Служебный автомобиль попал в дтп: что делать работнику и работодателю

Какова ответственность водителя

Если вред был причинён в рабочее время, то работодатель обязан возместить причинённый в результате ДТП ущерб. Эта информация регламентируется п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ.

В рабочее время

Если водитель попал в аварию на служебном автомобиле, на который был заключен договор ОСАГО и/или КАСКО, то эта ситуация очень проста для анализа. Выплаты будут максимальными по договору.

Для ОСАГО:

  • до 400 тысяч рублей, если вред только материального плана;
  • до 500 тысяч рублей, если вред причинён пассажирам или пешеходам.

Если сумма ремонта автомобилей больше, чем устанавливает лимит по закону или договору, то разницу выплачивает собственник автомобиля, то есть юридическое лицо в соответствии со ст. 1072 ГК РФ.

Работодатель и сотрудник уже разбираются между собой сами. Все условия по выплатам в такой ситуации должны быть включены в трудовой договор или дополнительные соглашения, которые были подписаны сторонами при передаче машины сотруднику в пользование. Организация может заставить сотрудника возместить ущерб по своему усмотрению.

Ситуация складывается иначе, если попавший в аварию автомобиль не был застрахован. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ ответственность будет возложена на фактического собственника, то есть юридическое лицо. Сотрудник данной организации участвовать в делопроизводстве уже не будет.

Но организация имеет полное право подать иск в отношении сотрудника на возмещение материального ущерба, если будет установлен факт нарушения правил ПДД повлекших за собой аварию. Чаще всего практикуется вариант, когда организация полностью погашает стоимость ремонта пострадавшего автомобиля, а сотрудник с каждой зарплаты выплачивает долг работодателю.

Самая простая ситуация, когда водитель служебного автомобиля невиновен. В этом случае оплачивать ремонт авто будет страховая компания нарушителя. А работодатель никакие взыскания с сотрудника не производит.

Что если время нерабочее

Чаще всего служебный автомобиль отдаётся сотруднику в постоянное пользование, а не только на время рабочего дня. Соответственно и авария может произойти далеко не в рабочее время.

В соответствии с законодательством, все необходимые выплаты будут произведены работодателем виновного водителя. Но после этого предприятие может подать иск в отношении сотрудника о возмещении всех выплат. Предприятие может потребовать компенсации как полной суммы выплат по аварии, так и запросить материальную компенсацию или материальный ущерб.

С компенсацией полной стоимости ущерба всё просто. Сотрудник, посредством частичных выплат (вычетов) из заработной платы, погашает долг или же одним платежом. Кроме того он обязан отремонтировать служебную машину.

Сложнее дела обстоят с материальной компенсацией. Так как автомобиль это одно из средств получения прибыли организации, то в случае его неиспользования или простоя, хуже – поломки, организация несёт убытки или не получает прибыль, на которую изначально рассчитывала. Эта сумма, на которую рассчитывала организация, может быть взыскана в данном случае с виновного сотрудника. Её сумма может быть определена как 2/3 тарифной ставки. Данная сумма необязательна для востребования с сотрудника, её взыскание основывается на интересах работодателя.

Если в ситуации ДТП сотрудник компании и одновременно водитель находился в состоянии какого-либо опьянения, неважно наркотического или алкогольного, то весь нанесённый ущерб обязан выплатить именно сотрудник. Всегда ответственность в случае аварии со служебным автомобилем будет ложиться на юридическое лицо, если её работник в это время был за рулём и нарушил правила

Если в случае аварии были жертвы, то родственники погибшего предъявят иск компании, а не водителю

Всегда ответственность в случае аварии со служебным автомобилем будет ложиться на юридическое лицо, если её работник в это время был за рулём и нарушил правила. Если в случае аварии были жертвы, то родственники погибшего предъявят иск компании, а не водителю.

Регрессные требования к работнику.

 На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.

2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

Пример 5.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

Ущерб с водителя, совершившего ДТП на служебном автомобиле работодателя, взыскивается поэтапно. Сначала организация определяет размер возмещаемого ущерба при аварии, для чего формируется комиссия по статье 247 из Трудового кодекса. Сумма рассчитывается с учетом фактических потерь по рыночным ценам. Но не меньше стоимости имущества согласно бухгалтерским учетам.

Комиссией выявляются причины нанесения ущерба. В статье 247 из Трудового кодекса уточняется, что сотрудник обязан написать письменное объяснение причин ДТП на служебном автомобиле. Форма свободная и не регламентирована законными нормативами. Главное, чтобы на объяснительной была подпись сотрудника. Если он откажется от ее написания, работодатель оформит акт ущерба при ДТП, который подпишут должностные лица компании или члены комиссии.

Организация взыщет материальный ущерб со своего водителя, попавшего в ДТП на служебном транспорте. Если сумма не превысит среднемесячный заработок сотрудника, ее удержат из заработной платы по приказу руководства. Приказ должен быть издан в течение месяца с момента определения размера ущерба – это требования статьи 248 из Трудового кодекса.

По 138 статье из этого же кодекса общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 процентов. Если месяц прошел или работник отказывается возмещать ущерб добровольно, а сумма превышает его зарплату, на него будет подан судебный иск.

По соглашению между сотрудником компании и руководством виновный в аварии на служебном транспорте водитель может возмещать сумму в рассрочку. В данном случае работник даст письменное обязательство о возмещении, указав конкретные сроки. Если он после этого уволится, недостающая сумма будет взыскана через суд.

Вред, причиненный происшествием на дороге

Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.

В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:

  1. объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
  2. субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
  3. объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
  4. субъективная сторона (наличие вины).

В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.

Предлагаем ознакомиться: Купил машину но не могу ее зарегистрировать — могу ли ездить

Исключением являются следующие случаи когда:

  • происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
  • авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.

Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:

  1. при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
  2. ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.

Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать. протокол ГИБДД

протокол ГИБДД

, показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.

Также не помешает:

  1. независимая оценка ущерба при ДТП;
  2. техническая экспертиза при ДТП.

В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.

Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности.

Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
  • работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
  • при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.

Третий шаг: заплатить за ремонт авто

Схема простая: если у служебного авто есть ОСАГО, ущерб компенсирует страховая, если нет — расходы лягут на компанию, которой принадлежит транспорт.

Иногда страховых компенсаций не хватает на полное устранение ущерба ДТП. Сумму рассчитывают по справочникам Российского Союза Автостраховщиков, а там цены на запчасти и ремонт отличаются от актуальных. Непокрытый ущерб компании закрывают из своего бюджета.

И тут мы возвращаемся к возможности взыскать разницу с виновника ДТП — об этом прямо говорит пункт 6 статьи 243 ТК РФ. Если между сотрудником и компанией действует договор о полной материальной ответственности, то работодатель имеет право требовать с работника все понесённые расходы на ремонт служебного авто. Если договора нет, сотрудник будет отвечать только в пределах месячной зарплаты. Но даже в  этом случае есть примеры, когда можно привлечь работника к ответственности, они зафиксированы в статье 243 ТК РФ:

  • По результатам медицинского освидетельствования выявили, что водитель в момент ДТП был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • Водитель умышленно повредил служебный транспорт
  • Ущерб причинили в результате преступных действий

Напоследок добавим, что подобные инциденты удобнее решать мирным путём по взаимной договорённости. Иначе судебные издержки и потраченное время уничтожат всю возможную выгоду и для сотрудника, и для компании.

____

У вас на работе случались аварии на служебных машинах? Кто возмещал ущерб?

○ Возмещение ущерба работником, который продолжает работать.

Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  1. Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
  2. Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.
  3. Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.

Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба. После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов. После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы.

Что делать, если попал в аварию на рабочей машине

Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.

Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:

включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.

○ Ответственность работника.

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  • Вина служащего.
  • Последствия его проступка.
  • Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

Дисциплинарная ответственность.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  • Выговор.
  • Замечание.
  • Увольнение.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит.

Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д. Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

Материальная ответственность.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  • Совершение работником административного проступка.
  • Умышленное причинение ущерба.
  • Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  • Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности. Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». В противном случае документ не будет иметь правовых последствий.

При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику. На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ).

В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя. Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке.

Административная и уголовная ответственность.

Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  • Должен быть акт уполномоченного органа.
  • Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой. Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную.

Что делать, если в меня въехал служебный автомобиль?

Теперь зайдем с другой стороны и рассмотрим, что делать потерпевшему в ДТП, если в его автомобиль въехала чья-то служебная машина:

  1. Первым делом, оформить аварию по всем правилам (инструкцию мы приводили в первом разделе). Если есть возможность – ДТП фиксируется европротоколом, а если это невозможно, то при участии сотрудников ГИБДД.
  2. Выяснить, имеется ли страховка на служебный автомобиль. И тут для вас возможны три варианта получить возмещение:
  • при наличии у виновника ОСАГО обращаться напрямую к страховщику и получать возмещение ущерба от ДТП, а если ремонт встанет дороже – требовать доплаты разницы с организации виновника,
  • сразу предложить фирме, чей водитель въехал в вашу машину, возместить вам расходы на ремонт авто – тогда есть шанс получить компенсацию по расчётам независимой экспертизы, и, самое главное, по среднерыночным ценам,
  • при отсутствии или недействительном ОСАГО у виновника ДТП придётся взыскивать ущерб своего транспортного средства с той компании в судебном порядке.
  1. Если организация не хочет платить добровольно, остаётся крайний вариант – идти в суд с результатами экспертизы. Не исключено, что фирма будет оспаривать вашу калькуляцию ущерба. Тогда суд назначит свою судебную экспертизу. Но в любом случае по таким делам в 2022 году суды встают на сторону потерпевших и удовлетворяют исковые требования.
  2. Но затем предстоит еще взыскать деньги с организации. Для этого есть специальная служба – судебные приставы. Они могут обнаружить и списать деньги с открытых банковских счетов ИП или фирмы. Правда, бывает, что должник неплатёжеспособен – в таком случае взыскать с них ущерб даже через ССП становится крайне тяжело.

На нашем сайте есть и другие полезные статьи о ДТП и возмещении ущерба после дорожно-транспортных происшествий. Если вам нужна помощь, обращайтесь за консультацией к юристам. Это сэкономит вам время и поможет добиться решения проблемы с наибольшей эффективностью.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Попали в аварию на рабочей машине: что делать и как оформлять?

В первую очередь необходимо выполнить требования правил дорожного движения на случай ДТП, а именно требования пунктов 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

А дальше действовать, исходя из ситуации. Происшествие может быть небольшим и подпадать под условия оформления без участия сотрудников полиции, через европротокол в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО. Однако, не всегда получится его оформить, так как в некоторых организациях предписано оформление ДТП с участием служебного автомобиля только при помощи сотрудников полиции.

Да, не стоит забывать, что оформлять европротокол в 2022 году можно только при наличии действующих полисов ОСАГО у обоих участников. Даже несмотря на то, что служебный автомобиль записан на фирму, полиса ОСАГО у водителя одного из участников может и не быть. В общем и целом, оформление происшествия сотрудниками ДПС всегда надежнее, но в служебной поездке в рабочее время и при выполнении рабочих обязанностей иногда время дороже, и долго ждать инспекторов нельзя.

При непосредственном оформлении служебному водителю нужно передать инспекторам все документы, как на автомобиль, так и служебные, связанные с выполнением работы (доверенность, путевой лист, маршрут и тому подобные).

Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам

Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.

При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной

Судебная практика

Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).

Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.

Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.

Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.

Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте. В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки. Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.

Пошаговая процедура получения работодателем компенсации

Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.

Операции Описание
Документ из ГИБДД Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии
Получение пояснений виновного лица Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт
Оценка транспортного средства При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку
Вынесение работодателем приказа об удержании суммы При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом
Обращение в судебный орган При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд. Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом. На предъявление иска предоставляется 1 год

Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска. Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится.

Второй шаг: определить виновников и потерпевших

Это ключевой момент — разобраться, кто виноват в аварии, при каких обстоятельствах она случилась.

ДТП в рабочее время приравнивается к несчастному случаю во время исполнения трудовых обязанностей

Это особенно важно, если сотрудник получил травму при аварии

Если виновником аварии стал сотрудник, работодатель обязан компенсировать потерпевшим материальный ущерб, согласно статье 1068 ГК РФ. Далее провести служебное расследование с экспертной комиссией для оценки происшествия. Комиссия определит, считать ли инцидент производственной травмой, какая компенсация полагается работнику.

Обзор случаев производственных травм на служебном авто — тема для отдельной статьи. Мы же продолжим говорить о финансовой стороне вопроса, о компенсации расходов на ремонт.

Если виноват сотрудник

Работодатель имеет право взыскать с виновника материальный ущерб. Для этого необходимо подтвердить факт вины по протоколу ДТП, затем собрать комиссию для проверки.

В состав комиссии входят бухгалтер и оценщик — им может стать сторонний эксперт. По результатам экспертизы выясняют величину ущерба в денежном выражении. Далее работодатель издаёт приказ о взыскании и направляет документ в бухгалтерию.

Здесь возможны три варианта:

1.    Сотрудник добровольно согласится возместить убытки в полном объёме.

2. Из зарплаты виновника станут удерживать определённую сумму — в юридических терминах это называется «регрессное требование». Без суда вычитаемая сумма не может превышать 20% месячного заработка сотрудника.

3. Сотрудник увольняется, а компания добивается взыскания ущерба в судебном порядке.

Если авария произошла в нерабочее время и не при исполнении должностных обязанностей участника ДТП, расходы целиком лягут на сотрудника. Об этом прямо говорится в пункте 8 статьи 243 ТК РФ.

Обратите внимание: если человек ехал на служебном авто по личным целям, то ему придётся отвечать не только перед потерпевшим, но и перед работодателем. В том числе — оплачивать ремонт транспорта

Виноват другой водитель

В этом случае потерпевшей признают компанию-собственника автомобиля. Водитель никаких расходов не несёт. Максимум, что можно потребовать с работника, — объяснительную. А вот получить возмещение ущерба с виновника ДТП работодателю предстоит напрямую, вероятнее всего, в судебном порядке.

Форс-мажор

Бывает, что аварию вызвали обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийное бедствие. Тогда сотрудника, который стал участником ДТП, освобождают от материальной ответственности — нельзя требовать с него деньги.

Что грозит сотруднику, если он совершил ДТП?

Ответственность и последствия во многом зависят от того, в какое время было совершено ДТП и в каком статусе находился сотрудник – выполнял рабочие поручения работодателя или ехал на служебной машине по личным делам, в нарушение рабочего графика.

В рабочее время

Если служебная поездка была в рабочее время, то считается, что сотрудник фирмы исполнял должностные обязанности. На практике суд признает поездку рабочей даже если она была совершена после окончания трудового дня, но в интересах и по поручению работодателя.

Согласно статье 1068 ГК РФ, юридическое лицо или предприниматель обязаны возместить ущерб, причинённый их сотрудником во время исполнения тем должностных обязанностей. В нашем случае выплатить весь ущерб пострадавшим в ДТП лицам.

В нерабочее время

Использование служебного автомобиля в личных целях или вне рабочего графика влечёт последствия уже для сотрудника. Например, если вы спровоцировали аварию, то потерпевшие вправе требовать возмещения ущерба не с работодателя, а напрямую с вас – за ДТП при управлении источником повышенной опасности для людей (служебном автомобиле).

Таким образом, если вы ехали на служебной машине по личным целям и угодили в ДТП, на вас лягут большие расходы. Причём не только третьим лицам, но еще и работодателю. А если автомобиль фирмы не подлежит восстановлению, то придётся оплачивать из своего кармана всю стоимость ТС на момент совершения аварии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: