Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-фз

Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ

Форма ПВК по ПОД/ФТ

ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.

Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.

Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.

В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.

Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ

ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.

Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?

Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.

Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.

С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.

В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).

Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.

Важно

Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.

Какие функции выполняет Росфинмониторинг

Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:

  • осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
  • привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
  • сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
  • отслеживание незаконных операций;
  • учет организаций, которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
  • осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
  • ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
  • сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
  • обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
  • обеспечивает сохранность информации, представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.

Уровни финмониторинга

Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.

Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.

Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.

Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.

Критерии и признаки необычных сделок

Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.

Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.

Рекомендации бизнесу

Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.

Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.

Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.

Рассмотрим примеры сдачи отчетности Поставщиком в рамках договора поставки.

Ювелирная организация ООО «Поставщик» заключила с ювелирной организацией ООО «Покупатель» договор поставки ювелирных изделий №1 от 01.09.2019 г., согласно которому обязалась поставить для ООО «Покупатель» партии ювелирных изделий на общую сумму 1 640 000 рублей. 

ООО «Поставщик» поставило ООО «Покупатель» партии ювелирных изделий следующим образом: 

– 01.09.2019 г. по товарной накладной №1 на сумму 400 000 рублей. 

– 13.09.2019 г. по товарной накладной №2 на сумму 300 000 рублей. 

– 20.09.2019 г. по товарной накладной №3 на сумму 940 000 рублей. 

Какие сообщения ООО «Поставщик» обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с поставкой ювелирных изделий ООО «Покупатель»? 

– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 13.09.2019 г., ФЭС на сумму 700 000 рублей (по товарным накладным №1 и №2, т.к. 400 000 рублей + 300 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №2); 

– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 20.09.2019 г., ФЭС на сумму 940 000 рублей (по товарной накладной №3, т.к. 940 000 рублей > 600 000 рублей). 

Получив ювелирные изделия, ООО «Покупатель» оплатило их ООО «Поставщик» в следующем порядке: 

– 28.09.2019 г. по платежному поручению №1 на сумму в размере 900 000 рублей; 

– 29.09.2019 г. по платежному поручению №2 на сумму в размере 100 000 рублей. 

Ювелирные изделия на сумму в размере 640 000 рублей оказались бракованными, поэтому 30.09.2019 ООО «Покупатель» вернуло ООО «Поставщик» изделия по товарной накладной №1-В. 

Какие сообщения ООО «Поставщик» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с оплатой и возвратом партий ювелирных изделий? 

– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 28.09.2019 г., ФЭС на оплату сумму 900 000 рублей (по платежному поручению №1, т.к. 900 000 рублей > 600 000 рублей); 

– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 30.09.2019 г., ФЭС на возврат на сумму 640 000 рублей (по товарной накладной №1-В, т.к. 640 000 рублей > 600 000 рублей). 

Итого по вышеуказанным операциям, приведенным в примере, ООО «Поставщик» обязано направить в Росфинмониторинг четыре сообщения по форме ФЭС 1-ФМ, из них два ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом (поставка), одно ФЭС 1-ФМ по операциям с денежными средствами (получение оплаты), и еще одно ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом (возврат). ООО «Покупатель», напомним, при этом отчеты сдавать было не обязано. При этом сумма оплаты в размере 100 000 рублей по платежному поручению №2 не вошла в состав отчетов об оплатах, поскольку пороговое значение за счет него превышено не было (не всегда суммы отчетов по поставкам и суммы отчетов по оплатам между собой совпадают). 

Обратим внимание на то, что если бы между ООО «Поставщик» и ООО «Покупатель» одновременно были заключены разные договоры поставки ювелирных изделий (к примеру, договор №1 на поставку обручальных колец и договор №2 на поставку цепей из золота), то учет отгрузок товара, получения оплаты за него и возвратов товара для определения порогового значения и сдачи отчетности в Росфинмониторинг ООО «Поставщик» должно было производить по каждому договору отдельно: товарные накладные в рамках договора поставки №1 не следует складывать с товарными накладными по договору поставки №2, так же и платежные поручения по договору поставки №1 не суммируются с платежными поручениями по договору поставки №2. 

Какие следки и операции попадают под контроль

Наименование сделки/операции Предмет сделки/операции Сумма (от и более) в рублях или эквивалент в валюте
Купля-продажа
  • валюты за наличный расчет;
  • ценных бумаг наличными;
  • драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий и лома;
600 тыс.
3 млн.
Пополнение или снятие денежных средств со счета юр.лица
  • когда счет принадлежит юридическому лицу и снятие/зачисление производится в наличной форме;
  • снятие, если организация (чей счет) существует не дольше 1 календарного квартала;
  • по счету организации, с момента создания которой не проводилось никаких операций;
  • целевые платежи/списания во исполнение договора лизинга;
  • если лицо, которое получает или переводит средства, проживает в Иране или Северной Корее, либо операция производится через Иранский, Северно-Корейский банки;
  • когда речь идет об отдельных счетах в уполномоченном банке головного исполнителя поставок по гос.оборон.заказа (при процедуре гос.закупок).
600 тыс.
10 млн.
Кредиты/займы
  • предоставление организациями, которые не относятся к категории «кредитные», беспроцентных займов гражданами или другим юридическим лицам;
  • передача в ломбард драг.металлов/камней, а также изделий из них, либо лома ювелирных предметов в ломбард под залог при выдаче ссуды;
  • если в сделке, кроме российского гражданина, участвует житель Ирана или Северной Корее (независимо от того какая он сторона сделки займодавец или заёмщик), либо выдача/получение займа производится с участием банков указанных стран.
600 тыс.
Лотерея и азартные игры
  • получение суммы ставки на участие в лотереи или азартной игре в игорном заведении;
  • выплата выигрыша от участия в лотереи или победе в азартной игре.
600 тыс.
Страховые взаимоотношения
  • оплата страховой премии при страховании жизни и пенсионном страховании;
  • получение страх.выплаты, в том числе периодических платежей, в случае смерти, наступления определенного возраста застрахованного, пенсионные выплаты и подобные события.
600 тыс.
Обналичивание физ.лицом
  • получение наличных по чеку на предъявителя (который выдан лицом, преимущественно проживающим за рубежом);
  • снятие денег, в том числе через банкомат, кассы банка, с платежной карты (дебетовая, кредитная, электронные кошельки), которые выпущены иностранным банком.
600 тыс.
Влады 600 тыс.
Операции с уставным/складочным капиталом юр.лиц 600 тыс.
Почтовый перевод 100 тыс.
Сотовая связь 100 тыс.
Деятельность некоммерческой компаний
  • получение активов от иностранных государств, международных компаний, иностранцев;
  • расходование активов, в том числе при обычной деятельности.
100 тыс.

Кроме того, существует ценз к операциям, подлежащим обязательному контролю росфинмониторингом независимо от суммы сделок. Речь идет о любом денежном обороте или сделке с имуществом, когда одной из сторон является человек или организация, имеющие отношение к экстремизму/терроризму.

Сведения о причастности к экстремизму/терроризму открыто публикуются на сайте РФМ.

Описанные выше сделки/операции являются предметом так называемого обязательного контроля, где главный критерий — сумма контроля.

Однако субъекты контроля (в большей степени это касается банковского сектора) должны анализировать денежные потоки своих клиентов, дабы выявлять подозрительные сделки/операции. То есть когда деятельность граждан и организаций не попадает под обязательный контроль, но связана с возможным отмыванием нелегальных доходов. По сути это любая сделка/операция, имеющая сомнительные признаки. В законе приводятся такие основания для проверки как:

  • необычный характер договора;
  • запутанные действия клиента;
  • отсутствие экономического смысла в проводимой операции;
  • несоответствие уставной деятельности фирмы.

И прочие основания на усмотрение проверяющих.

Вместо четырех анкет клиента — только одна

С 01.07.2022 г. начал действовать Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 г. № 100. Принятые изменения нужно учитывать всем субъектам по Закону № 115-ФЗ (исключение — те, которые находятся под надзором ЦБ РФ).

На основании приказа ввели изменение — составление общей анкеты на клиента, его выгодоприобретателя, представителя и бенефициарного владельца. Получается, что нужно составлять не четыре документа, а только один (прил. 1 и 2 к Приказу № 100). В связи с этим требуется проработать и принять обновленную редакцию порядка внутреннего контроля и включить в него обновленные анкеты в качестве приложений.

Графы в анкете не изменились, однако формулировки некоторых из них поменяли. Теперь не требуется заполнять часть сведений по клиентам с низким и средним уровнем риска. Можно не указывать информацию о финансовом положении, источниках появления финансов, характере деловых отношений (прил. 1 к Приказу № 100).

Кроме того, по клиентам с низким уровнем риска разрешено обновлять сведения реже — 1 раз в 3 года вместо одного раза в год, как раньше (пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). По клиентам со средним и высоким уровнем сведения обновляются один раз в год.

Почему агентства недвижимости не направляли отчеты раньше

Требование, которое теперь закон ввел для риелторов, само по себе не новое. Раньше риелторам тоже приходилось отчитываться о сделках клиентов. 10 января 2021 года с них сняли эту обязанность. Однако в новой редакции закона требование вновь появилось. Изменения вступили в силу 14 июля 2021 года.

Процедура направления отчетов осталась прежней. Скорее всего, направлять такие сообщения регулятору придется реже. Все потому, что порог обязательного контроля подняли с 3 до 5 млн рублей.

При этом риелторы по-прежнему должны передавать регулятору информацию о тех сделках, легальность которых вызывает сомнения. Сумма сделки в этом случае значения не имеет (Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.05.2021 № 62).

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия

Это государственная организация с широкими полномочиями. Официальное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее так сокращенно РФМ). Иногда учреждение называют финансовой разведкой. Из этого названия многое становится понятным.

Деятельность Росфинмониторинга можно условно представить в виде трех направлений:

Во-первых, собирает информацию о финансовых потоках лиц, финансирующих терроризм/экстремизм и граждан легализующих преступную прибыль. При выявлении признаков и следов преступлений и прочих нарушений передает материалы в правоохранительные или налоговые органы для дальнейшей проверки и принятия решения по существу.

Во-вторых, осуществляет надзор за отдельными организациями, которые обязаны контролировать «подозрительные» договоры и операции граждан и юридических лиц. Так как эти организации по роду своей деятельности имеют информационный доступ, а также могут влиять на такие сделки и операции. К таким организациями относятся:

В-третьих, ведет список субъектов причастных к терроризму/экстремизму или его материальной поддержке. Этот черный список Росфинмониторинга публикуется на официальном сайте. Многие организации осуществляющие функции с денежными потоками (в основном речь идет о кредитных компаниях), должны учитывать содержание этого списка. При установлении лиц числящихся в нем, накладывать финансовые запреты и ограничения.

Полный список функций финансовой разведки России можно просмотреть здесь.

Кроме того, функции контроля за операциями, находящиеся под подозрением в финансировании терроризма (экстремизма) и отмывании нелегальных доходов выполняют нарду с органом финансовой разведки и ряд других субъектов. Их перечень можно просмотреть здесь.

Что такое чёрные списки мониторинга?

Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.

К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.

Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:

  • демонстрация нацистской символики в общественном месте;
  • распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
  • призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
  • побуждение к вражде или восстанию;
  • оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.

Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.

Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.

Что изменится для риелторов в целом

Выявление и корректность формирования сообщений по обязательному контролю остается одним из главных направлений мониторинга со стороны регулятора. Отслеживается, как субъекты Закона 115-ФЗ фиксируют информацию о сделках и своевременно ли уведомляют о них

Ошибки в заполнении сообщений, нарушение сроков выявления операций грозят штрафами по статье 15.27 КоАП и повышенным вниманием ко всей деятельности компании в области ПОД/ФТ

Возвращение обязанности по обязательному контролю агентствам недвижимости свидетельствует о повышении внимания регулятора к этому сегменту рынка. Помимо обязательного контроля, риелторы обязаны исполнять и другие требования в сфере ПОД/ФТ.

Основные обязанности агентств недвижимости по 115-ФЗ:

· Встать на учет в Росфинмониторинг.

· Разработать и утвердить правила внутреннего контроля.

· Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК.

· Организовать обучение сотрудников по ПОД/ФТ.

· Проводить идентификацию и изучение клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев).

· Скачивать в личном кабинете Росфинмониторинга перечни экстремистов и террористов, распространителей оружия массового уничтожения, перечень Межведомственной комиссии.

· С учетом просмотра и скачивания перечней проводить проверку клиентов на совпадение с ними.

· Не реже, чем один раз в три месяца формировать отчет о проверке по перечням, представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ).

· Выявлять и направлять ФЭС по операциям, подлежащим обязательному контролю, в Росфинмониторинг.

· Выявлять подозрительные сделки и представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001).

Индикаторы проверки

Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться

Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.. Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности

Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.

Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.

Слухи или правда?

Ничего сверхнового в 2021 году не появилось, никаких сенсационных норм и статей законодателем не принято. Об этом в своих новостных рассылках пишет и сам Росфинмониторинг, которого «обвиняют» в беспардонном вмешательстве в частные дела граждан и коммерческих организаций.

Поэтому развеем слухи: поголовно не будут изымать квартиры, блокировать деньги на счетах и конфисковывать прочее имущество.

Однако это не означает, что не будут проводить антиотмывочных проверок и не применять санкции к нарушителям. Такую деятельность ведет Росфинмониторинг и поднадзорные ему субъекты.

В настоящее время под проверки попадают обычные граждане, ИП и компании. Хотя ранее «под прицел» в основном попадали чиновники.

Проверка проверки

Чтобы сбор сведений о законности доходов и совершаемых финансовых операциях гражданах и фирмах был активный Росмониторинг проверяет субъектов контроля. То есть тех, кто проверяет граждан и фирмы. Цель такой проверки удостовериться должный ли обязательный надзор, а также выявляются ли подозрительные следки/операции.

Банки проверяет ЦБ РФ и Росмониторгин. А прочие организации (лизинговые, факторинговые фирмы, риэлторы компании, организации принимающие платежи от населения) – финансовая разведка. Эти проверки часто проводятся с выездом на место нахождения субъекта контроля. Срок проведения выездной проверки составляет 30 дней.

Если будет установлено, что организация халатно относится к своим обязанностям по контролю, то могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

Проверки проводится не только исходя из планов территориальных структур Росмониторинга, а может и по заявлению о проведении проверки любого лица (если в заявлении указаны факты о нарушениях). Поэтому в последнее время усиливается качество надзора за доходами граждан и организаций.

Какие последствия могу быть

Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:

  • приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
  • отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
  • не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
  • не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
  • удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.

Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.

В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.

Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.

Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб. По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению). Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки. В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности. Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.

Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.

Мораторий – не для всех

В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

  • все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
  • покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
  • операции с криптовалютой.

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

  • необычный для конкретного предприятия характер сделок;
  • отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
  • вывод капитала из страны;
  • финансирование серого импорта;
  • уход от налогообложения;
  • финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели.
  • переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
  • поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
  • использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
  • систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
  • многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
  • покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
  • размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
  • частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
  • невозможность установления сторон сделки;
  • перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
  • зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
  • предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
  • многократное увеличение оборотов по счёту компании;
  • скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
  • получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
  • операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

  • пояснение схемы ведения бизнеса;
  • информация о применяемой системе налогообложения;
  • сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
  • договоры и первичные документы к ним;
  • штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность.

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Как отправить отчет

Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.

Подробнее о постановке на учет

Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг

Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.

Вход в личный кабинет

Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.

Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.

ст. 15.27 КоАП РФ

Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.

Как отчитываться по антиотмывочному закону

Сфера контроля Росфинмониторинга

Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:

  • кредитные организации;
  • квалифицированные специалисты, работающие на рынке ценных бумаг;
  • страховые компании и брокеры (кроме услуг медицинского страхования), лизинговые компании;
  • организации, обеспечивающие почтовое сообщение в пределах страны;
  • ломбарды;
  • компании, занимающиеся букмекерскими ставками, лотереями и тотализаторами;
  • компании, специализирующиеся на управлении паевыми, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
  • риэлтерские и другие компании, предлагающие услуги посредничества в сделках купли-продажи недвижимости;
  • микрофинансовые организации.

В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .

Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.

Это могут быть такие сомнительные сделки, как:

  • несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
  • требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
  • спешка клиента во время проведения финансовой операции;
  • требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
  • отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
  • клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
  • необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.

Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.

Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: