Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ
Форма ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.
Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.
Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.
В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.
Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.
Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?
Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.
Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.
С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.
В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).
Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.
Важно
Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.
Какие функции выполняет Росфинмониторинг
Росфинмониторинг в рамках своей деятельности выполняет такие функции:
- осуществление контроля за действиями граждан и юридических лиц для обеспечения соблюдения законов РФ, направленных на противодействие деятельности по отмыванию денег;
- привлечение к ответственности лиц, уличенных в нарушении закона;
- сбор, обработка и анализ информации по сделкам, подлежащим контролю;
- отслеживание незаконных операций;
- учет организаций, которые не имеют уполномоченных органов контроля, специализирующихся на сделках с недвижимостью или деньгами;
- осуществляет разработку и последующее внедрение методов для борьбы с легализацией доходов;
- ведет взаимодействие с международными организациями, специализирующимися на борьбе с организациями, отмывающими деньги и финансирующими терроризм;
- сотрудничает с правоохранительными органами в процессе борьбы с бизнесом, который нарушает закон;
- обеспечивает функционирование базы данных по деятельности всех организаций, подлежащих контролю;
- обеспечивает сохранность информации, представляющей банковскую, коммерческую или государственную тайну.
Уровни финмониторинга
Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.
Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.
Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.
Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.
Критерии и признаки необычных сделок
Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.
Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.
Рекомендации бизнесу
Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:
- Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
- Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
- Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
- Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.
В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.
Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.
Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.
Рассмотрим примеры сдачи отчетности Поставщиком в рамках договора поставки.
Ювелирная организация ООО «Поставщик» заключила с ювелирной организацией ООО «Покупатель» договор поставки ювелирных изделий №1 от 01.09.2019 г., согласно которому обязалась поставить для ООО «Покупатель» партии ювелирных изделий на общую сумму 1 640 000 рублей.
ООО «Поставщик» поставило ООО «Покупатель» партии ювелирных изделий следующим образом:
– 01.09.2019 г. по товарной накладной №1 на сумму 400 000 рублей.
– 13.09.2019 г. по товарной накладной №2 на сумму 300 000 рублей.
– 20.09.2019 г. по товарной накладной №3 на сумму 940 000 рублей.
Какие сообщения ООО «Поставщик» обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с поставкой ювелирных изделий ООО «Покупатель»?
– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 13.09.2019 г., ФЭС на сумму 700 000 рублей (по товарным накладным №1 и №2, т.к. 400 000 рублей + 300 000 рублей > 600 000 рублей, пороговое значение было превышено за счет товарной накладной №2);
– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 20.09.2019 г., ФЭС на сумму 940 000 рублей (по товарной накладной №3, т.к. 940 000 рублей > 600 000 рублей).
Получив ювелирные изделия, ООО «Покупатель» оплатило их ООО «Поставщик» в следующем порядке:
– 28.09.2019 г. по платежному поручению №1 на сумму в размере 900 000 рублей;
– 29.09.2019 г. по платежному поручению №2 на сумму в размере 100 000 рублей.
Ювелирные изделия на сумму в размере 640 000 рублей оказались бракованными, поэтому 30.09.2019 ООО «Покупатель» вернуло ООО «Поставщик» изделия по товарной накладной №1-В.
Какие сообщения ООО «Поставщик» было обязано направить в Росфинмониторинг по вышеуказанным операциям, связанным с оплатой и возвратом партий ювелирных изделий?
– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 28.09.2019 г., ФЭС на оплату сумму 900 000 рублей (по платежному поручению №1, т.к. 900 000 рублей > 600 000 рублей);
– не позднее 3-х рабочих дней, следующих за 30.09.2019 г., ФЭС на возврат на сумму 640 000 рублей (по товарной накладной №1-В, т.к. 640 000 рублей > 600 000 рублей).
Итого по вышеуказанным операциям, приведенным в примере, ООО «Поставщик» обязано направить в Росфинмониторинг четыре сообщения по форме ФЭС 1-ФМ, из них два ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом (поставка), одно ФЭС 1-ФМ по операциям с денежными средствами (получение оплаты), и еще одно ФЭС 1-ФМ по операциям с имуществом (возврат). ООО «Покупатель», напомним, при этом отчеты сдавать было не обязано. При этом сумма оплаты в размере 100 000 рублей по платежному поручению №2 не вошла в состав отчетов об оплатах, поскольку пороговое значение за счет него превышено не было (не всегда суммы отчетов по поставкам и суммы отчетов по оплатам между собой совпадают).
Обратим внимание на то, что если бы между ООО «Поставщик» и ООО «Покупатель» одновременно были заключены разные договоры поставки ювелирных изделий (к примеру, договор №1 на поставку обручальных колец и договор №2 на поставку цепей из золота), то учет отгрузок товара, получения оплаты за него и возвратов товара для определения порогового значения и сдачи отчетности в Росфинмониторинг ООО «Поставщик» должно было производить по каждому договору отдельно: товарные накладные в рамках договора поставки №1 не следует складывать с товарными накладными по договору поставки №2, так же и платежные поручения по договору поставки №1 не суммируются с платежными поручениями по договору поставки №2.
Какие следки и операции попадают под контроль
Наименование сделки/операции | Предмет сделки/операции | Сумма (от и более) в рублях или эквивалент в валюте |
Купля-продажа |
|
600 тыс. |
3 млн. | ||
Пополнение или снятие денежных средств со счета юр.лица |
|
600 тыс. |
10 млн. | ||
Кредиты/займы |
|
600 тыс. |
Лотерея и азартные игры |
|
600 тыс. |
Страховые взаимоотношения |
|
600 тыс. |
Обналичивание физ.лицом |
|
600 тыс. |
Влады | 600 тыс. | |
Операции с уставным/складочным капиталом юр.лиц | 600 тыс. | |
Почтовый перевод | 100 тыс. | |
Сотовая связь | 100 тыс. | |
Деятельность некоммерческой компаний |
|
100 тыс. |
Кроме того, существует ценз к операциям, подлежащим обязательному контролю росфинмониторингом независимо от суммы сделок. Речь идет о любом денежном обороте или сделке с имуществом, когда одной из сторон является человек или организация, имеющие отношение к экстремизму/терроризму.
Сведения о причастности к экстремизму/терроризму открыто публикуются на сайте РФМ.
Описанные выше сделки/операции являются предметом так называемого обязательного контроля, где главный критерий — сумма контроля.
Однако субъекты контроля (в большей степени это касается банковского сектора) должны анализировать денежные потоки своих клиентов, дабы выявлять подозрительные сделки/операции. То есть когда деятельность граждан и организаций не попадает под обязательный контроль, но связана с возможным отмыванием нелегальных доходов. По сути это любая сделка/операция, имеющая сомнительные признаки. В законе приводятся такие основания для проверки как:
- необычный характер договора;
- запутанные действия клиента;
- отсутствие экономического смысла в проводимой операции;
- несоответствие уставной деятельности фирмы.
И прочие основания на усмотрение проверяющих.
Вместо четырех анкет клиента — только одна
С 01.07.2022 г. начал действовать Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 г. № 100. Принятые изменения нужно учитывать всем субъектам по Закону № 115-ФЗ (исключение — те, которые находятся под надзором ЦБ РФ).
На основании приказа ввели изменение — составление общей анкеты на клиента, его выгодоприобретателя, представителя и бенефициарного владельца. Получается, что нужно составлять не четыре документа, а только один (прил. 1 и 2 к Приказу № 100). В связи с этим требуется проработать и принять обновленную редакцию порядка внутреннего контроля и включить в него обновленные анкеты в качестве приложений.
Графы в анкете не изменились, однако формулировки некоторых из них поменяли. Теперь не требуется заполнять часть сведений по клиентам с низким и средним уровнем риска. Можно не указывать информацию о финансовом положении, источниках появления финансов, характере деловых отношений (прил. 1 к Приказу № 100).
Кроме того, по клиентам с низким уровнем риска разрешено обновлять сведения реже — 1 раз в 3 года вместо одного раза в год, как раньше (пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). По клиентам со средним и высоким уровнем сведения обновляются один раз в год.
Почему агентства недвижимости не направляли отчеты раньше
Требование, которое теперь закон ввел для риелторов, само по себе не новое. Раньше риелторам тоже приходилось отчитываться о сделках клиентов. 10 января 2021 года с них сняли эту обязанность. Однако в новой редакции закона требование вновь появилось. Изменения вступили в силу 14 июля 2021 года.
Процедура направления отчетов осталась прежней. Скорее всего, направлять такие сообщения регулятору придется реже. Все потому, что порог обязательного контроля подняли с 3 до 5 млн рублей.
При этом риелторы по-прежнему должны передавать регулятору информацию о тех сделках, легальность которых вызывает сомнения. Сумма сделки в этом случае значения не имеет (Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.05.2021 № 62).
При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.
Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.
Что такое Росфинмониторинг и какие у него полномочия
Это государственная организация с широкими полномочиями. Официальное название — Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее так сокращенно РФМ). Иногда учреждение называют финансовой разведкой. Из этого названия многое становится понятным.
Деятельность Росфинмониторинга можно условно представить в виде трех направлений:
Во-первых, собирает информацию о финансовых потоках лиц, финансирующих терроризм/экстремизм и граждан легализующих преступную прибыль. При выявлении признаков и следов преступлений и прочих нарушений передает материалы в правоохранительные или налоговые органы для дальнейшей проверки и принятия решения по существу.
Во-вторых, осуществляет надзор за отдельными организациями, которые обязаны контролировать «подозрительные» договоры и операции граждан и юридических лиц. Так как эти организации по роду своей деятельности имеют информационный доступ, а также могут влиять на такие сделки и операции. К таким организациями относятся:
В-третьих, ведет список субъектов причастных к терроризму/экстремизму или его материальной поддержке. Этот черный список Росфинмониторинга публикуется на официальном сайте. Многие организации осуществляющие функции с денежными потоками (в основном речь идет о кредитных компаниях), должны учитывать содержание этого списка. При установлении лиц числящихся в нем, накладывать финансовые запреты и ограничения.
Полный список функций финансовой разведки России можно просмотреть здесь.
Кроме того, функции контроля за операциями, находящиеся под подозрением в финансировании терроризма (экстремизма) и отмывании нелегальных доходов выполняют нарду с органом финансовой разведки и ряд других субъектов. Их перечень можно просмотреть здесь.
Что такое чёрные списки мониторинга?
Обязанностью Росфинмониторинга является ведение черного списка лиц подозреваемых в экстремизме и террористических действиях. Список представлен из двух частей, в котором представлено более восьми тысяч компаний и частных лиц.
К первой части относятся лица и организации, попавшие в международный террористический список, вторая часть – это лица и организации, ведущие свою деятельность исключительно на территории РФ. Этот список лиц в обязательном порядке предоставляется банкам и организациям, занимающимся финансовыми операциями и сделками с недвижимостью, чтобы они избегали операций по отмыванию денег.
Согласно статьям КоАП РФ, попасть в черный список можно за такие действия:
- демонстрация нацистской символики в общественном месте;
- распространение информации и материалов, признанных экстремистскими;
- призывы к экстремистским действиям как в публичных местах, так и посредством интернета;
- побуждение к вражде или восстанию;
- оскорбление и нарушение прав вероисповеданий.
Как видим, государство ответственно подходит к вопросу выявления и пресечения любых деяний, направленных на легализацию доходов и пособничество терроризму и экстремизму.
Причем попасть в черный список можно даже за футболку, на которой будет нарисована противозаконная символика или лозунг, о котором носящий ее человек даже не догадывался.
Что изменится для риелторов в целом
Выявление и корректность формирования сообщений по обязательному контролю остается одним из главных направлений мониторинга со стороны регулятора. Отслеживается, как субъекты Закона 115-ФЗ фиксируют информацию о сделках и своевременно ли уведомляют о них
Ошибки в заполнении сообщений, нарушение сроков выявления операций грозят штрафами по статье 15.27 КоАП и повышенным вниманием ко всей деятельности компании в области ПОД/ФТ
Возвращение обязанности по обязательному контролю агентствам недвижимости свидетельствует о повышении внимания регулятора к этому сегменту рынка. Помимо обязательного контроля, риелторы обязаны исполнять и другие требования в сфере ПОД/ФТ.
Основные обязанности агентств недвижимости по 115-ФЗ:
· Встать на учет в Росфинмониторинг.
· Разработать и утвердить правила внутреннего контроля.
· Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК.
· Организовать обучение сотрудников по ПОД/ФТ.
· Проводить идентификацию и изучение клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев).
· Скачивать в личном кабинете Росфинмониторинга перечни экстремистов и террористов, распространителей оружия массового уничтожения, перечень Межведомственной комиссии.
· С учетом просмотра и скачивания перечней проводить проверку клиентов на совпадение с ними.
· Не реже, чем один раз в три месяца формировать отчет о проверке по перечням, представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ).
· Выявлять и направлять ФЭС по операциям, подлежащим обязательному контролю, в Росфинмониторинг.
· Выявлять подозрительные сделки и представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001).
Индикаторы проверки
Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться
Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.. Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности
Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.
Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.
Слухи или правда?
Ничего сверхнового в 2021 году не появилось, никаких сенсационных норм и статей законодателем не принято. Об этом в своих новостных рассылках пишет и сам Росфинмониторинг, которого «обвиняют» в беспардонном вмешательстве в частные дела граждан и коммерческих организаций.
Поэтому развеем слухи: поголовно не будут изымать квартиры, блокировать деньги на счетах и конфисковывать прочее имущество.
Однако это не означает, что не будут проводить антиотмывочных проверок и не применять санкции к нарушителям. Такую деятельность ведет Росфинмониторинг и поднадзорные ему субъекты.
В настоящее время под проверки попадают обычные граждане, ИП и компании. Хотя ранее «под прицел» в основном попадали чиновники.
Проверка проверки
Чтобы сбор сведений о законности доходов и совершаемых финансовых операциях гражданах и фирмах был активный Росмониторинг проверяет субъектов контроля. То есть тех, кто проверяет граждан и фирмы. Цель такой проверки удостовериться должный ли обязательный надзор, а также выявляются ли подозрительные следки/операции.
Банки проверяет ЦБ РФ и Росмониторгин. А прочие организации (лизинговые, факторинговые фирмы, риэлторы компании, организации принимающие платежи от населения) – финансовая разведка. Эти проверки часто проводятся с выездом на место нахождения субъекта контроля. Срок проведения выездной проверки составляет 30 дней.
Если будет установлено, что организация халатно относится к своим обязанностям по контролю, то могут привлечь к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.
Проверки проводится не только исходя из планов территориальных структур Росмониторинга, а может и по заявлению о проведении проверки любого лица (если в заявлении указаны факты о нарушениях). Поэтому в последнее время усиливается качество надзора за доходами граждан и организаций.
Какие последствия могу быть
Если человек или фирма попали в поле зрения, то субъект контроля вправе, в зависимости от ситуации может:
- приостановить движение по счету или вовсе заморозить средства на счету;
- отказать в открытии счета (вклада), заключении договора на банковское обслуживание;
- не выдавать обратно залогодателю ценности, находящиеся в залоге у ломбарда;
- не производить выплаты по выигрышам в лотереи, тотализаторе, а также страховые выплаты;
- удерживать вещи, находящееся на хранении, например, в ломбарде, банке.
Но эти меры действуют непродолжительный период. Но Росфинмониторинг в силе увеличить этот срок.
В исключительных случаях, финразведка может обратиться в суд для полной блокировки движения с имуществом и деньгами на определенный срок, то есть до конца проверки.
Можно на примере рассмотреть как росфинмониторинг проверяет сделки с недвижимостью. Правда, такие ситуации довольно нетипичные.
Допустим, госорган получил информацию от риэлторской компании о том, что отдельный гражданин продает квартиру. Цена сделки составляет 15 млн. руб. По данным финмониторинга данный гражданин представляет особый интерес (его доходы не соответствуют имущественному положению). Поэтому уполномоченный орган обратился в суд для приостановки регистрации сделки. Если суд принимает соответствующее решение, то оно поступает в Росреестр, который приостановит регистрацию сделки. В это время материалы проверки финразведки передаются в компетентные органы по подведомственности. Дальнейшая судьба недвижимости будет зависеть от окончательных результатов проверки.
Обычно же при покупке квартиры всё заканчиваются максимум передачей информации в службу мониторинга.
Мораторий – не для всех
В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.
Нюансы
Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.
Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:
- все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
- почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
- покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
- операции с криптовалютой.
Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.
Что может вызвать подозрения:
- необычный для конкретного предприятия характер сделок;
- отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
- вывод капитала из страны;
- финансирование серого импорта;
- уход от налогообложения;
- финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели.
- переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
- поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
- использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
- систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
- многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
- покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
- размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
- частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
- невозможность установления сторон сделки;
- перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
- зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
- предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
- многократное увеличение оборотов по счёту компании;
- скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
- получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
- операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Сомнительными операциями также считаются крупные переводы иностранцам. Подозрения усилятся, если место нахождения нерезидента не совпадает с местом нахождения банка, в котором у нерезидента открыт счёт. Например, компания зарегистрирована на Кипре, а её счёт открыт в сербском банке.
Что может потребовать банк от подозрительного клиента:
- пояснение схемы ведения бизнеса;
- информация о применяемой системе налогообложения;
- сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
- договоры и первичные документы к ним;
- штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
- информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
- бухгалтерская и налоговая отчётность.
Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.
Как отправить отчет
Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.
Подробнее о постановке на учет
Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг
Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.
Вход в личный кабинет
Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.
Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.
ст. 15.27 КоАП РФ
Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.
Как отчитываться по антиотмывочному закону
Сфера контроля Росфинмониторинга
Под сферу контроля Росфинмониторинга попадают отдельные лица, проводящие операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом, определенные 115-ФЗ . К ним относят:
- кредитные организации;
- квалифицированные специалисты, работающие на рынке ценных бумаг;
- страховые компании и брокеры (кроме услуг медицинского страхования), лизинговые компании;
- организации, обеспечивающие почтовое сообщение в пределах страны;
- ломбарды;
- компании, занимающиеся букмекерскими ставками, лотереями и тотализаторами;
- компании, специализирующиеся на управлении паевыми, инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;
- риэлтерские и другие компании, предлагающие услуги посредничества в сделках купли-продажи недвижимости;
- микрофинансовые организации.
В рамках осуществления деятельности этих организаций должен проводиться внутренний контроль с привлечением на специалиста, ответственного за организацию этого контроля. Внутренний контроль является необязательным, но в случае выявления действий, подлежащих контролю и имеющих малейшие признаки связи с процессами легализации доходов или участием в спонсировании терроризма, компания будет привлечена к ответственности, в том числе за отказ от осуществления собственного контроля. Для его обеспечения Государством разработан свод требований №667 от июня 2012 года .
Контролю подлежат не только организации, но и проводимые сделки. Росфинмониторингом предусмотрено 46 групп критериев, описывающие необычные сделки, подпадающие под контроль.
Это могут быть такие сомнительные сделки, как:
- несоответствие проводимых сделок целям деятельности организации, прописанным учредительными документами;
- требование клиента о дополнительных гарантиях конфиденциальности в процессе осуществления сделки;
- спешка клиента во время проведения финансовой операции;
- требование клиента о внесении серьезных изменений в схему сделку непосредственно перед началом ее реализации;
- отсутствие открытой информации о клиенте, месте его регистрации и контактных данных;
- клиент предоставляет разные банковские реквизиты при оплате услуг посредника и при получении запланированного дохода;
- необоснованное снижение стоимости сделки по сравнению с рыночными ценами.
Выявление любых признаков несоответствия деятельности и процесса совершения следки общепринятым нормам, особенно если суммы более 600 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю, позволяющему выявить незаконные способы отмывания денег и попытки пособничества терроризму.
Если компания ведет честную деятельность, она обязана самостоятельно предоставлять информацию обо всех крупных сделках в Росфинмониторинг.
Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:
- внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
- применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
- проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
- создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
- осуществление действий по проведению расследований и проверок;
- блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.