Наше время: возвращение авторитета
Новое десятилетие готовит для учителя новые испытания, но с 2010-х отношение к педагогам изменилось. Хотя мы еще окончательно не вернулись к формулировке «учитель — это звучит гордо», теперь учитель — это человек. У него есть миссия, он интересен как личность, к нему нужно присмотреться, понять, с ним можно поговорить.
Проблемы молодого современного учителя отражены в короткометражном фильме «Сложноподчиненное» (2019). Главный герой — молодой петербуржец, устроившийся в провинциальную школу учителем литературы и русского, — отличается от стереотипного российского педагога. Он стильно выглядит, держится на равных с учениками, учит детей не шаблонным знаниям, а мысли. Молодой педагог оказывается ближе к своим подопечным, чем к коллегам, которые принадлежат другому времени и культуре. За это его и ценят дети.
«Сложноподчиненное» (2019). Учитель видит способности в своем ученике и стремится раскрыть их в комфортных для того условиях: спрашивает отрывок стихотворения на футбольном поле, в перерывах между игрой.
Идея учителя-нового героя нашего времени легла в основу сериалов «Иванько» (2020), «Учителя» (2018). У их персонажей — педагогов — есть личная жизнь, свои проблемы и заботы, но профессия становится для них способом изменить мир, помочь детям найти верное направление и самим учиться новому как у них, так и вместе с ними.
Известность и постоянная критика
Как педагог, Макаренко стал известным благодаря Харьковской школе. Его много критиковали, но и подражали. Потом сместили с должности, и Макаренко опять уехал в другую коммуну, где обустроил жизнь, обучение и труд новых воспитанников. Там беспризорники научились делать фотоаппараты «ФЭД».
Его воспитанники стали получать хорошие деньги за свой труд, даже путешествовали по стране. Однако Макаренко «уволили», и зарплата беспризорников стала в разы меньше с новым руководством.
Одна часть идей педагога применялась, а другую часть считали чуждой советской власти. Макаренко всегда был в опале и ежедневно жил под угрозой ареста, ну как и многие в то время. Еще у педагога имелся семейный секрет, о котором мало кто знал: брат Семена – Виталий, сражался в Гражданскую на стороне белых и потом эмигрировал.
Макаренко тщательно скрывал эту информацию, не поддерживал общения с братом. Но вот его жену, оставшуюся в России, не оставлял – помогал ей, а племянницу Олимпиаду сделал приемной дочерью. Вы знаете, наверное, Екатерину Васильеву, знаменитую советскую актрису? Она доводится внучатой племянницей Антону Семеновичу, то есть дочкой той самой Олимпиады.
От Елизаветы Антон ушел, прожив с ней 20 лет, хотя говорили, что это был брак по переписке, что они никогда не жили вместе, даже находясь в одном городе. Однако доподлинно сейчас судить трудно. Он официально женился на Галине Сталько, усыновил ее ребенка, но своих детей педагогу так и не довелось вырастить.
Зато он «усыновил» сотни и сотни беспризорников, дав им надежду на нормальную жизнь, обучив и устроив. Правила и системы Макаренко изучают в школах и институтах, применяют в трудовых коллективах, и сегодня даже берут за основу в управлении крупными корпорациями.
Критика от Горького
После школы Макаренко отучился год на педагогических курсах, а потом сам стал заниматься преподаванием. Они с Елизаветой продолжали жить в городе Крюкове. Макаренко устроился в местную школу, учил детей русскому языку, черчению и рисованию. Но, понимая, что не обладает достаточным уровнем знаний, Антон поступил в учительский институт г. Полтавы.
Как раз в те годы он почувствовал, что имеет талант к писательству. Стал сочинять небольшие рассказы. И как-то решился один отослать Максиму Горькому. Писатель редко кому отвечал, а тут накатал сокрушительный ответ, где раскритиковал весь рассказ и заявил, что из Макаренко писатель никудышный.
Конечно, Антон расстроился. Да так, что потом больше не писал ничего целых 13 лет. Правда, это не помешало ему сдружиться с писателем, и он даже назвал в честь Горького свою школу-колонию. Именно про эту школу была написана знаменитая «Педагогическая поэма».
2000-е годы: маргинал
Опасное время прошло, а вопросы остались. Взгляд на учителя и преподавание изменился, но не в лучшую сторону.
Учитель в этот период — изгой, отщепенец, шукшинский «чудик». Он не умеет обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги. Такое поведение не вписывается в нормы времени, и педагог становится хранителем того, что уже не нужно ученикам, противоречит устройству нового мира.
Хорошо раскрывается образ учителя того времени в фильмах «Все умрут, а я останусь» (2008), «Розыгрыш» (2008), сериале «Школа» (2010). Педагоги уже не пытаются раскрыть перед учениками мир знаний, так как это вызывает лишь насмешки, отрицание и оскорбления в их адрес. Они слишком сильно отстали от современности, запутались в собственной жизни и потому, по мнению детей, не достойны доверия и уважения.
