Как ит-компаниям попасть в реестр отечественного по и что он дает

Какие требования закреплены нормами Постановления № 1478 к программному обеспечению, используемому заказчиками, работающими по Закону № 223-ФЗ?

Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое заказчиками, осуществляющими закупки по Закону № 223-ФЗ, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено:

–  в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

– или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (п. 1 Требований к программному обеспечению, утв. Постановлением № 1478).

По каким электронным услугам действуют новые правила

Список электронных услуг, при покупке которых у зарубежных поставщиков отечественные компании и ИП обязаны сами считать и платить НДС, зафиксирован в п. 1 ст. 174.2 НК:

  • предоставление прав на пользование программами для ПК, в т.ч. компьютерные игры, и базами данных, в т.ч. через предоставление удаленного доступа к ним;
  • рекламные услуги в Интернете;
  • размещение предложений о покупке товаров, работ, услуг;
  • предоставление возможности установить контакты и заключать сделки между продавцами и клиентами в сети Интернет;
  • хранение и обработка сведений в Интернете;
  • предоставление в режиме реального времени возможности размещать сведения в информационной системе;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга;
  • администрирование информационных систем и сайтов;
  • предоставление прав на электронные книги и иные электронные публикации, информационные, образовательные материалы, графические изображения, а также музыкальные и аудиовизуальные произведения;
  • поиск и предоставление заказчику сведений о потенциальных клиентах;
  • доступ к поисковым системам;
  • ведение статистики на сайтах.

Для выполнения отечественными компаниями и ИП функций налогового агента по НДС место реализации этих услуг должно быть — территория России. Электронные услуги считаются признанными в РФ, когда их покупатель ведет деятельность в России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Соответственно, все российские компании и ИП исполняют функции налогового агента по НДС при существовании самого факта покупки электронных услуг у зарубежных организаций.

В каком порядке происходит согласование закупки иностранного программного обеспечения?

1-й шаг. Направление заявки о согласовании закупки в уполномоченный орган.

Заказчик направляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в п. 3 настоящей статьи, заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке (п. 2 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

ВАЖНО! ЕСЛИ заказчик планирует реализовать закупку иностранного программного обеспечения, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 3 Правил согласования, утв

Постановлением № 1478 (п. 2-3 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

ВАЖНО! Если заказчик планирует реализовать закупку необходимых услуг или закупки иностранного программного обеспечения и необходимых услуг, ТО заявка составляется в соответствии с нормами п. 4 Правил согласования, утв

Постановлением № 1478 (п. 2 и п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478). 

 2-й шаг. Принятие решения уполномоченным органом в отношении заявки.

Уполномоченный орган при поступлении заявки (п. 5 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478):

1) Рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней со дня ее представления.

2) Направляет заказчику в течение 1 рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки уведомление о соответствии или о несоответствии заявки требованиям п. 3 или п. 4 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478. 

ВАЖНО! Одновременно с уведомлением о несоответствии заявки указанным выше требованиям заказчику направляется отказ в дальнейшем рассмотрении заявки. 

3) По результатам рассмотрения заявки принимает в течение 8 рабочих дней со дня направления заказчику уведомления о соответствии заявки указанным выше требованиям:

– решение о согласовании закупки,

– либо решение об отказе в согласовании закупки,

– либо о необходимости рассмотрения такой закупки в соответствии с п. 8 и п. 9 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478 (когда НМЦД равна или превышает 100 млн. руб.).

3-й шаг. Получение заказчиком решения уполномоченного органа.

Решение, принятое уполномоченным органом, направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (п. 7 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

ВАЖНО! В случае несогласия заказчика с решением уполномоченного органа об отказе в согласовании закупки заказчик вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил согласования, утв

Постановлением № 1478).

ВАЖНО! Решение уполномоченного органа о согласовании закупки действительно для закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг, реализуемой заказчиком в соответствии с представленной заказчиком в уполномоченный орган заявкой (п. 13 Правил согласования, утв

Постановлением № 1478).

4-й шаг. Уведомление Минцифры России о закупке иностранного программного обеспечения.

Заказчик (за исключением заказчиков, владеющих значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующими в сфере связи) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного органа о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг направляет сведения о согласовании такой закупки уполномоченным органом в Минцифры России (п. 14 Правил согласования, утв. Постановлением № 1478).

Освобождение от НДС

В комментируемом письме речь идет о передаче иностранной компанией права на использование программного продукта для ЭВМ российской организации на основании лицензионного договора.

В этой ситуации выполняется лишь два условия для возникновения обязанностей налогового агента по НДС:

  • продавец, являющийся нерезидентом, который не имеет регистрации в РФ;
  • место оказания услуг – территория РФ.

Но вот третье условие не выполняется. Операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Эта льгота касается и случаев, когда организация приобретают права на программы для ЭВМ у иностранных правообладателей. Удерживать НДС из сумм, выплачиваемых правообладателю-иностранцу, и перечислять его в бюджет российская организация в качестве налогового агента не должна. Об этом неоднократно говорили и налоговики, и финансисты с самого момента введения этой льготы – с 2008 года.

С какими органами заказчикам нужно согласовывать закупку иностранного программного обеспечения?

В зависимости от сферы деятельности в целях согласования возможности приобретения иностранного программного обеспечения заказчики обращаются в соответствующие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (пп. «а» п. 2 Постановления № 1478): 

Сфера (область) деятельности

Уполномоченный орган

Здравоохранение

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Наука

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Транспорт

Министерство транспорта Российской Федерации

Связь

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Банки

Министерство финансов Российской Федерации

Финансовый рынок

Энергетика

Министерство энергетики Российской Федерации

Топливно-энергетический комплекс

Горнодобывающая, металлургическая, ракетно-космическая, оборонная, химическая промышленность

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Атомная энергия

Учет в 1С

Шаг 1. Поступление ПО от иностранного контрагента в 2020 году отразите в обычном порядке документом Поступление (услуги, УПД) в разделе Покупки — Поступление (акты, накладные, УПД).

Укажите:

% НДС — Без НДС.

Счет-фактура не регистрируется, т. к. поставка без НДС.

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

Дт 97.21 Кт 60.21 — отражение затрат на неисключительное право в расходах будущих периодов.

Шаг 2. Создайте документ Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику на основании документа Поступление (услуги, УПД) или из раздела Банк и касса — Банковские выписки.

Укажите:

Ставка НДС — Без НДС.

Счет-фактуру налогового агента создавать не требуется, т. к. организация не является налоговым агентом.

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 91.02 Кт 60.21 — отрицательная курсовая разница, возникшая в результате изменения курса валюты;
  • Дт 60.21 Кт 52 — погашение задолженности перед поставщиком.

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить важные изменения 1С и законодательства

Налоговый агент по НДС

Случаи, когда у российской фирмы возникают обязанности налогового агента по НДС, пере-

числены в статье 161 НК РФ. Один из случаев – это приобретение товаров, работ или услуг у иностранных продавцов, которые не состоят на учете в России, а местом реализации является РФ. Так, сделка с иностранным продавцом повлечет агентский НДС, если выполняются три условия:

  • поставщик-иностранец не зарегистрирован в РФ (но если у него есть подразделение в РФ, состоящее на учете в налоговых органах, НДС будет платить это подразделение);
  • товар или услуга облагается НДС;
  • местом реализации является РФ.

Место реализации работ и услуг определяют по правилам статьи 148 НК РФ. Этой статьей установлено, что местом передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав является территория РФ, если покупатель работает в РФ. Если условия для признания фирмы агентом по НДС выполняются, значит, налог нужно рассчитать и удержать из выплаты иностранцу.

Покупка ПО у нерезидента: документальное оформление

Бумаги, как известно, являются доказательством осуществления хозоперации и в бухучете имеют огромное значение. Несмотря на то, что весь современный мир уходит от бумажного документооборота и пытается максимально сократить обмен бумагами между контрагентами, в нашей стране все же принято иметь для подстраховки “бумажки” для объяснения ситуации перед налоговиками.

Компания выявляет, где были реализованы услуги по покупке-продаже ПО, с целью исчисления НДСа, а также доказывает сам факт того, что услуга была оказана благодаря некоему перечню бумаг. Рассмотрим их далее и стоит упомянуть, что НК РФ не предусматривает какой-либо исчерпывающий их список, однако можно применять такие и Минфин также соглашается с такими формами:

  • Удостоверение на командировку подчиненного за границу;
  • Акт приема-передачи выполненных работ или же услуг либо прочие, имеющие такую силу и равнозначные акту. О их составлении должна быть оговорка в контракте;
  • Бумаги, свидетельствующие о месте пребывания продукта за границей;
  • Иные бумаги, неоспоримо подтверждающие факт продажи работ то ли за рубежом, то ли уже в России.

Когда факт продажи ПО подтвержден и он не является объектом налогообложения, то счет-фактуру или инвойс оформлять не стоит. А в ситуации, когда сделка освобождена от налога, в инвойсе проставляется пометка “Без налога (НДС)”

Как «упрощенцу» списывать «входной» НДС в бухучете

Сумму «входного» НДС «упрощенцам» положено учитывать в стоимости покупки (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). То есть нужно формировать одну запись:

Дебет 10 (08, 20, 25, 26, 41, 44…) Кредит 60 (76)

отражена стоимость покупки, включая «входной» НДС.

Однако «упрощенцы» с объектом налогообложения доходы минус расходы часто стремятся к тому, чтобы выделять «входной» НДС на счетах бухучета отдельно. Ведь по ряду покупок, прежде всего материлов, товаров, работ и услуг, такой налог нужно показать в Книге учета отдельной строкой. И чтобы сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, некоторые бухгалтеры считают, что целесообразно «входной» НДС выделять отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

На заметку. При каких покупках «входного» НДС не возникает 1. Продавец не является плательщиком НДС. Это значит, что ваш контрагент работает на специальном налоговом режиме, собственно, как и вы. Это может быть УСН, ЕНВД, патент или ЕСХН. Продавцы на спецрежимах не начисляют НДС с реализации и не выписывают счета-фактуры (п. 2 и 3 ст. 346.11, абз. 3 п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 и п. 3 ст. 346.1 НК РФ). 2. Реализация в силу закона не подлежит налогообложению (освобождена от НДС). Такие случаи перечислены в статье 149 НК РФ. К ним, например, относятся:

  • осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);
  • услуги по проведению техосмотра транспорта;
  • услуги архивных организаций по использованию архивов.

В этом случае не будет как «входного» НДС, так и счета-фактуры. Правда, до 2014 года счета-фактуры по таким операциям продавец должен был выставлять с пометкой «Без налога (НДС)». Однако с 1 января 2014 года данный порядок отменили благодаря поправкам в пункт 5 статьи 168 НК РФ. 3. Компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС. Данная льгота предусмотрена статьей 145 НК РФ. Ею могут воспользоваться фирмы и предприниматели с небольшими оборотами по реализации. Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превысить 2 млн руб. без учета НДС. При этом заметьте: в данном случае продавец все же обязан выписать счет-фактуру с пометкой «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Однако, на наш взгляд, это вряд ли чем поможет. Судите сами. Моменты списания покупок в бухгалтерском и налоговом учете разные. Так, материалы по общему правилу можно списать при УСН, когда ценности оприходованы и оплачены поставщику (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В бухучете же нужно ждать, когда они будут отпущены в производство (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). При этом факт оплаты для бухучета не важен. По товарам моменты списания также могут различаться из-за оплаты их поставщику — для налогового учета это обязательное требование (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

То есть расходы в бухгалтерском и налоговом учете формируются в разные моменты времени. НДС соответственно тоже должен списываться в разное время. Поэтому целесообразно так настроить программу, чтобы вести отдельный учет НДС только в налоговом учете. Если НДС выделять и в бухучете, можно только сильнее запутаться.

Пример. Учет «входного» НДС «упрощенцем»ООО «Елена», применяющее УСН с объектом доходы минус расходы, в апреле 2014 года закупило партию товара — 450 штук стульев стоимостью 1180 руб. за единицу, в том числе НДС — 180 руб. Во II квартале была реализована вся партия, а именно:

  • в апреле — 175 стульев;
  • в мае — 120 стульев;
  • в июне — 155 стульев.

30 июня 2014 года поставщику оплачена только половина приобретенных ценностей. Остальная часть будет оплачена в III квартале. В апреле бухгалтер сделал следующие записи в бухгалтерском учете:

Дебет 41 Кредит 60

531 000 руб. (1180 руб. × 450 шт.) — отражена стоимость приобретенных товаров, включая «входной» НДС;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

206 500 руб. (1180 руб. × 175 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в апреле.

В следующих месяцах были сделаны проводки:

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

141 600 руб. (1180 руб. × 120 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в мае;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

182 900 руб. (1180 руб. × 155 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в июне.

В налоговом учете на конец II квартала (30 июня) бухгалтер списал стоимость только тех реализованных ценностей, которые были оплачены поставщику, выделив при этом НДС. Итого на расходы было списано 265 500 руб. (1180 руб. × 450 шт. × 50%), из них:

  • 225 000 руб. (1000 руб. × 450 шт. × 50%) — стоимость товаров без учета НДС;
  • 40 500 руб. (180 руб. × 450 шт. × 50%) — сумма НДС по товарам.

Об НДС при приобретении у иностранной организации по лицензионному договору прав на использование программ для ЭВМ через Интернет. Печать

Изменено: Ср, 12 Апр, 2017 at 10:01 PM

Услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к ним не облагаются НДС.

Услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления удаленного доступа к ним относятся к услугам в электронной форме, поименованным в статье  174.2 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

При этом Минфин России указал, что услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора подлежат освобождению от налогообложения НДС на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2017 г. N 03-07-08/19407

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам, размещенным на официальном сайте иностранной организации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам, размещенным на официальном сайте иностранной организации, через сеть Интернет на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

О.Ф.ЦИБИЗОВА

Была ли эта статья полезной?
Да
Нет

Отправить отзыв К сожалению, мы не смогли помочь вам в разрешении проблемы. Ваш отзыв позволит нам улучшить эту статью.

Что такое место реализации товаров и для чего это нужно?

Строго стоит контролировать тот момент, что перечислить налог придется с продажи товара или услуги на территории нашей страны. В обратной ситуации, когда сделка прошла за рубежом налог платить не придется. Кодекс оговаривает методику выяснения места продажи и поговорим об этом далее.

Буква закона гласит про 4 момента, с помощью которых Вы вправе выявить локацию продажи ПО и прочих услуг:

  1. Там, где находится имущество, связанное с продажей продукта.
  2. Там, где размещен продавец.
  3. Территория фактического выполнения работ.
  4. Там, где ведет свою работу покупатель.

Таким образом, решая дилемму налогообложения НДС купленного ПО, воспользуйтесь одним из вышеописанных критериев. Облегчит задачу для Вас список правил признания продажи в нашей стране, то есть услуга должна быть выполнена:

  • отечественной фирмой;
  • филиалом иностранной компании в России;
  • субъектом оказания услуг, находящимся и зарегистрированным у нас.

Помните про ряд исключений из правил, а именно касательно работ с движимым и недвижимым имуществом (сюда можно причислить различные ремонты), продажное место услуги признается за местом размещения такого имущества. Соответственно, когда предмет расположен в РФ, то и услуга или работа считается проданной здесь же.

Предмет контракта в культурной, образовательной, туристической, спортивной, рекреационной сферах выявляется относительно места продажи по месту оказания подобного рода услуг. То есть, если услуга была выполнена в РФ, то считаться ее место продажи будет российским. Страны-участники Таможенного союза заключили между собой бумагу, определяющие особые условия в данном вопросе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: