предметы и документы, имеющие определяющее значение для принятия процессуального решения по результатам ОРМ.
Ведь может возникнуть ситуация, при которой в ходе обследования выяснится, что в некоем тайнике находятся документы, подтверждающие совершение преступления, или предметы, изъятые из оборота, а владелец отказывается открывать данное место их хранения. После того как будет возбуждено уголовное дело, вынесено постановление о производстве обыска (или выемки), естественно, в этом тайнике их уже не будет, а действия сотрудника могут быть оценены с точки зрения его служебного соответствия.
Однако недопустимы необоснованное видоизменение и повреждение имущества; кроме того, после проведения обследования целесообразно постараться силами сотрудников милиции привести осмотренное помещение в исходное состояние.
Срок проведения обследования в Инструкции не указан, что вполне логично, поскольку он должен зависеть исключительно от достижения цели данного ОРМ — получения достаточных данных для принятия процессуального решения по имеющейся информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Нельзя не признать тот факт, что деятельность организации (предпринимателя) в результате проведения обследования фактически приостанавливается (по крайней мере, на время проведения оперативно-разыскного мероприятия). Поэтому сотрудникам ОВД можно было бы рекомендовать проводить данное мероприятие в максимально короткие сроки, но не в ущерб его полноте и качеству.
Представляется нежелательным осуществление обследования в срок, превышающий рабочий день.
Механизм удержания представителей организации (равно как и приглашенных граждан) после окончания рабочего времени законодательством не предусмотрен, всем присутствующим лицам необходимо время на прием пищи и отдых (а в целях максимально правильного проведения обследования, связанного с изъятием, требуется их постоянное присутствие).
В случае более или менее длительных перерывов (в частности, если действие переносится на следующие сутки) возникнет проблема сохранения достигнутых результатов: необходимо предотвращать доступ в частично обследованное помещение, иначе возникает реальная опасность снижения результативности проведенного действия.
Однако все зависит от конкретной ситуации и обстоятельств, а также характера имеющейся информации и тяжести совершенного противоправного деяния.
И еще несколько соображений общего характера.
Главное достоинство Инструкции, с точки зрения автора, заключается в том, что разработчики взяли на себя смелость подготовить открытый документ, достаточно подробно регламентирующий проведение отдельно взятого, но, пожалуй, наиболее «популярного» оперативно-разыскного мероприятия. К слову, остальные нормативные правовые акты в данной области имеют грифы «секретно» и «совершенно секретно». В данном случае мы имеем общедоступный регламент проведения обследования, который устанавливает «правила игры» как для оперативных сотрудников, так и для представителей юридических лиц и предпринимателей.
В Приказе, утверждающем Инструкцию, есть прямое предписание организовать изучение ее положений.
Очень важно, чтобы так и делалось, особенно учитывая персональную ответственность руководителей за обоснованность издания распоряжения о проведении обследования. Не хотелось бы, чтобы применение Инструкции вызывало нарекания со стороны представителей общественности, деловых кругов, правозащитников, СМИ
Не хотелось бы, чтобы применение Инструкции вызывало нарекания со стороны представителей общественности, деловых кругов, правозащитников, СМИ.
Нельзя проповедовать равнодушие и пристрастность, забывать о правах и законных интересах граждан и организаций.
Четкое следование положениям Инструкции в сочетании с уважительным и партнерским подходом к людям будет служить гарантом адекватной и правильной оценки обществом проводимой правоохранительной работы.
И.Н.Соловьев
Д. ю. н.,
профессор,
заместитель начальника
Правового департамента
МВД России,
заслуженный юрист РФ