Ставший классикой роман А. Иванова «Географ глобус пропил» (2003) отражает тягостное положение учителя и жестокое отношение к нему учеников. Главный герой Служкин идет в школу только потому, что больше работать негде, а содержать семью нужно. Он не знает, как построить правильные отношения с девятиклассниками, и получается, что с одним классом учитель обращается как с близкими друзьями, даже позволяет себе с ними выпить, а с другими никак не может наладить отношения. Ученики относятся к географу, скорее, не как к учителю, а как к человеку подневольному, над которым можно посмеяться и у которого нет авторитета и влияния.
Учителя, которые не могут найти своего места в жизни, стать частью новой действительности, показаны и в рассказах Ю. Буйды «Химич» (2011), А. Геласимова «Нежный возраст» (2004).
Учитель в СССР: образец для подражания
С 1960-х годов в СССР практически любое кино, ориентированное на детей 12-16 лет, обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей.
В советское время профессия учителя считалась престижной: педагог был человеком авторитетным и уважаемым. Он учил и воспитывал согласно государственным ценностям, идеологии, но при этом с душой и энтузиазмом относился к своему делу. К учителям — строгим или мягким, но любящим и болеющим за своих учеников — шли за советом, делились с ними личным и сокровенным.
Трепетное отношение к педагогам можно увидеть в таких фильмах, как «Доживем до понедельника» (1968),»Большая перемена» (1972), «Внимание, черепаха!» (1969), «Весна на Заречной улице» (1956), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). «Доживем до понедельника» (1968)
Илья Семёнович, несмотря на внешнюю строгость и требовательность, готов с жаром защищать своих учеников. Он старается сделать уроки интересными и полезными, а для ребят он — человек, на которого нужно равняться
«Доживем до понедельника» (1968). Илья Семёнович, несмотря на внешнюю строгость и требовательность, готов с жаром защищать своих учеников. Он старается сделать уроки интересными и полезными, а для ребят он — человек, на которого нужно равняться.
На страницах художественной литературы педагоги — тоже пример для подражания. В таких произведениях, как «Уроки французского» (1973) В. Распутина, «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова, «Жизнь и приключения чудака» (1981) В. Железнякова, учителя — не просто «трансляторы» знаний, а интеллигентные, тонкие, чуткие наставники.
Вопрос о хосписах
Широкая известность к Ольге Паутовой пришла в декабре 2016-го, когда как корреспондент «Первого канала» она поучаствовала в традиционной ежегодной пресс-конференции президента России. Журналистка спросила у Владимира Путина, с чем связано почти полное отсутствие в стране детских хосписов (на тот момент их работало всего три).
На уточняющий вопрос, не пора ли государству вмешаться в затянувшееся строительство московского детского хосписа, президент ответил, что раз стройка идет на деньги благотворителей, то те несут за это полную ответственность, поэтому им нужно довести дело до конца самим
В конце своей речи президент все же выразил надежду, что городские власти обратят на ситуацию внимание
Смелый вопрос не сказался отрицательно на карьере журналистки, и она была одним из помощников на прямых линиях с Путиным в 2017 и 2019 годах.
Колония для босяков
Сожительница Макаренко тоже стала преподавать, закончив курсы. Она смогла стать ценным работником, поэтому Елизавете предложили должность директора колонии для беспризорников. Таких детей после Первой мировой и революции стало много, и власти решили их контролировать. Однако Елизавета уступила это место Антону Макаренко.
Колония была организована в маленьком селе под Полтавой. Антон Семенович активно взялся за дело, и в колонию стали съезжаться подростки с запятнанным прошлым. Педагог пришел в шок от того, что предстало перед его глазами в первые дни. С этими беспризорниками было трудно справиться, для них не было авторитетов, они даже угрожали молоденькому директору.
И пока он размышлял о системе воспитания, юные хулиганы стали грабить в соседних деревнях, брали все без спросу, хамили, дрались между собой и учиться, разумеется, не собирались. На работу в колонию педагоги идти не хотели, все боялись этих босяков.
«Ледниковый период»
Еще в середине нулевых на отечественном ТВ появился новый жанр программ – ледовые шоу. Их продюсером выступает Илья Авербух. В стартовавшем осенью 2020 года седьмом сезоне «Ледникового периода» удалось засветиться и Ольге Паутовой.
Напарником Ольги Паутовой стал Максим Шабалин, бронзовый призер Олимпиады в Ванкувере в танцах на льду и двукратный чемпион Европы (в паре с Оксаной Домниной). Пара продержалась недолго, уже по итогам седьмого выпуска они вылетели, заняв итоговое 12-е место. После вылета журналистка поблагодарила напарника за то, что он спасал ее из стольких ситуаций. По ее словам, именно благодаря Максиму, она узнала, что такое настоящий партнер.
По словам журналистки, «Ледниковый период» она обожала еще в подростковом возрасте. Когда делали сюжет к юбилею «Первого канала», молодых сотрудников спрашивали про их первое воспоминание о телеканале. Ольга назвала две передачи – «Что? Где? Когда?» и «Ледниковый период». В руководстве канала узнали об этом и предложили сотруднице поучаствовать. Если для Паутовой седьмой сезон был дебютным, то вот Шабалин уже дважды к тому моменту принимал участие в шоу.
Хореографом шоу выступил Даниил Глейхенгауз, а во главе жюри оказалась легенда отечественного тренерского цеха Татьяна Тарасова. Вести шоу доверили олимпийским чемпионам Алине Загитовой и Алексею Ягудину.
Система воспитания и трудности
В итоге Макаренко поделил ребят группами, в каждой сбалансировав «плохих» и «хороших» детей. Он постоянно им твердил, что теперь колония для них дом, они могут делать что хотят, и все, что будет происходить здесь – полностью зависит от них. Если они будут ломать мебель и выбивать окна – никто не отремонтирует и не вставит новые. Если порвут одежду в драках – станут мерзнуть, новой никто не даст. Откажутся от ухода за огородом и животными – им просто нечего будет приготовить, чтобы поесть.
Макаренко настаивал, что педагоги – это помощники, а не враги. У них коллектив, где каждый уважает друг друга и заботится о соседе. Ребята должны были соблюдать всего 4 принципа: ощущение дома, уважение, дисциплина и труд. И если воспитанники научатся жить среди общества, то они могут подружиться с жителями деревни, вместе гулять на праздниках и даже устраивать театральные представления.
После того, как педагог видел, что коллектив становился сплоченным, Макаренко доверял подросткам управление. Ребята начинали отвечать за ключевые процессы жизни, и обращались к учителям, если только сами не справлялись. Так они росли в личностном плане и становились самостоятельными.
Каждый день начинался с «ритуалов»: гигиена, еда, правила поведения и быта, учеба. Они жили комфортно, но при этом не нарушали личные границы других детей. Основа системы Макаренко – это труд, в котором был виден его результат. Подростки должны были знать, ради чего работают: им объяснялась польза и мотивация (например, делали запчасти для машин – польза, и получали деньги за это – мотивация).
Спустя какое-то время у педагога получился большой конфликт, он наказал ученика в ответ за хамство. И Макаренко чуть не уволили. Вмешался Горький, обустроив отъезд Антона Семеновича в колонию под Харьковом, куда потом перебралась большая часть учеников и учителей. Именно про эту школу потом писали во всех педагогических учебниках.
2010-е годы: боец
Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы.
Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.
«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика
Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой:
Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам.
Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.
Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.
1990-е годы: неудачник
После распада СССР, в 1990-е — время преступности, вседозволенности, жажды наживы и лучшей жизни — складывается образ учителя-неудачника: человека, который работает в школе только потому, что не смог найти себя в новой реальности. Такой учитель обижен на весь мир: он ведет уроки за копейки, получая взамен нервную работу и неуправляемых подростков.
Из «светоча знаний» и «образца человека» учитель превратился в носителя никому не нужных моральных ценностей, «интеллигента», который не умеет жить.
Жизнь учителей и школьные проблемы постперестроечных 1990-х показаны в молодежном сериале «Простые истины» (1999-2003). Создатели сериала показывают педагогов, не идеализируя их, — это люди со своими проблемами, достоинствами и недостатками. Ученики часто оказываются опытнее взрослых в житейских вопросах — о «новых принципах жизни» учителя узнают от детей. Герои короткометражек С. Багирова «Равноправие» (1993) и «Рыпкина любовь» (1993) гиперболизированно демонстрируют негативные стороны педагогов: лицемерие, пассивность, глупость. В «Рыпкиной любви» образы учителей доведены до ничтожности.
«Рыпкина любовь» (1993)
В. Сорокин в рассказах «Сергей Андреевич», «Поминальное слово» (оба — 1998 год) изображает учителя с иронией. Это человек, который учит детей сентиментальным восторгам и одновременно — хищническому отношению к природе. Он не видит в этом противоречия, потому что уверен, что учить следует и тому, и другому. Педагог, потерявший ориентиры, смог вызвать у детей приязнь и любовь, но не смог вложить в них духовность, воспитать моральные качества.
Травля сверстниками и утешение в объятиях жены священника
В семье железнодорожного рабочего родился сын Антон. Он рос слабеньким и часто болел, отец приучал его к чтению, так как сам обожал читать. Маленького Антона часто обзывали ребятишки, так как у мальчика всегда был красный нос, распухавший в холодное время года и очки. Он стал нелюдимым замкнутым. А то, что мальчик хорошо учился, совсем не добавляло ему популярности среди сверстников.
К 17 годам Антону уже настолько надоели придирки и издевательства сорванцов, что он решил покончить с жизнью. Однако от этого шага парня удержал местный священник, который проводил с ним беседы, убеждал, что все в жизни наладится, стал ему близким другом. И посоветовал поговорить со своей женой – Елизавету все считали доброй и понимающей женщиной.
И зря. Для самого священника. Попадья Елизавета часто ходила к юному Антону, увещевала его, успокаивала. И в один прекрасный день осталась с парнем на 8 лет младше, забыв, что она жена священнослужителя. Был ужасный скандал, отец выгнал Антона из дома. Они стали жить вместе, однако по закону она все равно считалась супругой священника. Антон был влюбчивым мужчиной, часто посматривал на других женщин, но Елизавета все ему прощала.