Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования

Стабилизационный фонд в бизнесе

Одним из главных постулатов бизнеса можно считать утверждение – деньги должны работать. И поспорить с этим, на самом деле, сложно. Чем больше оборот компании, тем на большую прибыль она может рассчитывать.

С другой стороны, «находятся» компании, работа которых может быть существенно осложнена негативными факторами. Например, предприятия, занимающиеся строительством, медициной или туризмом – то есть направления, в которых вполне возможны форс-мажорные обстоятельства, при которых стабилизационный фонд необходим.

Отсутствие финансовой подушки безопасности может привести к краху компании. На слуху достаточно громких брендов, которые в свое время столкнулись со многомиллионными исками или невыполнением обязательств контрагентов.

Так, осенью 2016 года Московский суд удовлетворил иск «Трансаэро» к туристическому оператору «Натали Турс», «заставив» последнего выплатить почти 6 млн $. Компания от «удара» так и не оправилась, прекратив свою деятельность к сентябрю 2018 года с долгами более 18 млн $.

Несмотря на то, что формирование стабфонда в рамках бизнеса не особо популярно, обходить стороной этот вопрос неправильно, тем более, что современные инвестиционные инструменты позволяют трансформировать понимание классической схемы формирования стабилизационного фонда.

Повышение эффективности использования средств Стабилизационного фонда

До создания Стабфонда Правительством РФ рассматривались альтернативные варианты финансирования экономики. Предполагалось перечисление дополнительных доходов на целевое финансирование. Однако, проблема заключалась в слабости действующих институтов власти, что не давало обеспечить должную эффективность размещения.

За счет средств предполагалось сформировать систему, поддерживающую налоговую реформу. Средства должны были пойти на фиксирование социальных институтов. Были идеи применять деньги для распределения природной ренты, как это делается в других странах. Существовал вариант перераспределения средств фонда на счета жителей страны, создание бюджета развития. Минусом всех этих преобразований являлась низкая общественная прозрачность.

Особенности использования средств Стабилизационного фонда зависит от особенностей текущих макроэкономических процессов. Например, при недостаточности денежного предложения необходимо инвестировать часть средств во внутренний рынок, обеспечить их достаточную доходность, приемлемую норму ликвидности.

Чтобы повысить маневренность использования средств бюджета, устанавливается запрет на перечисление денег в бюджет страны свыше оговоренной в законе нормы. Так же создан инвестиционный фонд, в который отправляются остатки бюджета с целью проведения государственных инвестиций в модернизацию производственного сектора экономики. Предполагалась поддержка ипотечного кредитования. Такой подход не требует дополнительных изменений в законодательстве, но снижает определенность бюджетной политики, продолжение иммобилизации бюджетных ресурсов.

Ликвидация Резервного фонда РФ

1 февраля 2018 Резервный фонд РФ перестал существовать, слившись с упомянутым ФНБ (закон от 29.07.2017 г. № 262-ФЗ). Таким образом, Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет с точностью до дня.

1 декабря 2017 доходы от нахождения средств фонда в ЦБ РФ за истекший год в сумме 652 миллиона рублей были перечислены в казну, остатки инвалюты со счетов в Центробанке — $7,62 млрд, €6,71 млрд и £1,10 млрд — обменены на 1,042 триллиона рублей и использованы на покрытие дефицита бюджета. Посмотрим на график:

На нем видна заметная корреляция объема резервного фонда с курсом нефти. Когда в период мирового кризиса 2008-09 годов нефть резко пошла вниз, это с небольшим опозданием отразилось и на Резервном фонде. Однако если в начале 2009 года нефть начала восстанавливать прежние позиции, то фонд продолжал активно уменьшаться и к 2011 году сократился более чем в 6 раз до 20 млрд. долларов…

Если бы не высокая цена на нефть в то время, то его история могла бы быть заметно короче. Но благодаря ценам на уровне 115 долларов за баррель фонд еще смог вырасти в 4 раза, перешагнув за 80 млрд. Вторая волна падения нефти с 2014 года, наложенная на санкции, оказалось уже критической.

Довольно интересно, что хотя цена барреля нефти в долларах выглядит довольно хаотично, в рублях ситуация иная: с начала 1998 по начало 2018 года стоимость барреля подорожала со 100 до 3800 рублей, т.е. в 38 раз. При этом рубль обесценился к доллару менее чем в 10 раз: с 6 до 56 рублей. В результате динамика Резервного фонда в рублях выглядит несколько иначе:

Два пика соответствуют времени девальвации рубля — и так как девальвация конца 2014 года была сильнее, чем в 2009, то и рублевая капитализация фонда оказалась максимальной в начале 2015 (тогда как в долларах средств было заметно больше в 2009). Т.е. начальная фаза кризиса даже приводила к росту рублевых активов, однако затем следовал сильный спад.

