Особенности антимонопольной политики в России
В нашей стране функционирует Федеральная антимонопольная служба. Структура эффективно выполняет свои обязанности, реализовывает поставленные государством задачи. ФАС принимает все необходимые меры, чтобы на отечественном рынке отсутствовала власть монополистов.
К функциям ведомства относятся:
- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- надзор в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- проверка соблюдения законов в области рекламы.
ФАС выполняет и другие функции, руководствуясь законодательными и нормативно-правовыми актами. Основная деятельность этой структуры направлена на недопущение ограничения конкуренции. Подробно о работе федеральной службы указано в нормативных актах. Отечественная антимонопольная политика осуществляет следующие меры:
- прямое регулирование цен;
- контроль за властями на местах с целью недопущения ограничения конкуренции;
- проверка эффективности применения ресурсов компаниями, у которых контроль рынка превышает 35%;
- препятствие на пути создания новых монополий.
Эффективная антимонопольная политика способствует поддержке конкуренции. Она влияет на повышение роста научно-технического прогресса, более оперативного внедрения новых технологий и разработок. Органы власти Российской Федерации должны прекратить поддерживать крупных монополистов. Только в этом случае экономика страны будет развиваться с реально положительной динамикой.
Стоит обратить внимание на опыт США. В этой стране работает антитрестовый закон, который запрещает объединение компаний в трест
Такой способ позволяет забыть о тайных действиях, которые могут стать ограничителем на пути здоровой конкуренции. Еще одним примером являются страны — члены Европейского союза, использующие в антимонопольной политике положения Римского договора. Применять России опыт развитых государств необходимо, чтобы антимонопольная политика в нашей стране была более эффективна и прозрачна для заинтересованных сторон.
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики
оценки
эффекта, а затем и эффективности
антимонопольного регулирования можно
использовать систему различных
показателей. При этом следует учитывать,
что эффект может быть потенциальным
(если нарушение предупреждено) или
фактическим (если нарушение имело
место и было пресечено). Базовые
критерии экономического эффекта государственного
антимонопольного регулирования следует
разделить на макроэкономические и
микроэкономические.
Макроэкономические
критерии эффекта характеризуют
изменение общих параметров экономической
среды, достигнутое в результате
реализации антимонопольной политики.
К числу базовых макроэкономических критериев
относятся:
-
-
абсолютная
индексная динамика цен на продукцию и
услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольн х,
отраслях;
динамика
количества предприятий в отраслевом
и региональном разрезах и рост рабочих
мест в результате реализации программ
демонополизации;
динамика
сумм денежных средств, изъятых в бюджет
в качестве незаконно полученной (монопольной)
прибыли;
снижение
административных барьеров, в том числе
абсолютных и относительных показателей
по отмененным или измененным актам органов
исполнительной власти, ограничивающим
конкуренцию;
показатели
абсолютной и относительной (в расчете
на единицу поставленной продукции) экономии
бюджетных средств, полученной в результате
конкурсного отбора хозяйствующих субъектов
для поставки продукции и услуг для государственных
нужд;
количество
отказов по сделкам, приводящим к возникновению
или усилению доминирующего положения
хозяйствующих субъектов, в том числе
в отраслевом и региональном разрезах;
количество
случаев предупреждения и пресечения
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, в том числе в расчете на
одного государственного служащего антимонопольных
органов.
-
абсолютная
Базовые
микроэкономические критерии характеризуют
эффект, полученный конкретным предприятием
(группой предприятий) в результате
пресечения монополистической деятельности
или акта недобросовестной конкуренции.
К их числу относятся:
-
-
сумма денежных
средств, сохраненных или возвращенных
хозяйствующему субъектов в результате
пресечения монополистической деятельности
его контрагента, занимающего доминирующее
положение на соответствующем товарном
рынке;
сумма денежных
средств, возмещенная хозяйствующему
субъекту при наступлении гражданско-правовой
ответственности, возникшей в результате
пресечения акта недобросовестной конкуренции.
-
сумма денежных
Показатели
макро- и микроэкономики эффективности
рассчитываются как соотношение
полученного экономического эффекта
к понесенным затратам. При этом
з и т.д……………..
Антимонопольная политика
Определение 1
Антимонопольная политика – это часть государственной экономической политики, направленная на поддержание справедливой конкуренции с целью обеспечения нормального экономического роста и развития.
Любая рыночная структура неизбежно стремится к монополизации. Чтобы эффективно работать и увеличивать доход субъекты стремятся захватить рынок. Монополисты обладают полнотой власти. Они могут регулировать цены или объем выпуска продукции. Другие участники будут вынуждены продолжать покупать продукцию у монополиста, так как аналогов ее на рынке нет.
Государство вмешивается в работу монополий, чтобы обеспечить доступ к товарам и услугам для широких масс населения, а также избежать ситуаций, когда предприятие начнет диктовать свои условия в том числе власти. Антимонопольная политика помимо всего прочего играет важную роль в развитии экономики. Он создает условия для роста конкурентоспособности внутреннего производства, что способствует выводу товаров и услуг на международный уровень.
Антимонопольное регулирование состоит из:
- Системы законодательных актов.
- Нормативных актов.
- Практических мероприятий в форме административных, правовых, косвенных и прямых экономических методов.
В результате антимонопольной политики должны поддерживаться и развиваться добросовестная конкуренция, преодолеваться негативные последствия влияния монополистов. К методам регулирования относят ограничение монополизации рынка, запрещение установления монополистических цен, постоянных государственный мониторинг, сохранение и поддержание конкуренции на рынке. Основной задачей государства является создание равных условий для всех субъектов. Этого возможно достичь только при развитой конкуренции, росте производства и потребления, а также при повышении качества жизни населения.
Антимонопольная политика России сущность
В течение нескольких последних лет антимонопольная политика сильно поменялась. Раньше вмешательство происходило только в работу некоторых структур, несших конкретную угрозу для экономики. На сегодняшний день эти разовые мероприятия стали постоянной государственной функцией. Эта тема очень популярна для студентов, так как они часто берут ее за основу в своих рефератах и докладах, нередко встречается и курсовая с такой темой, а также презентация.
Методы антимонопольной политики
Способов воздействия со стороны российского правительства на монополии очень много, однако из них можно выделить наиболее эффективные рычаги. Если кратко, то к ним относятся:
- Большие налоги, позволяющие уменьшить прибыль монополий.
- Жёсткий контроль цен, позволяющий сдерживать инфляцию, а также формировать искусственное давление на ценовую политику наиболее развитых отраслей.
- Установление на монополии государственной собственности.
- Осуществление регулирования промышленности на государственном уровне.
СПРАВКА! С помощью этого можно контролировать уровень цен, а также чётко отслеживать объемы производства, создание и ликвидацию фирм из регулируемых отраслей.
- Активная антитрестовская политика.
Борьба России с монополиями
Конкуренция и монополии в российском законодательстве являются новым явлением в экономике страны и его правовой жизни. В 20 веке впервые было принято решение о формировании законодательства для контроля за работой трестов и синдикатов. В то время все ограничивалось законопроектными правительственными работами. Развитию данной тенденции помешала Первая мировая война. Мысли о борьбе с монополиями совсем потеряла смысл после установления власти СССР. Страна получила огромную силу и мощь за счет принятия планово-командной хозяйственной политики и устранения частного предпринимательства. По сути, государство само стало монополистом, охватившим почти все области деятельности, к которым относят экономику, политику и идеологию.
В 1990 году были приняты несколько актов, нацеленных на контроль за деятельностью предпринимателей. С этого и началась антимонопольная политика в России. В 1995 году был принят и утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности». Этот закон и на сегодняшний день является основным во всей российской рыночной системе, хоть и претерпел кардинальные изменения.
СПРАВКА! Нормы законодательства препятствуют появлению частных монополий, а также контролируют объединения, формирующиеся за счёт манипуляций власти государства.
Методики воздействия на монополию
Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:
- Высокие налоги, которые позволяют сократить доходность монополий.
- С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами.
- На монополии устанавливается государственная собственность.
- Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
- Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.
Минусы
Кроме положительного влияния и поступательного развития страны в целом, имеются и отрицательные стороны:
- Вмешательство государства в деятельность крупных компаний тормозит их развитие и заложенный потенциал.
- АП снижает влияние общеизвестных брендов на мировые тенденции в различных отраслях экономики. Все помнят, как развивалось производство джинсов известных марок Levis, Wrangler. В 90-е годы они были монополистами на мировом рынке, а в настоящее время появилось множество подделок низкого качества и своих разработок, мало похожих на начальные образцы.
- Организация аналогичных производств в других странах, снижение развития основных крупных производств в стране с участием государственных структур зачастую тормозит научно-технические разработки и внедрение новых технологий.
- Усиление государственного влияния на монополии ослабляет воздействие на другие страны при принятии выгодных для себя соглашений в военной, политической и экономической сферах.
- Часто длительный союз ведущих промышленников, монополистов, банкиров, который основывался на многолетнем сотрудничестве с госструктурами и способствовал поддержанию и укреплению власти, ослабевает под воздействием антимонопольной политики.
- Участие госчиновников в управлении крупных монополистических предприятий увеличивает коррупцию.
- АП укрепляет экономический рост и процветание стран-конкурентов, усиливает их военную мощь и политическое влияние, провоцирует возникновение военных конфликтов. Примером могут служить события в Ираке, Иране, последние события в Сирии.
Антимонопольная политика государства: что это
Как понятно из названия, антимонопольная политика — это система мер, направленная на борьбу с уже существующими монополиями или с их потенциальным возникновением. Она проводится в большинстве стран мира с той или иной активностью. В основном правительство заинтересовано в ликвидации монополии и формирование свободного рынка торговли.
Существует множество способов проведения подобного рода политики.
Антимонопольная политика государства: основные методы
Существует две базовые категории методов борьбы с монополией:
- прямые;
- косвенные.
У каждого из них есть ряд своих особенностей, которых стоит поговорить детальнее.
Прямые методики антимонопольные политики
К прямым методикам антимонопольной политики относятся следующие виды деятельности:
- прямой государственный запрет на монополию, который зафиксирован в различных нормативных актов;
- установка «потолка цен» или верхнего и нижнего уровня расценок на ту или иною продукцию;
- ограничение предельного темпа роста цен и уровня нормы прибыли.
Эти методики эффективно действуют во множестве стран и являются самыми эффективными способами борьбы с монополиями.
Косвенные методы антимонопольной политики
К косвенным методикам относятся следующие:
- поощрение создания фирм, аналогичных уже существующим;
- поддержка новых фирм среднего и малого бизнеса, чтобы они были конкурентоспособны;
- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
- предоставление всех возможностей для свободной международной торговли. С помощью нее также развивается конкуренция;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
- государственное финансирование научно-исследовательских работ в различных направлениях.
С помощью всех этих мер можно реализовать антимонопольную политику. Насколько эффективно она будет производиться, зависит от действий власти.
Относится ли понятие «джентельменское соглашение» к антимонопольном у регулированию?
Джентльменское соглашение – неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателя ми, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли. Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательств у, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики. Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др. С появлением антимонопольного законодательств а, которое поставило под государственный контроль официально зарегистрированные монопольные договоренности, джентльменское соглашение получает новое применение. С ее помощью создается самая опасная форма монопольного образования – тайный картель (в Германии их называют Fruhsti ckskartele – картели, созданные за завтраком). Существует опасность джентльменских соглашений между руководством фирм олигополистической отрасли. Предметом джентльменского соглашения является часть цены, товарные квоты, сферы влияния, заказы и т.д. Создание картелей запрещено антимонопольным законодательств ом большинства стран. Поэтому джентльменские соглашения – это попытка обойти закон. Однако судебное преследование участников заговора возможно, поскольку факт монопольного сговора может быть установлен по косвенным признакам, таким, как синхронное (в течение определенного времени, например, трех месяцев) повышение цен примерно на одинаковую величину, создание препятствий для проникновения в отрасль новых фирм.
Направления антимонопольной политики государства
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
- прямое регулирование цен;
- налогообложение;
- регулирование естественных монополий.
Рассмотрим эти направления более подробно.
Прямое регулирование цен
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста.
Налогообложение
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
- потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
- поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
Потоварный налог
Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек.
Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции. Точка оптимального выпуска сокращается, а цена вырастает. Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).
Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.
Группа паушальных налогов
Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.
Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.
Налог на прибыль
Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста (и оптимальная цена) остается той же, что и до уплаты налога. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.
Понятие и сущность монополии
Существует два типа антимонопольной политики: антимонопольная политика против естественных монополий и антимонопольная политика против искусственных монополий. Чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, и в частности с ее реализацией в России, необходимо в общих чертах понять суть самой монополии.
Есть много определений монополии, потому что это многомерное понятие. Причем это понятие настолько важно, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии.
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трех аспектов:
- С точки зрения структуры рынка
- С точки зрения рыночного поведения
- С точки зрения рыночных результатов.
Рассматривая каждый из этих аспектов отдельно, следует уточнить, что, исходя из структуры рынка, можно дать следующее определение: монополия — это форма рынка, на которой весь объем предложения приходится только на один субъект.
Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в которых определяется доминирование этого предмета. Такое пространство принято называть индустрией.
Здесь я считаю целесообразным дать другое определение монополии:
Монополия — это когда в отрасли доминирует только одна фирма и границы между фирмой и отраслью совпадают.
Давая такое же определение монополии с точки зрения поведения рынка, теория монополии изучает использование предметом основных инструментов (таких как цена рекламы…). В условиях монополии субъект оперирует этими инструментами, не принимая во внимание конкуренцию и, следовательно, интересы конкурентов.
В теории монополий, уделяя наибольшее внимание рыночным результатам, отмечается, что результаты монополий связаны со следующими факторами:
- монопольно высокие цены
- ограниченная готовность монополии к инновациям.
Но поскольку понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы — антимонопольной политики, необходимо, на мой взгляд, описать это понятие более подробно. Итак, можно выделить следующие признаки монополии:
Итак, можно выделить следующие признаки монополии:
- Монопольный рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
- Выпускаемая продукция уникальна (то есть продукции-заменителя нет).
- Выход на рынок новых фирм практически невозможен из-за барьеров. Причины существования таких преград могут быть разными, например:
- Большие размеры растений и экономия на масштабе.
- Система лицензий на выполнение определенных видов работ, выбираемых государством.
- Монопольная собственность на использование определенных ресурсов, связанных с производством редких товаров (например, алмазов).
При естественной монополии имеют значение сами условия производства и природа блага.
Недобросовестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей несправедливым по отношению к конкуренту способами за счет большого бюджета и масштаба предприятия в целом.
Сложность получения полной информации обо всем рынке.
Принципы антимонопольной политики
Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие:
- свобода экономической деятельности;
- свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;
- дифференциация и защита личных и общественных интересов;
- поощрение отношений конкуренции;
- предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;
- специализация регулирования природных и государственных монополий.
Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям. Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие страны: объемы производства продукции; производительность труда; цены, прибыль предприятий и их налоговые отчисления; объемы инвестиций; темпы экономического роста; конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояние потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также обеспечивать экономический рост в целом, решение социальных, экологических и других проблем.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не преследуют цель запрещения или ликвидации монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.
Антимонопольная политика в РФ
Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.
Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:
- активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
- разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
- серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.
Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.
Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.
В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства. Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию. У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.
Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.
Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.
Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.