Противодействие картелям
Рассмотрим, как можно противостоять махинаторам.
Со стороны обычных граждан
Если Вы обнаружили признаки картельного сговора, жалуйтесь в ФАС сразу. Госслужба примет Ваше заявление и устроит проверку. Для этой цели антимонопольщики могут даже призвать на помощь правоохранительные органы.
Чтобы облегчить сбор сведений о мошеннических сговорах, ФАС создала горячую линию «Сообщи о картеле».
Добропорядочный участник госзакупки может использовать несколько методов борьбы с противозаконным сговором:
- Запросить разъяснений по аукционной документации, если в ней обнаружатся требования или неточности, сужающие круг возможных претендентов. Сюда можно включить просьбу к заказчику отредактировать сомнительные документы.
- Пожаловаться в ФАС — при необоснованном отказе заказчика внести нужные коррективы или при нарушении правил проведения торгов. Антимонопольщики тщательно проверят действия подозрительного покупателя.
Функционал ФАС
ФАС предназначена для контроля за исполнением законов, защищающих конкуренцию на товарных рынках. Часть задач службы — антимонопольное регулирование и контроль в области госзакупок.
Граждане и фирмы жалуются именно в этот госорган, когда сталкиваются с антиконкурентными соглашениями.
Способы выявления сговоров
Доказательствами картельного сговора в сфере госзакупок могут послужить, кроме прочего, вот такие факты:
- заявки подаются разными фирмами с общего IP-адреса
- заявки составлены одними и теми же людьми для разных фирм
- нет активной конкурентной борьбы в процессе торгов
- работники разных фирм переписываются друг с другом по поводу данной закупки
- кто-то из участников картеля признался добровольно
На свободном рынке труднее выявлять картели. С этой целью антимонопольщики ведут анализ конкуренции по всем видам товаров, услуг и работ. Устраивают разные мероприятия, в том числе проверочные, рассылают запросы и ищут доказательства наличия или отсутствия противозаконного сговора.
«Инфотактика»
Компания «Инфотактика» предоставляет услуги в области построения и модернизации ИТ-инфраструктуры предприятий и появилась на российском рынке с 2007 г.. Основные направления – инфраструктура и ЦОД, корпоративные телефонные сети, комплексная безопасность. В 2020 г. компания вошла в рейтинг CNews Security как крупнейшая компания России в сфере защиты информации.
Судя по информации на сайте «Инфотактики», в круг ее постоянных клиентов входят государственные и коммерческие организации, банки, промышленные и торговые группы, федеральные министерства, ведомства и силовые структуры. Согласно сведениям на сайте госзакупок, «Инфотактика» участвовала в закупках ноутбуков и мобильной стойки для организации абонентского пункта конфиденциальной видеосвязи органов госвласти в представительстве правительства Ставропольского края (171 и 153 тыс. руб. соответственно).
Также компания принимала участие в тендере на предоставление техобслуживания и поддержки инженерной, вычислительной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры интеллектуальной транспортной системы Корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети Правительства Москвы (7,5 млн руб.).
Модель
Самой лучшей стратегией функционирования картелей является договор между конкурентами на предмет уравнения и регулировки стоимости продукции и объемов производимых товаров. Благодаря сговорам реально можно увеличить влиятельность и власть корпораций, а также получать экономическую прибыль каждым предприятиям, по размерам сравнимую с монопольной прибылью, когда даже сам рынок является монопольным. В экономике это и называется картелем.
Из-за того, что в большей части стран практика создания и функционирования картелей уголовно наказуема, они имеют статус либо международный (как, например, картель «ОПЕК»), либо тайный (самые популярные из таких – наркокартели).
Одной из основных особенностей таких форм монополии является их недолговечность, так как со временем у каждого участника картеля возникает соблазн «урвать больший кусок пирога» за как можно меньшее время работы.
В результате члены картеля нарушают уговоры, устраняют конкурентов внутри картелей, разгорается внутренняя война между корпорациями-союзниками и картель перестает существовать.
Запреты на создание. В каких случаях они не накладываются?
Запрет на создание картелей действует не только в странах, где они под запретом и практика их создания уголовно наказуема и преследуется законодательством. Там, где подобные формы монополии разрешены, действует некоторый список правил и условий, который следует выполнять всем участникам картеля.
Запрет снимается для:
- Картелей, которые занимают сравнительно малую долю на рынке сбыта (например, если в Евросоюзе доля монопольной группировки не превышает 5% всего рынка сбыта продукции и средний ежегодный финансовый оборот составляющих картель корпораций ниже отметки в двести миллионов экю).
- Картели, которые осваивают новые рынки и территории производства и сбыта товаров.
- Картели, существенно улучшающие государственную экономику и способствующие техническому прогрессу.
- Картели типа «кризисные», целью которых является уменьшение или уничтожение лишних мощностей предприятий.
Проверка предположений
В экономическом анализе могут применяться разные математические модели, характеризующие действия участников рынка в нормальных условиях и при наличии картеля. Однако все эти схемы основываются на одном принципе. Картельный сговор позволяет участникам установить стоимость продукции, в несколько раз превышающую цену конкурентов, и за счет этого извлечь сверхприбыль.
Однако модели в любом случае являются условным описанием реальной ситуации. Поэтому все предположения, на которых они основываются, требуют проверки.
При наличии спора о существовании картеля необходимо найти ответы на 2 основных вопроса:
- Послужил ли картель причиной повышения прибыли из-за завышенной стоимости продукции?
- Достаточно ли прозрачен анализируемый рынок?
О первом вопросе, к сожалению, на практике часто забывают. Здесь нужно вспомнить причину запрещения картеля. Запрет в законодательстве установлен потому, что сговор конкурентов всегда приводит к повышению цен, а это, в свою очередь, причиняет ущерб потребителям. Это предположение и надлежит проверять экономистам. Дело в том, что может оказаться, что маржа прибыли в действительности снизилась в период, когда по предположению контролирующего органа был создан картель.
Чтобы создать картель, у экономических субъектов должна быть возможность понимать, чем занимаются конкуренты. Если один из участников повысит стоимость продукции, то он потеряет клиентов, поскольку они переключатся на товар других производителей. При наличии сомнений в прозрачности рынка, вероятность существования картеля минимальна.
Понятие монополии
Нельзя понять, что такое картель, не зная о явлении монополии. Монополия — положение на рынке, когда одна крупная фирма полностью контролирует производство и продажу определённых видов товаров.
Если всем рынком фактически владеет одна компания, то конкуренция невозможна. Это порой ведёт к снижению качества услуг и продуктов при повышении цен на них. Монополисту ни к чему развивать свой продукт, что требовало бы траты ресурсов, потому что потребители и без того купят этот продукт, ведь у них просто не будет другого выхода.
В немалой степени можно счесть монополиями таких гигантов, как Google, Microsoft, Apple и им подобные. Конкуренты у них, в принципе, есть, но им осталась существенно меньшая часть рынка.
Выявление отличий в поведении субъектов
Для доказательства наличия тех или иных отклонений в действиях участников рынка разработан комплекс экономических мер, базирующихся на сборе информации. Методы, используемые на третьей стадии, являются более детализированными.
Описание той или иной экономической модели начинается обычно с условий, в которых она может применяться. Антимонопольному органу необходимо сравнить ее с фактическим положением дел. Такая проверка осуществляется в отношении каждой экономической модели до тех пор, пока не будет выбрана наиболее подходящая.
ФАС активно применяет метод сравнения поведения субъектов, подозреваемых в сговоре, с действиями конкурентов. Стоит, однако, заметить, что в зарубежной практике такой анализ выступает в качестве обязательного этапа доказывания, а не инструмента, который может использоваться в одном деле и не применяться в другом.
Что собой представляет картельный сговор
Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у хозяйствующих субъектов есть мотивация оптимизировать производства, повышать эффективность, работать над снижением стоимости ТРУ и повышением их качества
В том, чтобы принципы свободной конкуренции повсеместно соблюдались, заинтересованы как сами участники рынков, так и потребители ТРУ, поэтому на защиту конкуренции направлены усилия и законодателя, и уполномоченных государственных органов.
Участники картельного — это игроки одного и того же рынка, которые, вместо того чтобы честно конкурировать на нем, формируют договоренности, которые позволяют им работать на этом рынке, реализовывать ТРУ и получать прибыль, не прилагая усилий, чтобы на нем удержаться. Договоренность направлена на:
- поддержание определенного уровня цен на рынке;
- устранения отдельных участников с рынка;
- передел сфер влияния на рынке.
Картельный сговор возможен на рынке любых ТРУ и всегда незаконен, но особого внимания заслуживают картели, работающие в сфере госзакупок; к таковым относятся:
- картельный сговор между заказчиком и подрядчиком, когда заказчик стремится отдать контракт на исполнение не выбранному на честном тендере победителю, а компании, с которой заранее достигнута договоренность;
- договоренность между несколькими участниками тендера.
В сфере госзакупок изобретено множество схем картельного сговора:
- широко известна форма картельного сговора «таран», предполагающая договоренность двух участников тендера против остальных. Первый участник сильно снижает сумму будущего контракта относительно НМЦК, заставляя добросовестных участников покинуть торги, поскольку для них это становится невыгодно. В конце торга свою цену предлагает второй участник договоренности, который относительно НМЦК снижает незначительно. В итоге в тендере остается два участника, заявки которых поступают на рассмотрение заказчику. В результате рассмотрения выясняется, что заявка первого, «тарана», не соответствует требованиям, и победителем признается второй заговорщик, чье предложение незначительно ниже НМЦК. В результате заказчик вынужден заключить контракт с не самым лучшим из претендентов, да еще и не по самой оптимальной цене;
- нередко участники тендера договариваются между собой не снижать значительно цену тендера, из-за чего не достигается одна из задач закупочной системы — экономия бюджетных средств;
- некоторые договоренности реализуются еще до начала непосредственно тендера: компании, работающие на одном рынке, договариваются, что не станут подавать заявки на одни и те же тендеры — это фактический передел рынка на сферы влияния.
Нередко участником становится сам заказчик:
- манипулирует с закупочной документацией, формулируя ее таким образом, что «случайная» компания заведомо не выполнит предъявленные условия;
- на этапе проведения тендера отсеивает неугодные компании по надуманным поводам.
«Ресерч лаб»
Компания «Ресерч лаб», судя по сведениям «СПАРК Интерфакс», занимается ремонтом компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. В перечень дополнительных видов деятельности входят торговля офисной техникой и оборудованием, разработка компьютерного ПО, ИТ-консалтинг.
29 августа 2022 г. «Ресерч лаб» выиграла тендер на поставку ноутбуков в рамках госпрограммы «Развитие образования» (модернизация школьных систем образования). Заказчиком выступило министерство образования и науки Республики Дагестан. Начальная цена контракта составила 119 млн руб.
Николай Козак, Дом.рф: Февраль 2022 г. для нас стал уколом адреналина в части имортозамещения ИТ
Импортозамещение
Летом 2022 г. компания также участвовала в закупках системных блоков для нужд подразделений МГУ (начальная цена контракта почти 43 млн руб.), моноблоков и ноутбуков для Медицинского симуляционного центра МГУ имени М.В.Ломоносова (2,78 млн руб.) и других.
Особенности дел о картельном сговоре
В 2018 года ФАС России, активно занимающаяся декартелизацией российского рынка, выпустила обзор правоприменительной практики по делам об антиконкурентных соглашениях.
В целях установления всех участников картельного сговора антимонопольным органам нередко приходится обращаться к целому ряду косвенных доказательств, которые в совокупности с иными доказательствами могут свидетельствовать о принадлежности лица к картельному сговору. Тем не менее, одних косвенных доказательств в отношении всех попавших в поле зрения организаций для возбуждения дел явно бывает недостаточно.
Примером такой ситуации можно отметить разбирательство по делу № 03-16/3-2019, проходившее в 2019 году УФАС по Свердловской области, в отношении системных конкурентов компании «Ремстройгаз», принадлежащей семье бывшей чиновницы администрации указанного региона О. Глацких. Подозреваемые в сговоре на сумму свыше 30 миллионов рублей ООО «Стройинвестгарант» и ООО «Девайс», которые подавали заявки на участие в торгах с одного IP-адреса, подыгрывали «Ремстройгазу» путём синхронной подачи заявок с последующей демонстрацией экономически необоснованных действий. В результате, УФАС России по Свердловской области было установлено нарушение ООО «Стройинвестгарант» и ООО «Девайс» части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Еще одной возникающей проблемой при рассмотрении дел о картельном сговоре являются трудности при рассмотрении сговора участника торгов с заказчиком. На такое незаконное соглашение могут указать так называемые «спрятанные закупки» и сформированная исключительно под одного производителя аукционная документация. Последний вариант нашёл широкое применение на торгах в медицинской отрасли. Так, в 2017 и 2018 годах территориальным органом ФАС России раскрыт такой сговор со стороны учреждений Минздрава Хабаровского края с производителями дезинфицирующих средств ООО «Чистая планета» и АО «НПО «Новодез» на аукционе на сумму 6 миллионов рублей.
В целом, на сегодняшний день, антимонопольному органу известны практически все возможные виды картельных сговоров. Однако, выявление картельных сговоров и борьба с ними всё ещё остаются довольно сложной задачей, требующих не только серьезной аналитической работы антимонопольных органов, но и внимательности добросовестных участников закупок и заказчиков. Вместе, мы сможем если не окончательно побороть, то уж точно уменьшить число недобросовестных субъектов на рынке.
ИТ-картель
Федеральная антимонопольная служба России выявила картельный на торгах на сумму более 2 млрд руб. Об этом сообщается на официальном сайте ФАС.
Признаки нарушения выявлены, в том числе, при реализации нацпроектов «Здравоохранение» и «Образование» – ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении шести российских ИТ-компаний. В деле фигурируют «123 солюшнс», «Ресерч лаб», «АНТ», «РИТ», «Современные технологии» и Группа «Инфотактика». Им инкриминируют нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ФАС полагает, что компании заключили картельный сговор, чтобы поддержать цены на более чем 100 торгах на поставку информационно-коммуникационного оборудования. Ноутбуки, ПК, моноблоки и прочее компьютерное оборудование закупали федеральные органы исполнительной власти, больницы и другие социальные учреждения. По предварительной оценке ФАС, сумма начальных максимальных цен контрактов составляет свыше 2 млрд рублей.
ФАС уверена, что компании пытались поддержать цены на более чем 100 торгах
Если суд установит вину, ИТ-компаниям грозят оборотные штрафы в соответствии с КоАП России – согласно ч. 2 ст. 14.32 КоАП (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности).
Судя по заключенным госконтрактам с «123 солюшнс», «Ресерч лаб», «АНТ», «РИТ», «Современные технологии» и Группой «Инфотактикой», в 2021-2022 гг. они чаще всего поставляли ноутбуки, моноблоки, ПК и другое компьютерное оборудование.
Особенности доказывания
Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.
В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.
Простым языком о картельном сговоре
Картельным сговором называют «горизонтальную» договорённость, то есть объединение поставщиков. Сообщники пытаются получить максимально возможные доходы и наибольшую долю рынка.
Договорённости бывают и «вертикальными» — здесь поставщик сговаривается с покупателем. К картелям их не относят, но государство может счесть незаконными и такие соглашения. Допустим, таков сговор между госзаказчиком и поставщиком.
Картельный договор устанавливает несколько важных деталей:
- долю рынка, которую планируют отдать под контроль каждому из сообщников
- единую цену на товар, которую партнёры будут требовать с покупателей
- создание дефицита — предложение целенаправленно снизят для повышения спроса.
Практический пример
Два года назад, в августе 2020-го, антимонопольная служба обнаружила картель из 6 фирм-производителей ортопедической продукции. Это были ООО «Тривес Трейд», ООО «Малтри», ООО «Экотен», ООО «Медэксперт», ООО «Оптомед» и ООО «ОРТО». Контролирующий орган выяснил, что эти предприятия организовали антиконкурентный союз, чтобы максимально поднять цены на свои изделия и не допускать их снижения.
Недобросовестные компании могут объединяться в картель и с целью «бойкота» отдельных участников рынка.
Допустим, фирмы, вошедшие в картель, условились не приобретать товары у определённого поставщика, чтобы заставить его уступить в чём-то. Или, напротив, организованно отказывают в продаже своих товаров определённому покупателю, чтобы вынудить его закупать необходимое по неадекватно высоким ценам.
Как пожаловаться в ФАС
Первым органом государственной власти, который рассмотрит дело о картельном сговоре, является Федеральная антимонопольная служба; борьба с картелями — это сфера ее непосредственной компетенции.
Сообщать в ФАС об обнаруженном картеле можно:
с помощью официального письменного обращения, отправленного по почте или принесенного лично в приемную госоргана
Особых требований к такому обращению не предъявляется, оно составляется в свободной форме, важно указать в нем адресата, заявителя, подробно изложить факты и подозрения и подкрепить документами, если таковые имеются;
воспользоваться формой обратной связи на сайте ведомства, такие обращения рассматриваются как официальные.. Пример жалобы в ФАС на картельный сговор:
Пример жалобы в ФАС на картельный сговор:
Если пропущен срок обращения в ФАС, либо если решение ФАС не устраивает кого-то из участников дела, вопрос передается на рассмотрение арбитражного суда — судебная практика по картельному сговору по 44-ФЗ велика и разнообразна. Суды решают вопрос о наличии или отсутствии картельной договоренности между компаниями по ряду прямых или косвенных признаков:
- анализируются IP-адреса, с которых компании подают заявки, если адреса совпадают, это один из аргументов в пользу наличия картели;
- история взаимоотношений: если компании часто участвуют в одних и тех же закупках и ведут себя схожим образом — это настораживает;
- настораживают и денежные транзакции между подозреваемыми компаниями или обнаружение документов одной из них в офисе другой.
Например, вынося решение по делу №А10-3052/2018, суд усмотрел в действиях фигурантов признаки схемы «таран». Суд пришел к выводу, что три участника закупки вступили в картельный сговор: двое из них изобразили видимость борьбы и снизили цену контракта на 90%, но их заявки содержали ошибки, из-за чего контракт с ними не заключили. Победителем стал третий участник, который получил контракт при минимальном снижении НМЦК.
Еще одно показательное решение вынес Арбитражный суд Свердловской области по делу №А60-47465/2018. В процессе была рассмотрена история 17 аукционов, в которых принимали участие компании, подозреваемые в сговоре. По итогам анализа всех процедур суд пришел к выводу, что в каждом из них фигуранты действовали сообща и в интересах друг друга. Мало того, установлено, что участники действовали с одного и того же IP-адреса и одним и тем же сотрудником. Такое поведение признано картельным сговором.
Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора
По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.
Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.
Важно правильно определить товарный рынок
Поскольку субъектом картельного соглашения могут быть только конкуренты, в предмет доказывания также входит факт того, на каком товарном рынке негативные последствия наступили, если соглашение исполнено, или могли наступить, если оно не исполнялось. Для этого необходимо проанализировать состояние конкуренции.
По «картельным» составам анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы10: 1) определение временного интервала исследования товарного рынка; 2) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения; 3) определение географических границ товарного рынка; 4) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Зачастую антимонопольный орган ссылается на то, что целью анализа конкуренции в рамках расследования картельных дел является лишь установление факта конкуренции между участниками предполагаемого соглашения и принадлежности к одному рынку.
Допустим, в 2011 году хозяйствующий субъект осуществлял заготовку древесины, затем последующую переработку и сбыт пиломатериала. А с 2014 года он ограничился лишь сбытом пиломатериала, прекратив заниматься переработкой. Создает ли соглашение о ежемесячных объемах заготовки между этим лицом и заготовителями древесины угрозу конкуренции на рынке? Зависит ли это от даты заключения соглашения в 2012 году или в 2015 году? На каком рынке возникает такая угроза, каковы его границы? Ответить на эти вопросы можно, если правильно определить товарный рынок.
Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 предусматривает, что определение продуктовых границ товарного рынка производится, а географических границ — может производиться исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов.
Между тем проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке по «картельным» составам в любом случае должно осуществляться с соблюдением п. 4 ст. 4 Закона № 135-ФЗ, исходя из которого определение границ рынка — это определение «границ территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами». Иными словами, при определении границ товарного рынка необходимо учитывать взаимозаменяемые товары. Игнорирование данной нормы недопустимо, иначе ведомственным актом вводится ограничительное ее применение.
Невнимательное отношение к вопросу определения товарного рынка может привести к бессмысленному антикартельному расследованию, что становится особенно заметным в делах в отношении мелких организаций.
Так, в рамках дела № А02-1449/201111 предприниматель, с одной стороны, был признан нарушившим ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, а с другой — было отменено постановление о привлечении его к административной ответственности в связи с малозначительностью. В результате недолжное исследование товарного рынка, где, по мнению антимонопольного органа, выявлен факт одного из самых опасных для конкуренции нарушений, фактически привело к тому, что нарушения оказалось недостаточно даже для привлечения к административной ответственности.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что целью проведения анализа конкуренции на товарном рынке является установление факта наличия конкурентных отношений между участниками на рынке в определенный отрезок времени, а также определение географических и продуктовых границ рынка, на котором наступили или могли наступить негативные последствия.
Правильное определение товарного рынка немаловажно и для квалификации деяния
Штрафы за картельный сговор по закупкам
Организация и участие в антиконкурентном соглашении наказуемо как для заказчиков, так и для участников, и квалифицируется как:
- административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ. Его совершение грозит штрафом для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц — от 1/10 до ½ НМЦК, но не менее 100 000 рублей;
- уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника привели к крупному или особо крупному ущербу. Санкцией за картельный сговор будут принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 000 000 рублей или без такового и с лишением права занимать определенные должности на срок от 1 года до 3 лет или без такового. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется с учетом положений УК РФ о сроке давности. Если причинен ущерб в крупном размере, срок давности картельного сговора составит два года с момента преступления, если в особо крупном — шесть лет.
Картельный сговор – терминология
Исчерпывающее определение картельного сговора представлено в части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данной статье, картельный сговор – это незаконное соглашение между хозяйствующими субъектами из числа конкурентов, действующих в одном сегменте товарооборота, влекущее либо могущее повлечь:
- Ценовое соглашение – установление определённого фиксированного либо практически одинакового уровня цен либо наценок, и скидок у всех игроков рынка одинаковых или сходных товаров и услуг, синхронно и равномерно изменяющихся в последующем.
- Разделение клиентов и рынков – условное деление потребителей и территорий функционирования по критерию «свои – чужие» без увеличения предложений даже в условиях роста спроса.
- Сговор на торгах – достижение договоренностей заказчика с участниками для выигрыша конкретного исполнителя на аукционе в рамках государственного либо муниципального заказа в целях максимизации прибыли или конкурентами – для снижения или повышения цены контракта. По результатам победитель уплачивает соперникам обусловленную компенсацию либо организует с ними работу в условиях субподряда.