К 1 декабря 2016 года в фонде было чуть более 2 трлн. рублей или примерно 35 млрд. долларов — но уже к началу 2017 года эта сумма уменьшилась вдвое до 1 трлн. рублей (17 млрд. $). Который и был потрачен в конце 2017 года, сведя баланс фонда к нулю.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ (ДЛЯ ПЕРЕХОДА НАЖМИТЕ НА НАЗВАНИЕ СТАТЬИ):

Созданный в противоположность «бюджету развития» на примере и практике других стран, Стабилизационный фонд России размещался и размещён в настоящее время в иностранных активах. Сначала ему даже было присвоено очень звучное и вызывающее большую уверенность название – «Фонд будущих поколений», но потом из-за исторических аналогий, где вся жизнь протекала в будущем, название изменили.

 Суть фонда, который пополнялся за счёт сверхдоходов от продажи природных энергоносителей, довольно ясна для всех – в случае падения цен на природные энергоносители страна как бы имела определённый ресурс для адаптации экономики и продолжения экономического развития России. Вряд ли кто из разумных экономистов будет против владения экономическим инструментом, способным защитить экономику от возможных экономических рисков. Но этот инструмент – фонд — можно формировать разными способами. На тот момент, к 2003 году, существовало два основных варианта формирования данного фонда. Первый вариант – это тот, который имеем, то есть сверхприбыли вкладывались в иностранные ценные бумаги, которые как бы гарантированы государством. Второй вариант предусматривал использование сверхприбыли для развития внутри страны – на инфраструктуру, образование, медицину и инновационные технологии – в вектор прогрессивного самодеятельного развития  населения России, который априори, на примере других стран, всегда приносит прибыль через определенное время. Время в данном случае будем отсчитывать с 2003 г., то есть уже прошло пять лет. Но некоторые ведущие экономисты, занимающие к тому же важные государственные посты, не особенно верили во второй вариант – «вложение средств внутри страны вызовет инфляционные тенденции, а также значительная часть средств будет расхищена чиновниками…», поэтому был выбран первый вариант. Но вряд ли только этими мотивами руководствовались при выборе первого варианта – отдать деньги за границу.

Но не только российские экономисты во власти предпочли первый вариант, также поступили и некоторые властные экономисты из других стран: Китая, Индии, Бразилии и т.д. – стран с бурно развивающейся экономикой. И кому все отдали свои кровно заработанные деньги?  Государству, которое называет себя гарантом Свободного Рынка и рыночных отношений, то есть США – сильной и богатой стране. Стране с высоким уровнем жизни отдали свои средства страны с очень низким уровнем жизни и доходов (надо отметить, что из четверки стран БРИК в России все же уровень жизни значительно выше, но это не означает, что надо было отдавать деньги богатому «дяде»). Такой стабилизационный фонд, конечно, мог бы помочь в случае только внутренних экономических неурядиц, которые могли возникнуть в результате внутренней политической нестабильности – ну, например, на выборах в России к власти пришли бы коммунисты – да, тогда бы не обошлось без экономического коллапса и стабилизационный фонд, размещенный в американских ценных бумагах, сильно бы пригодился правительству.

И ещё, как бы всему мировому сообществу в насмешку, США через разные необеспеченные кредиты раздали всем неимущим «дома и хаммеры». За эти необеспеченные кредиты заплатят другие страны, в том числе, и Россия.  Но так как все мировые банковские структуры, в основном, завязаны на американские банки и у них же берут кредиты, то все особенно не протестуют. Разве российские ведущие экономисты не знали об этом? Разве не знали они, что нельзя вкладываться только в ценные бумаги США? Да любой взрослый человек, когда кому-то даёт взаймы денег, знает возможность их невозврата, и только тот, кто не верит в своё будущее, может отдать свои деньги большому сильному «дяде», который по совместительству и полицейский, и судья, и вообще самый лучший и авторитетный. Никому из живущих в России людей не придёт в голову пойти и отдать все заработанные деньги в самый лучший российский банк, так почему же можно отдать деньги всей страны в чужой банк? С точки зрения реальной экономики это объяснить невозможно.

Особенности формирования, использования и управления Резервным фондом

Резервный фонд является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечить выполнение штатом своих расходных обязательств в случае снижения нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны путем снижения инфляционного давления и уменьшения зависимости национальной экономики от колебаний доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации, источниками формирования Резервного фонда являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта нефти, а также доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Максимальный размер Резервного фонда установлен на уровне 10% от прогнозируемого ВВП России на данный финансовый год.
Цели управления
Целями управления Резервным фондом являются обеспечение сохранности активов Фонда и стабильного уровня дохода от их инвестирования в долгосрочной перспективе. Управление активами Фонда в указанных целях допускает возможность отрицательных финансовых результатов в краткосрочной перспективе.
Структура управления
Управление Резервным фондом осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации может осуществлять определенные полномочия по управлению средствами Резервного фонда.
Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (отдельно или одновременно):
1) путем покупки за счет средств Фонда иностранной валюты и размещения ее на счетах Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации выплачивает проценты за пользование денежными средствами на указанных счетах в порядке, установленном договором счета;
2) путем размещения активов Фонда в иностранной валюте и финансовых активов, номинированных в иностранной валюте, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда первым способом, т.е. путем инвестирования средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. В соответствии с утвержденным Министерством финансов Российской Федерации порядком расчета и зачисления процентов, начисленных по счетам Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России выплачивает проценты по остаткам средств на этих счетах в размере доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут быть инвестированы средства Резервного фонда и требования к которым утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила инвестирования
Правительство Российской Федерации определяет предельные доли допустимых финансовых активов в общем объеме отчислений в Резервный фонд. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации вправе утверждать нормативные доли допустимых финансовых активов в общем объеме отчислений в Резервный фонд в пределах пропорций, установленных Правительством Российской Федерации.
 

Оценка формирования Резервного фонда и фонда национального благосостояния

Следует отметить, что некоторые СВФ являются публичной информацией, в то время как, например, большинство арабских стран держат эту информацию в секрете. Некоторые страны имеют программы по значительному увеличению существующих резервов. Например, Тринидад и Тобаго, небольшое островное государство (население менее 1,5 млн человек) со значительными запасами нефти и газа, планирует увеличить свой Фонд наследия и стабильности с нынешних $4,8 млрд до $40 млрд к 2020 году. .
Российские фонды национального благосостояния подлежат международному регулированию. Международные требования по ограничению видов и форм инвестиций, раскрытию информации об операциях СВФ закреплены в так называемых «Принципах Сантьяго» , которые, в частности, включают: Правовая база для СВФ должна быть стабильной и способствовать достижению заявленных ими целей; в тех случаях, когда деятельность СВФ может оказывать значительное макроэкономическое воздействие, она должна быть тщательно скоординирована с политикой, проводимой национальными монетарными властями; — статистическая отчетность СВФ должна регулярно представляться государственному владельцу с целью включения этих данных в системы макроэкономических показателей; Публичное раскрытие информации должно быть
Доходы федерального бюджета от нефти и газа складываются из:
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий природный газ, газовый конденсат);
Экспортные пошлины на сырую нефть
Экспортные пошлины на природный газ;
экспортные пошлины на товары, произведенные из нефти.
Определенная часть этих нефтегазовых доходов в виде нефтегазовых трансфертов ежегодно используется для финансирования расходов федерального бюджета. Размер нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере 3,7% прогнозируемого валового внутреннего продукта на тот год, который указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После полного формирования нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определяемом исходя из 10% прогнозируемого на этот год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанной суммы доходы от продажи нефти и газа перечисляются в Фонд национального благосостояния.
С 1 января 2010 года по 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Другим источником формирования Государственного фонда является доход от управления его активами.
С 1 января 2010 года по 1 февраля 2015 года доходы от управления активами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
С 1 января 2010 года по 1 января 2015 года отдельный учет нефтегазовых доходов федерального бюджета не ведется.
Расчеты и перечисления, связанные с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010 года до 1 января 2015 года приостанавливается порядок расчетов и перечислений, связанных с формированием и использованием нефтегазовых доходов Федерального бюджета, нефтегазового трансферта, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
 

Стабилизационный фонд в экономике страны

Классическим пониманием термина является финансовый резерв государства, защищающий экономику от эффекта Гронингена – зачастую еще называемого голландской болезнью.

По сути, эффект Гронингена – ничто иное как негативное воздействие, оказываемое влиянием укрепления реального курса валюты на экономическое развитие страны, которое является следствием бума в отдельном секторе.

Говоря, например, о России, такой эффект наблюдается в случае резкого снижения цен на нефть или газ, от которых зависит формирование бюджета страны и которые могут произвольно изменяться в широком диапазоне. Опасность эффекта Гронингена сложно переоценить, так, например, именно он стал одной из причин краха СССР, а позже привел к кризису 1998 года в стране.

Единственным «лекарством» от голландской болезни стал Стабфонд, созданный в России в 2003 году, который формировался за счет отчислений всех доходов сверх определенной цены за баррель нефти – цены отсечения.

При этом особого восторга такой фонд в «массах» не вызывал, постоянно подвергаясь критике как политиков, так и обывателей. Главным недовольством критикующих был тот факт, что деньги, по сути, лежали мертвым грузом, никак не используясь.

Однако кризис 2008-2009 гг. все расставил по своим местам, позволив государству за счет ранее аккумулированных в стабфонде средств выполнять свои социальные обязательства в сложный для экономики период.

Пенсии и заработная плата бюджетников не только не снизились, но и проходили постоянную индексацию, что в рамках критического положения, при котором государство имело дефицитный бюджет, практически не получая доходов – уже выглядело серьезным достижением.

Стабилизационный фонд в форме страхования

Для небольших компаний стабилизационный фонд в классическом его понимании – роскошь, особенно если предприятие занимается, например, торговлей и его доходность полностью зависит от формирования оборотного капитала.

Однако это не значит, что такой фонд не может проявиться в другом ракурсе. В свое время Джон Рокфеллер сказал: «Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке и ваши дела пойдут в гору». Оспаривать заявление одного из крупнейших финансовых воротил в истории как минимум глупо. В свете рассматриваемой темы нам важен третий фактор, о котором говорил бизнесмен – страховка.

Несмотря на классическое понимание стабфонда, как «горы денег», лежащей где-то в закромах и ожидающей своего часа, современная методика позволяет «обозвать» таким стабилизационным фондом хорошую страховку со множеством дополнительных опций, которая поможет в тяжелое время компании выправить финансовое равновесие.

То есть в таком случае стабилизационным фондом является страховая компания и помимо того, что такая форма не окажется лишней в критической ситуации – она является дополнительным фактором для уверенного выхода на рынок.

Одна из молодых клининговых компаний Ростова-на-Дону сумела за короткое время не только набрать крупных клиентов, но и вытеснить конкурентов за счет банального страхования, которое предусматривало выплаты клиентам компании в случае причинения вреда имуществу ее работниками.

Сегодня это стандартная практика, однако в 2003 году подобные опции в российских страховых компаниях были редки и «создавались» специально под клиента. Руководитель клининга отдал за сертификат более половины заложенного на развитие бюджета, впоследствии ни разу об этом не пожалев и предъявляя его на всех переговорах.

Что такое ФНБ России

Фонд национального благосостояния (ФНБ) — это финансовый резерв страны, который формируется для поддержания стабильности экономики в кризис и обеспечения инфраструктурных проектов государства необходимыми финансовыми ресурсами. ФНБ входит в состав федерального бюджета России. Деньги в него поступают от налогов с доходов от реализации нефти, газа, продуктов их переработки и учитываются отдельно от других бюджетных средств.

Свое начало история ФНБ берет из Стабилизационного фонда, который возник еще в 2004 году для стабилизации экономики. В 2008 году Стабфонд разделили на Резервный фонд и ФНБ. За десять лет ресурсы первого израсходовали, а фонд ликвидировали. Формально его присоединили к оставшемуся Фонду национального благосостояния, который взял на себя функции стабилизации бюджета.

Основные цели создания ФНБ:

  1. Поддержание стабильности пенсионной системы за счет покрытия дефицита ее бюджета.
  2. Софинансирование пенсий, когда государство удваивало сумму добровольных взносов в Пенсионный фонд России. (С 2015 года стать участником программы уже нельзя.)
    Покрытие дефицита федерального бюджета.

Кроме этого, правительство утверждает направления развития инфраструктуры страны, которые могут финансироваться в том числе за счет денег ФНБ. Среди них, например, модернизация железнодорожной инфраструктуры, ликвидация цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России, строительство комплекса по добыче и подготовке газа, завода СПГ на Ямале и др. Полный перечень можно посмотреть на сайте правительства.

Управляет ФНБ Министерство финансов РФ. Часть полномочий переданы ЦБ РФ. На сайте Минфина размещается подробная информация о поступлении и расходовании средств фонда, его размере.

Размер ФНБ с 2008 года вырос почти в 14 раз (с 783,31 до 10 774,98 млрд рублей). Источник данных: статистика Минфина РФ

Размер ФНБ России на сегодня составляет почти 10,78 трлн рублей, или $210,62 млрд (8,1% от ВВП). С начала года и до июня объем средств в долларовом исчислении уменьшался, однако с июня вырос. Это связано со скачками курса рубля по отношению к валюте США. В рублевом исчислении устойчивой тенденции к падению или росту нет.

Ещё по теме:

Вопрос-ответ

24 июня 2022

Правила инвестирования Уоррена Баффета: каких принципов придерживается знаменитый инвестор

11 минут

В мировом рейтинге российский Фонд занимает 15-е место: в долларовом исчислении накопления составляют $210,62 млрд. На 1-м месте пенсионный фонд Норвегии с размером $1 338,2 млрд, на 2-м — Китай ($1 222,3 млрд) и на 3-м — Абу-Даби ($708,75 млрд).

Крупнейшим фондом в мире является государственный пенсионный фонд Норвегии. Его главной целью является обеспечение ответственного и долгосрочного управления доходами от нефтегазовых ресурсов, чтобы это богатство приносило пользу как нынешнему, так и будущим поколениям. С 1998 года размер фонда вырос с $23 млрд до $1 388 млрд, то есть более чем в 60 раз.

Большую часть рыночной стоимости фонда Норвегии составляют доходы от инвестиций. Норвежский фонд инвестирует часть своих нефтегазовых доходов в компании по всему миру — сегодня это 9338 компаний из 70 стран. Основные инвестиционные активы — акции, облигации и недвижимость. В среднем пенсионному фонду принадлежит 1,3% всех зарегистрированных на бирже компаний мира.

Стабилизационный фонд в форме высоколиквидных ценных бумаг

Еще одной формой стабфонда, не предполагающей собой «мертвое аккумулирование» средств, можно считать высоколиквидные ценные бумаги, доходность которых позволит не только сохранить сбережения от инфляции, но и получить прибыль.

Одним из инструментов формирования такого фонда могут стать купонные облигации, выплаты по которым должны происходить в четко рассчитанные сроки. Например, в состав портфеля подбираются бумаги с учетом того, что выплаты происходят ежемесячно в примерно равных объемах.

Тоже можно сказать и об акциях. Правда, в этом случае на распределение дивидендов рассчитывать вряд ли стоит, но аккуратная игра на бирже некой частью фонда позволит сформировать небольшую доходность, в то время как основная часть сбережений должна быть размещена в высоколиквидных бумагах, например, в акциях из списка голубых фишек.

Заключение

Первым фондом национального благосостояния в России стал Стабилизационный фонд — специальный государственный фонд Российской Федерации, созданный и используемый для стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд Российской Федерации был создан 1 января 2004 года и являлся частью федерального бюджета. Фонд был предназначен для балансирования федерального бюджета, когда цена на нефть падала ниже базовой цены (которая была установлена на уровне 27 долларов за баррель Urals на 1 января 2006 года).
Фонд должен был способствовать стабильности экономического развития страны, стать одним из основных инструментов связывания избыточной ликвидности, снизить инфляционное давление и уменьшить зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний доходов от экспорта сырьевых товаров.
Фонд просуществовал до 2008 года, когда он был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые стали современными суверенными фондами благосостояния.
Резервный фонд теперь является частью федерального бюджета. Фонд предназначен для обеспечения выполнения расходных обязательств штата в случае снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии со статьей 96.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации частью средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета, являются.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, снижая инфляционное давление и уменьшая зависимость национальной экономики от колебаний доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации, источниками формирования Резервного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти, являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Существует риск невозврата средств, выделенных на реализацию крупных инфраструктурных проектов . Это проекты модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (150 млрд рублей для ОАО «РЖД»), железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, портового терминала на Дальнем Востоке и угольного комплекса в Тыве (86,86 млрд рублей для ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»), а также проекты по строительству «умных сетей» (1,1 млрд рублей). (1,1 млрд. рублей) и на устранение цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России (27 млрд. рублей) — всего 415 млрд. рублей.
Согласно решению Правительства РФ, в 2014-2016 годах ФНБ инвестирует 150 млрд рублей в привилегированные акции ОАО «РЖД» номиналом 1 000 рублей, держатели которых будут иметь право на ежегодные дивиденды в размере 2% от номинала с 2023 года. SWF станет акционером ОАО «РЖД», купив 5% привилегированных акций компании, и сможет вернуть вложенные средства после приватизации железнодорожной монополии .
Необходимость создания суверенных фондов благосостояния и их расходы являются спорными. Мнение автора совпадает с мнением экономистов и политиков, которые считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для развития экономики. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной экономики, не прибегая к фактическому замораживанию денег в государственном фонде.
Речь идет об обеспечении возврата инвестированных средств, поскольку граждане Российской Федерации должны иметь возможность рассчитывать на социальное обеспечение, предоставляемое государством, а основной целью Государственного фонда является обеспечение устойчивости пенсионной системы в России .
Можно отметить, что средства российских государственных фондов формируются по четко установленным правилам, однако порядок использования средств отсутствует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: