Травма по дороге на работу считается ли производственной

Попал в аварию на рабочей машине в нерабочее время

Если имеет место ситуация, когда водитель попал в ДТП на рабочей машине — я не виноват, то в такой ситуации дело разрешится относительно спокойно. Но лишь при условии, что во время аварии водитель выполнял обязательные служебные обязанности, то есть находился за рулем в рабочее время.

Если же водитель сел за руль своей служебной машины в нерабочее время, даже при условии наличия разрешения от вышестоящего руководства, то все равно он будет обязан понести ответственность в полном объеме.

При этом не стоит забывать про нормы существующего гражданского права, согласно которым вся ответственность ляжет на владельца машины, в нашем случае — предпринимательском субъекте. Даже если работник попал в аварию в нерабочее время, от ответственности его руководство никто не избавлял, и именно юридическое лицо вызовут в суд, и на него обязательно будет возложена обязанность погашения всех штрафов и выполнение ремонта.

Сбил велосипедиста на пешеходном переходе.

О ДТП при повороте налево читайте тут.

Что делать если виновник ДТП без страховки

Однако в том конкретном случае, когда рабочий день закончился, а сотрудник находится за рулем, законодательство дозволяет работодателю инициировать судебный иск на нерадивого сотрудника, который повредил транспорт. Доверенность на машину? Согласно этому иску, виновник ДТП будет обязан возместить определенный ущерб в должном объеме, и кроме того, по желанию работодателя, на водителя будет возложена материальная компенсация.

Это предусматривается ст.243 ГК РФ, которая гласит о том, что всякая материальная ответственность должна быть на водителя возложена, если доверенное ему имущество работодателя пострадало в нерабочее время.

Служебное авто выполняет определенные функции на предприятии. И когда оно находится в поломанном состоянии и не может выполнять свою работу, организация несет потери. В подобной ситуации закон выступит на стороне работодателя, дозволяя ему привлечь нерадивого работника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него конкретный материальный ущерб за простой. Размер компенсации будет рассчитан исходя из принципа, что он не может превышать двух третей от установленной тарифной ставки.

Если автомобилист на момент аварии был в состоянии опьянения, то по исковому заявлению работодателя, в случае управления машиной вне рабочего графика, вся ответственность будет возлагаться именно на него.

Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Причины производственных травм и их участники

Травмы, полученные на производстве, имеют под собой разные основания, среди которых можно выделить: несоблюдение правил техники безопасности со стороны работника, неправильное использование технических средств, халатность работника, допуск работодателем к выполнению работ неквалифицированного специалиста, не проведение инструктажа и т.д.

Участниками несчастного случая на производстве могут выступать: сам работник, работодатель, учащийся, проходящий практику на производстве, гражданин, привлеченный к выполнению работ (общественные работы) на основании судебного акта, осужденный, который был привлечен к физическим работам на производстве.

Алкогольное опьянение как повод для квалификации НС в качестве страхового.

Работника обнаружили утром, перед началом смены, в бытовом городке, расположенном на территории стройплощадки. Пострадавший сидел возле лестницы, ведущей со второго яруса бытовок, в нерабочей одежде, с внешними признаками телесных повреждений (травма головы и следы крови).

Прибывшая на вызов скорая медицинская помощь доставила его в больницу, где он через неделю скончался.

Согласно справке о смерти причиной смерти являются травматический отек головного мозга, очаговая травма головного мозга, падение на производстве. В момент прибытия в больницу работник находился в средней степени алкогольного опьянения.

Может ли такой случай квалифицироваться как связанный с производством страховой НС? Ответ на этот вопрос дан в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2018 № 33-499/2018. В данном случае в суд обратился орган ФСС, который потребовал признать недействительным акт по форме Н-1.

ФСС заявил, что наличие трудовых отношений между работником и работодателем само по себе не имеет решающего значения при квалификации НС и не определяет его связь с производством. Необходимым условием для квалификации НС как связанного с производством является наличие причинно-следственной связи полученного повреждения здоровья с условиями производственной деятельности, а также вредными и опасными производственными факторами. Материалами расследования подтверждается, что алкогольное опьянение не содействовало, а явилось единственной причиной НС. Повреждения здоровья возникли не в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Судебная коллегия отказала ФСС в удовлетворении требования, обосновав свою позицию таким образом. Согласно акту по форме Н-1 лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, признаны:

  • сам пострадавший;

  • З. – старший производитель работ, не обеспечивший достаточный контроль за соблюдением пострадавшим правил внутреннего трудового распорядка, тем самым не выполнивший требования своей должностной инструкции;

  • Б. – директор по строительству, не обеспечивший своевременное прохождение обучения по охране труда работников ООО, тем самым не выполнивший обязанности, возложенные ст. 212 ТК РФ.

В случае надлежащего исполнения старшим производителем работ З. требований своей должностной инструкции пострадавший не был бы допущен до исполнения трудовых обязанностей и, следовательно, не смог бы получить травму, повлекшую впоследствии смерть. В связи с этим спорное событие следует квалифицировать как НС, связанный с производством.

Что это такое

Чтобы ситуация была признана производственной травмой, требуется провести расследование и установить признаки несчастного случая.

Стандартными факторами травмы на работе считаются:

  • несоблюдение правил техники безопасности;
  • работа с неисправным оборудованием;
  • допуск к аппаратуре неквалифицированных специалистов;
  • халатное отношение к инструктажу по работе на предприятии.

При получении травмы составляется акт, в больнице выдается больничный лист. В документе нетрудоспособность кодируется цифрой 04.

Законодательством установлено, что последствием несчастного случая может быть потеря нетрудоспособности, увечья или смертельный исход.

Существует несколько признаков возникновения такой травмы:

  • во время исполнения обязанностей на территории организации;
  • во время обеденного перерыва;
  • по дороге на службу на рабочем транспорте;
  • во время командировки и других рабочих поездок;
  • при исполнении рабочих поручений вне территории организации.

Кроме официальных сотрудников, рабочую травму на производстве могут получить:

  • студенты-практиканты;
  • рабочие, оформленные по гражданско-правовому договору;
  • граждане, которые находятся на принудительных или общественных работах.

Сроки проведения расследования несчастного случая

В том случае, если работодателем было установлено, что полученные сотрудником травмы относятся к производственным, он обязан созвать комиссию, состав которой должен быть не менее трех человек и инициировать служебное расследование. Сроки проведения проверки и выявления деталей инцидента устанавливаются различные, в зависимости от тяжести полученных лицом увечий.

В том случае, если работник получил легкие повреждения, работодателю на проведение расследования предоставляется всего 3 рабочих дня, за которые необходимо оформить всю документацию и установить необходимые детали происшествия.

Если же степень ущерба, причиненного здоровью работника весьма тяжелая, и на расследование несчастного случая потребуется более трех рабочих дней, то нанимателю и экспертной комиссии предоставляется 15 суток для проведения служебной проверки.

За установленный законодателем период, руководитель организации обязан подобающим образом оформить соответствующие акты по одному экземпляру на каждого пострадавшего, а также отдельный Акт о расследовании несчастного случая, который составляется в трех экземплярах.

В России побеждает тот, кто знает свои права

или по телефону:

Москва и область:+7 (800) 350-56-93

Несчастные случаи, которые не нужно расследовать

Как показывает практика и разобранные ранее примеры, расследование нужно проводить почти в 100% случаев за редким исключением, например:

По дороге на работу работник поскользнулся и вывихнул ногу

Данная категория несчастных случаев не попадает под расследование, поскольку обеспечение транспортировки работников к началу и по окончании производства работ не осуществляется силами и средствами работодателя. Если работник добирается на общественном транспорте, собственном авто или пешком, то случай попадает под 227 ст. ТК РФ и определяется как бытовая травма. К этой категории будут отнесены все ситуации, которые связаны с травмированием до прибытия на трудовое место в рабочий или выходной день.

Травма была получена во время корпоративного праздника

Подобные травмы признаются всегда бытовыми, даже если произошли на территории работодателя и в рабочее время.

Например, если сотрудники отмечали приближение нового года во время рабочего дня, и, запуская салюты во дворе компании – работодателя получили ожоги, то подобные ситуации все равно квалифицируются как травмы бытовые, даже если имели своей целью скрепление корпоративного духа.

Более того, к несчастным случаям на производстве не относятся следующие ситуации:

  • гибель работника вследствие заболевания или самоубийства, подтвержденная учреждением здравоохранения и следственными органами;
  • смерть работника или вред здоровью, единственной причиной которых стало алкогольное или иное токсическое опьянение, не связанное с нарушениями технологического процесса (с использованием токсических веществ);
  • несчастный случай, который произошел с работником по причине совершения им преступного деяния.

Нестандартные случаи

Как особый (нестандартный) случай, рассмотрим следующий пример:

В случае получения бытовой травмы, работодатель также обязан оплачивать больничный лист до непосредственного выздоровления сотрудника, если таковой имеется.

Популярные вопросы по теме:

Что такое производственная травма?

Производственная травма — это травма полученная непосредственно на рабочем месте или при выполнении задания вне стен предприятия с использованием служебного, личного автомобиля, общественного транспорта или пешком. 

Что такое бытовая травма?

Согласно ТК РФ бытовая травма — это травма, полученная в следствие несчастного случая, не связанного с работой. 

Что делать при получении производственной травмы?

При получении производственной травмы на рабочем месте, необходимо вызвать специалиста и оповестить работодателя или ответственного за работу с кадрами менеджера. После оказания помощи сотруднику, составляется акт и протокол. Далее следует назначение компенсации. 

Если травма получена при выполнении служебного задания вне стен предприятия, необходимо вызвать скорую помощь и далее оповестить работодателя о случившимся. Заключение медика является является документальным подтверждением случившегося. 

Похожие

  • Как организовать производственный кооператив?
  • Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте
  • Как оплатить ЖКХ через Госуслуги
  • Что такое прямая продажа квартиры и какие плюсы у такой сделки
  • Как прописать ребенка: необходимые документы, основные правила, нюансы процедуры
  • Может ли работодатель уволить сотрудников из-за коронавируса
  • Понятие и содержание права собственности
  • Какие дома самые шумные
  • Как добровольно отказаться от ребенка
  • Всё об организации полного товарищества

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Предлагаем ознакомиться: Купил машину но не могу ее зарегистрировать — могу ли ездить

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать. протокол ГИБДД

протокол ГИБДД

, показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.

Также не помешает:

  1. независимая оценка ущерба при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности.

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

Получение травмы в командировке

Следовать на работу или с работы сотрудник может не только по месту основной работы и непосредственного проживания, но и в ином населенном пункте, если работодатель отправил его в командировку. Если такой работник, находясь в командировке, следовал к месту временной работы или убыл из командировки и следовал к месту постоянной работы и в этот период получил травму, она тоже будет относиться к категории производственных.

В таком случае рассмотрение деталей инцидента может существенно варьироваться в зависимости от обстоятельств. Если такой сотрудник получил травму, следуя к месту временной работы, расследованием должна заняться та структура, в которую он был официально откомандирован.

Все обстоятельства расследуются по обычной схеме, т. е. учитывается рабочее время, способ передвижения и т. д. В состав комиссии включают представителей предприятия, где травмированный сотрудник осуществляет временную трудовую деятельность. В таком случае сохраняется общий порядок уведомления страховых и контролирующих организаций. Отличительным нюансом будет обязательное уведомление основного работодателя о полученной травме и о наличии последствий для жизни и здоровья сотрудника.

Как отбить претензии налоговиков

Налог на добавленную стоимость

Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.

Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.

Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).

Налог на прибыль организаций

Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний.  Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.

Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).

Налог на доходы физических лиц

У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).

○ Ответственность работника.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

Дисциплинарная ответственность.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Увольнение.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

Материальная ответственность.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  • Совершение работником административного проступка.
  • Умышленное причинение ущерба.
  • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.

Административная и уголовная ответственность.

Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  • Должен быть акт уполномоченного органа.
  • Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.

Что может грозить работодателю по итогам травмы?

Работодатель (его должностные лица) могут быть подвергнуты по итогам расследования причины травмы работника:

  • Дисциплинарному наказанию в виде замечания, выговора или увольнения;
  • Административному наказанию;
  • Уголовному наказанию.

Если в итоге расследования и возможной последующей проверки по факту несчастного случая будет установлено нарушение правил охраны труда он может быть подвергнут взысканиям по ст. 5.27.1 КоАП РФ. В этом случае ему грозят штрафы:

  • Для юрлиц от 50 000 до 80 000 руб.;
  • Для предпринимателей от 2 000 до 5 000 руб.;
  • Должностные лица могут заплатить от 2 000 до 5 000 руб.

Помимо этого, в данной статье предусмотрены иные последствия для работодателя за нарушение правил спецоценки, допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа.

В случае причинения тяжкого увечья сотрудника по вине работодателя могут быть применены меры уголовной ответственности (ст. 143 УК РФ):

  • Штраф до 400 000 руб. или доход виновного лица за период до 18 месяцев;
  • Исправительные работы на период до 2 лет;
  • Тюремное заключение сроком до 1 года.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: