Вступление россии в вто и его последствия для рынка профессиональных товаров

Россия в ВТО: основные недостатки

Возможность появления безработицы на отечественном рынке является первым и основным недостатком. Российские предприятия могут попросту не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Ситуация может обостриться в так называемых «заводских» городах — где большая часть населения задействована на производстве.

Импортные пошлины были понижены. Это привело к тому, что целый ряд товаров стало невыгодно производить в России. Это продукты сельского хозяйства, а главное — автопром. Так, таможенная пошлина на ввоз поддержанных автомобилей упала в 4 раза. Власть уже активно борется с этим явлением. Она старательно, хоть и не очень успешно продвигает политику «импортозамещения».

Помимо импортных, могут быть понижены и экспортные пошлины. Из-за этого в убытке может оказаться бюджет страны. Однако увеличения государственного долга пока можно не бояться: власть создала себе множество других проблем.

Условия вступления в ВТО

Полный текст требований, выдвинутых членами ВТО к России, можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ. Большая часть изменений коснулась таможенных пошлин. Были представлены два перечня обязательств — по товарам и услугам. Россия временно ограничивалась в принятии иностранных лиц из членов ВТО на отечественный рынок.

Вступили в силу два важных принципа. Первый — «о национальном режиме». Он означает, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для россиян, так и для иностранных лиц. Второй принцип — «о благоприятствуемой нации». Если Россия предоставит благоприятный режим для некоторых персон одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует для всех остальных лиц любого другого члена организации.

Когда Россия вступила в ВТО? 21 июля 2012 года российский президент подписал Федеральный закон «О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза».

Торговые войны — сигнал для начала действий

Наталья Еремина: Компромисс — лейтмотив саммита Группы двадцати

Проблема институционального реформирования организации на экспертном уровне обсуждается по меньшей мере последние полтора десятка лет, однако за рамки научного поиска и дискуссий она до сих пор не выходила. И тому были свои веские причины. Старшее поколение торговых дипломатов и экспертов хорошо помнит тяжелейшие торговые переговоры упомянутого Уругвайского раунда, сопровождавшиеся острейшими кризисами и противоречиями между сторонами. Выработанные компромиссы дались весьма непросто. Договоренность о создании ВТО явилась венцом этих компромиссов.

Именно в силу этих особенностей сильно затянувшегося рождения ВТО представители разных стран, признавая необходимость реформирования организации, вполне отдавали себе отчет в том, сколь сложным и рискованным оно может оказаться на практике. Поэтому дискуссии каждый раз сворачивались примерно одинаковым образом: система ГАТТ/ВТО функционирует, хотя и не без недостатков, уже 70 лет, и никто не может гарантировать, что в результате реформы не станет хуже. В наши дни ситуация заметно радикализировалась вследствие протекционистской политики новой американской администрации и инициированных ею торговых войн «со всем миром».

Администрация 45-го американского президента взяла курс на открытую критику и нападки на универсальные правила торговли. В конце февраля 2017 г. в Конгрессе был распространен так называемый ежегодный план действий офиса Представителя США на международных торговых переговорах (USTR). В документе подчеркивалось, что в ответ на «недобросовестную торговую практику» других стран США могут не соблюдать правила ВТО и начать проводить более «агрессивную» торговую политику, отстаивая свои национальные интересы.

С 1 июня 2018 г. Вашингтон ввел повышенные импортные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и некоторых других стран — 25% на сталь и 10% — на алюминий. Как полагает нынешняя американская администрация, в последние годы в США произошло резкое снижение доли внутреннего производства металлов, что несет угрозу национальной безопасности. Однако правовое обоснование повышения Вашингтоном импортных пошлин было воспринято европейцами и канадцами как совершенно неприемлемое.

ВТО

1.1 История создания

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

Цели ВТО — либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО — контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

1.2 Что ждёт Россию при вступлении в ВТО (предсказания 2012 года)

Что же ждёт Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию:

  • снижение пошлин на иномарки. Сборы начнут снижаться с 2013-го года и к 2017-ому сократятся в два раза — с 30 до 15 процентов для новых автомобилей. Это экономия для потребителей в размере около $1,5 млрд;
  • снижение цен на иностранные лекарства примерно на 5-10%;
  • снижение цен на зарубежные фрукты, мясо птицы, свинину, сахар, мебель, часы;
  • повышение цен на компьютеры, так как будет введена 10-процентная пошлина.

Поскольку члены ВТО будут обязаны открыть перед нами свой рынок, то выиграют российские производители металлов.

Смягчение импортных ограничений при присоединении РФ к ВТО может негативно сказаться на отечественных производителях.

С присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации последняя будет контролировать около 97% мировой торговли. Но будет ли плюсом для экономики России “быть со всеми в одной лодке”?..

Экономисты задаются вопросами:

  • не погибнет ли в конкурентной борьбе наша промышленность;
  • насколько выгодно для России открыть свои рынки для импортной продукции?..

Вступление в ВТО не означает полное отсутствие государственной поддержки. Но пока Правительство РФ не пришло к согласованному решению по вопросу защиты отраслей экономики (прежде всего это АПК, легкая промышленность, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность, авиапром) в связи со вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

При вступлении России во Всемирную торговую организацию российским предприятиям даётся 7 лет переходного периода. Например, если сейчас страны, входящие в ВТО, навязали нам лимит госсубсидий для сельского хозяйства в $9 млрд, то через 7 лет поддержка со стороны государства может быть только $4,4 миллиарда. В США, Европе эти цифры на порядок больше.

Последствия вступления России в ВТО для рынка профессиональных товаров

Основными преимуществами вступления в ВТО для России, по мнению экспертов, стали следующие изменения:

  • улучшение условий доступа отечественной продукции на иностранные рынки;
  • расширение возможностей для привлечения в Россию иностранных инвестиций;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках;
  • увеличение степени транспарентности законотворческого процесса в стране;
  • предоставление деловым кругам возможности принимать участие в формировании национальной бизнес-среды.

Еще одним из важнейших преимуществ вступления в ВТО стало появление у России возможности отстаивать свои экономические интересы в рамках механизма по разрешению споров. В частности, благодаря этому наша страна подавала уже несколько исков против Европейского союза и Украины.

В то же время Россия лишилась таких инструментов защиты отечественных производителей, как принятие в отношении импортных поставок дискриминационных мер (например, введение пошлин и повышение их ставок). По этой причине негативные последствия ощутили на себе такие отрасли российской экономики, как легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство.

Например, появление на отечественном рынке в 2013 г. большого количества импортного мяса вызвало снижение на 25-30% цен на отечественную свинину и на продукты птицеводческой отрасли. Однако считается, что сельскохозяйственное производство в России было восстановлено после введения в августе 2014 г. контрсанкций, которые запретили ввоз в нашу страну сельскохозяйственной продукции из стран Европейского союза.

Экономисты утверждают, что Россия может получить еще больше преимуществ от вступления в ВТО в том случае, если она проведет структурную перестройку экономики. Требуется содействовать развитию отраслей, относящихся к «высоким технологиям», производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Тогда российским компаниям можно будет успешно осваивать новые рынки.

На данный же момент существенных последствий (как в положительную, так и в отрицательную стороны) от вступления в ВТО не ощущается. Это связано с тем, что подготовка к вступлению в ВТО растянулась на 20 лет и заключалась в совершении большого количества изменений в торговой политике. А при непосредственном присоединении они были дополнены лишь частично.

Кроме того, введение санкционных и торговых войн, которые формально не нарушают Устав ВТО, обесценивают само членство в ней. Хотя нельзя не отметить ее роль в сближении торгово-экономических отношений с более чем сотней стран мира.

История вступления Российской Федерации в ВТО

После распада Советского Союза и изменения общественно-экономического строя страны Россия в 1993 году обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). На основе этого соглашения в 1995 г. была образована Всемирная торговая организация (ВТО). Целью ее деятельности является либерализация международной торговли и регулирование торгово-политических отношений государств-членов ВТО.

Наиболее трудные переговоры нашей страной велись с США, Евросоюзом и Китаем. Основными предметами разногласий между ними и Россией были вопросы, которые касались защиты прав интеллектуальной собственности, торговли сельскохозяйственными товарами, финансовых рынков.

Кроме того, вступление России в ВТО было отложено из-за разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса и необходимости устранения его последствий. Также трудным получилось получение согласия на вступление России в ВТО от Грузии, которая уже была государством-членом.

16 декабря 2011 г. был одобрен пакет документов о вступлении России в ВТО в форме Протокола о присоединении. Перед его ратификацией Протокол был проверен Конституционным судом РФ, который не выявил каких-либо противоречий Конституции РФ. После этого федеральный закон о ратификации Протокола был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерацией и подписан Президентом 21 июля 2012 г.

Успехи агроэкспорта не результат членства в ВТО

Вступление в ВТО дало России потенциальную возможность развития экспорта сельхозпродукции, хотя 10 лет назад и спустя год после присоединения к организации эти перспективы в основном оценивались скептически. Чтобы чего-то добиться в этом направлении, государству нужно последовательно лоббировать интересы отрасли за рубежом, настаивали участники рынка, которые по-прежнему сталкивались с трудностями при выходе на внешние рынки. 

В 2016 году был утвержден приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», президент Владимир Путин поставил перед отраслью цель увеличить поставки до $45 млрд к 2024 году, правда, два года назад на фоне пандемии коронавируса срок был перенесен на 2030 год. В ноябре 2018-го произошло знаковое для отрасли событие — Китай открыл свой рынок для российского мяса птицы и молочной продукции, год спустя Вьетнам разрешил поставки свинины из России; для отечественного продовольствия, в том числе товаров с добавленной стоимостью, хоть и небыстро, но открывался и ряд других зарубежных рынков. По итогам 2020 и 2021 годов страна становилась нетто-экспортером продовольствия, в прошлом году отгрузки превысили $37 млрд.

Участие страны в ВТО важно для развития экспорта, комментирует Сергей Киселев, но отмечает, что он против утверждения, будто успехи нашего АПК на мировой арене — результат членства в организации. «Это заслуги матушки-природы, производителей, экспортеров и других участников цепочек предложения и стоимости, — говорит он

— ВТО — это правила регулирования. Это как правила дорожного движения: они, конечно, создают возможности для быстрой езды, но главное — водители автомобилей».

Партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина считает, что успехи агроэкспорта сложились вопреки членству страны в ВТО. «Единственное, что вступление в организацию в какой-то степени облегчило нам выход на внешние рынки, но и тут мы сталкиваемся с трудностями, с которыми ВТО нам помочь не хочет», — комментирует она.

В рамках общего снижения роли международных интегрирующих организаций в ВТО не удалось договориться о новом этапе либерализации аграрной торговли и снижения страновых субсидий, напоминает Рылько. «Для России такая ситуация выглядит как достаточно нейтральная и не мешает нашим экспортерам вести внешнюю торговую деятельность», — оценивает он. 

Экспортные амбиции российского агробизнеса после вступления в ВТО реализовались не в полной мере, отмечает Хафизов. Однако за эти годы действительно удалось провести гармонизацию нормативных актов, открыть для продукции отдельных сельхозпроизводителей доступ на новые рынки. «Если говорить про рынок мяса, то здесь ведущую роль играют решения государств, и это дорога с двухсторонним движением: странам приходится договариваться о возможностях взаимного открытия рынков, чему всегда предшествуют сложные переговоры, — напоминает он. — Можно сказать, что преференции, полученные нами от членства в ВТО, были реализованы, но дальнейшее развитие на новых экспортных рынках зависит не от надгосударственных организаций, а от решений правительств отдельных стран». 

Экономическая безопасность России

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Существуют следующие виды государственной безопасности:

  • геополитическая безопасность;
  • политическая безопасность;
  • военная безопасность;
  • экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики — главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном), виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Членство в ВТО таит в себе и угрозы экономической безопасности страны.

Главными угрозами экономической безопасности России при членстве в ВТО могут выступить: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

К вероятным угрозам, например, от участия России в ВТО относятся:

  • значительное усиление конкуренции со стороны импортёров;
  • ограничение роли государства в регулировании экономикой;
  • сокращение доходов Федерального бюджета в виде таможенных платежей;
  • регулирование ВТО деятельности государственных коммерческих предприятий.

К потенциальным угрозам, не оценка, не упреждение которых делает экономическую безопасность страны уязвимой так же нужно отнести: расширение сферы коррупции чиновников и должностных лиц; банкротство или поглощение мелких отечественных финансовых институтов и слабых производств; угрозы малому бизнесу; инвестиционный кризис; кризис в социальной сфере (рост безработицы, снижение жизненного уровня, рост преступности); продовольственная зависимость; кризис промышленной политики (ВТО определяет промышленную политику); усиление роли ТНК в экономике страны; угроза усиления оттока капиталов; кризис отраслей высокотехнологичных производств (производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и продукции на их основе) и выталкивание их с международных рынков; иммиграционные процессы и др.

При этом основными потенциальными внешними факторами угроз экономической безопасности России в системе ВТО могут выступать: стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации.

Условия вступления Российской Федерации в ВТО

Вступление в ВТО потребовало от Российской Федерации выполнения ряда условий, которые существенным образом сказались на организации экономических процессов внутри страны, деятельности отечественных предприятий. Основными оказались следующие условия:

  • снижение почти на треть средневзвешенных ставок импортных пошлин и импортных квот (с 11,9 до 7,1 %) для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья;
  • снятие административных барьеров (в частности, таких количественных ограничений, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование) на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам по 116 из 155 секторов услуг;
  • снижение ставок экспортных пошлин по 700 товарным позициям, прежде всего, для черных и цветных металлов, в отношении которых были приняты нулевые экспортные ставки; на экспорт нефтегазовой продукции это не распространилось;
  • принятие на себя обязательств по реформированию законодательства и системы государственного управления.

Именно содержание этих условий и их принятие было главными вопросами, по которым существовали разногласия между представителями Российской Федерации и ВТО с ее государствами-членами. Так, Россия сумела добиться некоторых уступок по обязательствам в области сельского хозяйства. После выполнения этих условий экспертам и экономистам оставалось только констатировать то, какие последствия наступили для отечественной экономики.

Заключение

Если посмотреть на функционирование экономики хотя бы одной страны, которая уже давно входит во Всемирную Торговую Организацию, то можно выделить основные факторы, которые, определяют выгоды членства страны в ВТО. Конечно же, это высокий уровень международной конкурентоспособности национальной экономики, достигающийся с помощью постоянной модернизации, использования современных технологий во всех сферах производства. Нельзя не отметить эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также немалое количество экономических ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития. Важным фактором является создание государством благоприятных условий для стабильного развития экономики страны во всех секторах экономики.

Так как же государство может способствовать экономической безопасности страны после вступления России в ВТО? Какие меры оно может применить?

Во-первых, государство должно защищать внутренний рынок. Основной целью применения мер защиты внутреннего рынка является противодействие резко возросшему импорту или несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров.

Во-вторых, правительство должно заняться вопросом всесторонней модернизации и технологического обновления производственной сферы, чтобы отечественные производители получили возможность конкурировать с иностранными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Также, должен быть взят курс на изменение модели экономки нашей страны, необходимо совершенствовать, менять структуру производства и экспорта.

В-третьих, немаловажное значение имеет укрепление финансовых рынков, создание нормативно-правовой основы их регулирования. В-четвертых, мы должны развивать национальную инновационную систему в целях реализации высокоэффективных проектов высокотехнологичных секторов экономики, развивать индустрию информационных и телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения

В-четвертых, мы должны развивать национальную инновационную систему в целях реализации высокоэффективных проектов высокотехнологичных секторов экономики, развивать индустрию информационных и телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

И, наконец, в-пятых, российская экономика должна стать более открытой для инвесторов. Для чего? Для того чтобы прекратился отток капитала за границу, чтобы отечественные инвесторы перестали думать, что, вкладываясь в нашу экономику, они не получат ничего, кроме убытка. В итоге, наша главная задача — сделать экономику инвестиционно­привлекательной в ближайшие несколько лет.

Таким образом, членство в ВТО — это значительные преимущества, но только в долгосрочной перспективе. Присоединение к ВТО дает России толчок к модернизации всех сфер и отраслей национальной экономики, улучшению делового климата в стране. В конце концов, это позволит нашей стране занять более выгодные позиции в мировой экономике, повысить инвестиционную привлекательность рынка для вложения инвестиций. Но в то же время, возможность использования преимуществ членства в ВТО возможна только за счет целенаправленной, эффективной и согласованной политики государства. Такая политика должна быть направлена на активное продвижение отечественной продукции на рынки других стран, защиту внутреннего рынка, масштабное привлечение не столько иностранных, сколько отечественных инвестиций под создание новых производств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: