Начнем с теории
Понятие неотфактурованной поставки приведено в п.36 Методических указаний по учету МПЗ. Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). В этом же пункте поясняется, что к неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. Также нельзя отнести к неотфактурованным поставкам товары, поставщик которых неизвестен. В этом случае организация принимает меры по его установлению и получению от него расчетных документов. А до того времени в случае приемки товаров на склад отражает их на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». На практике договоры поставки могут содержать условие об особом переходе права собственности на товар (например, право собственности на покупные изделия переходит только после оплаты товара).
Какое отношение все это имеет к рассматриваемому вопросу? Оказывается, самое прямое. Бухгалтер в случае поступления товара без документов должен четко представлять себе: имеет ли организация право учитывать данный товар на балансе либо в случае, если право собственности на товар от поставщика покупателю не перешло, снова отнести товар на забалансовый счет 002. По сути неотфактурованные поставки смело можно отражать в учете, если поставщик известен и торговая организация работает с ним длительное время. Если же это новый контрагент, бухгалтер как минимум должен изучить условия договора поставки о переходе права собственности на товар.
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с заполнением акта о приемке материалов, который составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта, второй экземпляр направляется поставщику (п. 37 Методических указаний по учету МПЗ). Так как для торговых организаций Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены отраслевые формы первичной учетной документации, отражать неотфактурованные поставки, по мнению автора, целесообразнее, используя именно их. Например, форма N ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» предназначена для оформления приемки и оприходования фактически полученных ТМЦ, поступивших без счета поставщика, то есть для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Отметим, что в Указаниях по применению и заполнению названной формы сказано, что один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Следовательно, работнику, ответственному за составление подобных актов, необходимо оформить его как минимум в трех экземплярах для отправки последнего экземпляра поставщику.
Утвержденные формы
Форма акта о приемке, неотфактурованных ценностей зависит от их вида.
Для приемки материалов
Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов.
Акт о приемке неотфактурованных материалов оформляется на бланке первичного учетного документа по форме № М-7 «Акт о приемке материалов», утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Для приемки товаров
Формы первичной учетной документации по учету товаров утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
По неотфактурованным товарам акт оформляется на форме № ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика».
Для приемки тары
По таре используется бланк формы № ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика», утвержденной постановлением Госкомстата № 132. Данный документ используется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.
На основании вышеназванных документов организация может оприходовать имущество и использовать его для хозяйственных нужд.
Превентивные методы борьбы с неотфактурованными поставками
В заключение хотелось бы заметить, что проблемы, возникающие у организации из-за принятия неотфактурованных поставок, могут стать причиной убытков. Убытки могут возникнуть из-за того, что не было возможности вовремя принять к вычету НДС (образовалась излишняя переплата налога в бюджет), а также воспользоваться в производственных целях полученными материалами (произошла задержка производственного процесса; нарушены сроки договора; не выполнен заказ; заказчик подал в суд за срыв сроков выполнения договора и т.д.). Таким образом, решить вопросы неотфактурованных поставок лучше всего на стадии заключения договора, когда обговариваются обязанности поставщика по передаче вместе с товаром правильно оформленных первичных документов, в том числе и счета-фактуры. В договоре следует указать размер и условия применения штрафных санкций за нарушение поставщиком обязанности передачи первичных документов, на основании которых организация может потребовать возмещения убытков от поставщика в соответствии с положениями ст.15 «Возмещение убытков» ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Р.А.Митрофанов
Эксперт журнала
«Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения»
Вычеты по НДС
Основная «налоговая» проблема по неотфактурованным поставкам — это принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям.
В налоговом учете без первичных документов возместить НДС по приобретенным материальным ценностям нельзя, кроме того, независимо от даты получения соответствующих бумаг налог на добавленную стоимость принимается к вычету только после оприходования или оплаты ТМЦ на основании счета-фактуры, предоставленного поставщиком (п. 1 ст. 172 НК).
Возникает закономерный вопрос: как правильно действовать бухгалтеру в случае поступления неотфактурованного имущества?
В принципе Налоговый кодекс предоставляет некоторые возможности бухгалтеру для того, чтобы в случае поступления неотфактурованных поставок он мог составить счет-фактуру самостоятельно и соответственно принять к зачету «входной» НДС.
Один из вариантов решения проблемы — это ждать документы от поставщика. И далее действовать в общеустановленном порядке. В этом случае организация задерживает принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, но в то же время налоговые риски по НДС сводятся к нулю.
Другой вариант более рискованный и трудоемкий, но вполне допустимый — организация может самостоятельного оформить «входящий» счет-фактуру при соблюдении определенных условий.
Дело в том, что перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, указанных в статье 169 Налогового кодекса, является закрытым. Поэтому данный документ может быть подписан лицами, уполномоченными на то руководителем организации, то есть он подписывается руководителем и главным бухгалтером компании либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени фирмы (п. 6 ст. 169 НК).
Высший налоговый закон не содержит ограничений по назначению должностных лиц, имеющих право подписи счетов-фактур за руководителя организации. При выставлении такого документа индивидуальным предпринимателем он подписывается самим гражданином или уполномоченным им лицом с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации ПБОЮЛа.
Таким образом, если бухгалтер знает о том, что расчетные документы от конкретного поставщика могут не поступить или поступят с опозданием, то он может сам составить счет-фактуру. При этом необходимо получить от руководителя организации-поставщика доверенность на подпись данного документа и принять к вычету «входной» НДС. Возможно, организацией-поставщиком выписана доверенность на водителя, который без расчетных документов привез груз. В этом случае он и будет подписывать счет-фактуру.
Документальное оформление неотфактурованных поставок
Товарно-материальные ценности, поступившие в организацию без расчетных документов и признанные неотфактурованными поставками, в любом случае, должны быть приняты к учету и документально оформлены.
Согласно п.37 Методических указаний неотфактурованные поставки ТМЦ должны быть приняты на склад организации-получателя с составлением акта о приемке материалов в двух экземплярах. Оприходование поступивших ценностей производится на основании первого экземпляра акта. Второй его экземпляр направляется организации-поставщику.
Для целей документального оформления неотфактурованных поставок используется бланк первичного учетного документа по форме N М-7 «Акт о приемке материалов» <5>. Он применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Также акт оформляется при приемке материалов, поступивших без документов, — он является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
<5> Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением необходимых документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр — в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
По другим ценностям, которые не являются материально-производственными запасами, составляются следующие документы:
- По товарам — «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (форма N ТОРГ-4 <6>). Данный документ применяется для оформления приемки и оприходования фактически полученных ТМЦ, поступивших без счета поставщика — то есть для любого поступления ТМЦ в организацию по фактическому наличию. Эта форма составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица.
<6> Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
- По таре — «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика» (форма N ТОРГ-5). Названная форма используется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара. Составляется в двух экземплярах: первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
В актах следует указывать на отсутствие определенных расчетных документов, предусмотренных договором, в связи с чем поставки считаются неотфактурованными.
Пунктом 38 Методических указаний на организацию-получателя возлагается обязанность по получению (истребованию) от поставщиков расчетных документов по поступившим ТМЦ. Если поставщик неизвестен, дополнительно должны приниматься меры по его установлению.
Вышеназванные документы необходимо оформить сразу после поступления ТМЦ, заверить их подписями ответственных лиц продавца и покупателя и скрепить печатями. На их основании организация может оприходовать имущество и использовать его для хозяйственных нужд.
Бухучет неотфактурованных поставок
Кладовщик или бухгалтер должен предоставить выписку акта о принятии объектов. В этот же момент определяется стоимость поставки, которая будет оказана. Стоимость продукции может определяться следующим способом:
- На основании информации, прописанной в договоре, спецификации и прочих документах, которые имеются.
- Стоимость, названная контрагентом в процессе беседы.
- Стоимость, утвержденная в учетной политике фирмы.
- На основании рыночных цен.
Для фиксации поставок имеет смысл открыть вспомогательный субсчет 4 с соответствующим названием. Открывается он к счету «Расчеты с поставщиками».
Бухгалтерские проводки
При поступлении неотфактурованных поставок прописываются следующие проводки:
- ДТ10 (41) КТ60. Учет поставки, на которой нет документов.
- ДТ10 (41) КТ60. Сторнирование стоимости поставки по неотфактурованным поставкам.
- ДТ10 (41) КТ60. Учет стоимости составляющих поставки при поступлении нужных документов.
- ДТ19 КТ60. Учет НДС по поставкам (вносится до поступления документов).
- ДТ19 КТ60. Сторнирование НДС (актуально в том случае, если стоимость товаров изменилась при поступлении документов).
- ДТ19 КТ60. Учет НДС на основании счета-фактуры.
Сведения вносятся в бухучет сразу после того, как поставка пришла в компанию. Как правило, информация будет корректироваться в дальнейшем.
Пример
Компания «Луна» заключила соглашение с контрагентом на покупку муки. Мука была получена в июне без сопроводительной документации. В июне мука была использована для изготовления хлеба. Оприходование производилось по рыночным расценкам. Общая стоимость продукта составила 110 тысяч рублей. НДС равен 10 тысяч рублей. В июне хлеб был распродан. Поставка учитывается на счете 10. При этом счета 15 и 16 не будут задействованы. Списание выполняется по себестоимости товара за штуку. В июле компания получила расчетные бумаги. На их основании стоимость равна 121 тысяч рублей. НДС при этом составил 11 тысяч рублей. В июне компания «Луна» отражает эти проводки:
- ДТ10 КТ60. Сумма: 100 тысяч рублей. Учет продукта по рыночным расценкам.
- ДТ19 КТ60. Сумма: 10 000 рублей. Учет НДС по поставке без документов.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 100 тысяч рублей. Отпуск продукта в производство.
- ДТ43 КТ20. Сумма: 100 000 рублей. Учет себестоимости хлеба.
- ДТ62 КТ90-1. Сумма: 143 тысячи рублей. Фиксация выручки от продажи хлеба.
- ДТ90-2 КТ43. Сумма: 100 000 рублей. Списание реальной себестоимости.
- ДТ90-3 КТ68. Сумма: 13 тысяч рублей. Начисление НДС от выручки.
- ДТ51 КТ62. Сумма: 143 000 рублей. Поступление средств за продукцию.
В июле нужно зафиксировать следующие проводки:
- ДТ10 КТ60. Сумма: 100 тысяч рублей. Сторнирование стоимости продукции, которая поступила в компанию.
- ДТ19 КТ60. Сторнирование суммы НДС.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 100 тысячи рублей. Сторнирование стоимости продукции, которая была направлена в изготовление хлеба.
- ДТ43 КТ20. Сумма: 100 тысячи рублей. Сторнирование себестоимости хлеба по рыночным расценкам.
- ДТ90-2 КТ43. Сумма: 100 000 рублей. Сторнирование списания реальной себестоимости муки.
- ДТ10 КТ60. Стоимость: 110 000 рублей. Учет стоимости муки на основании документации.
- ДТ19 КТ60. Стоимость: 11 000 рублей. Учет НДС, указанный поставщиком.
- ДТ68 субсчет «Расчеты по НДС» КТ19. Сумма: 11 тысяч рублей. Принятие к вычету НДС.
- ДТ20 КТ10. Сумма: 110 000 рублей. Учет реальной себестоимости продукции в тратах на изготовление хлеба.
- ДТ43 КТ20. Стоимость: 110 000 рублей. Учет себестоимости хлеба по тем расценкам, которые указаны в поступивших бумагах.
При поступлении бумаг с точной информацией нужно обязательно откорректировать ранее вписанные значения.
?
, – () – – , . .
, (.1 .9 N 129- <1>), (.1 .172 ). , , (.1 .252 ).
<1> 21.11.1996 N 129- ” “.
.36 <2> ( – ) , , (, , – , ).
<2> – , . 28.12.2001 N 119.
, , . .
, , (), .
, , , , – . 002 “- , “.
– 002 , – – . , ” “, . , , , (.23 <3>), (.8 9/99 <4> .8 .250 ).
<3> , . 29.07.1998 N 34.<4> ” ” 9/99, . 06.05.1999 N 32.
– , , , .
.37 – . . -.
N -7 ” ” <5>. , , . , , – , .
<5> 30.10.1997 N 71 ” , , , , “.
() . ( ..) : – , – .
, – , :
- – ” , ” ( N -4 <6>). , – . . , – .
<6> 25.12.1998 N 132 ” “.
- – ” , ” ( N -5). , , , . : , .
, , .
38 – () . , .
, . .
, (.38 ).
. , .39 , . :
- ;
- , , , ;
- , .
, N 135- <7> , .
<7> 29 1998 . N 135- ” “.
.40 . . , .
, , , .
, :
) ;
) ;
) , , :
- ( , );
- ( , ) (.41 ).
1. 20 2004 . “-” 10 . . , 650 . . 20 2004 . , 708 ., – 108 .
, . | |||
20 2004 . | |||
,
(650 . 10 .) |
10-1-1 <8> | 60 | 6 500 |
20 2004 . | |||
, , |
10-1-1 | 60 | (6 500) |
10-1 | 60 | 6 000 | |
19 | 60 | 1 080 |
<8> ” “.
2. 1, , 20 2005 .
, . | |||
20 2004 . | |||
,
(650 . 10 .) |
10-1-1 <9> | 60 | 6 500 |
20 2005 . | |||
, , |
10-1-1 | 60 | (6 500) |
10-1 | 60 | 6 000 | |
19 | 60 | 1 080 | |
, |
60 | 91-1 | 500 |
<9> ” “.
-, (.1 .172 ). , , , , . : , , – , , “” .
– , .169 , . , , , (.5 .169 ). , – .
-, , , : – , ( ) (.6 .169 ).
, – . – – , . , , , -. – “” .
. , – , , , . , -. , , , -, , – .
, , – , ” “, ( , ) – . , , “”.
, , – . , , () . – , , . , , .
, , – <10> , .
<10> -, , . 02.12.2000 N 914.
, . , 28.05.2003 N -40/2727-03, . , , .1 .122 .
, – , . – .
, . , – .
, – . 29.05.2003 N -40/3264-03 25.08.2003 N 09-2592/03-.
, , -, “” -. , .
“” – , – , . “” -, -, – .
, , – , . – , ( ), ( ; ; ; ..). , , , -. , .15 ” ” : , , , .
, , , , ( ), , , ( ).
..
”
“
Что собой представляют неотфактурованные поставки?
Неотфактурованные поставки – это партия продукции, которая поступила в компанию без расчетной документации, предоставляемой поставщику. Почему в названии поставок фигурирует счет-фактура? Ранее на его основании осуществлялись все безналичные расчеты. Рассматриваемый порядок операций больше не актуален, однако прежнее наименование осталось.
Как отражать в бухгалтерском учете неотфактурованные поставки?
Отсутствовать могут следующие документы:
- Счет на оплату.
- Счет-фактура.
- Накладные (товарно-транспортная и товарная).
- Спецификации.
Важно! Если одной из этих бумаг нет, поставка будет считаться неотфактурованной. Ситуация с отсутствием документов встречается довольно часто
Бумаги могут быть предоставлены позже факта поставки.
Признаки неотфактурованной поставки
Неотфактурованная поставка должна обязательно характеризоваться следующими требованиями:
- Наличием договора с контрагентом, на основании которого выполнялась отгрузка продукции. Если товар поступил в компанию по ошибке, договор отсутствует, поставка не будет считаться неотфактурованной. Заносить ее на баланс не требуется.
- Поступлением товара в компанию без первичной документации.
Вопрос: Как отразить в учете поступление материалов без расчетных документов поставщика (неотфактурованную поставку)?На склад организации от поставщика поступили материалы без расчетных документов. В сопроводительных документах указаны только количество материалов и номер договора поставки. Согласно договору поставки стоимость данных материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).Расчетные документы на данные материалы поступили от поставщика в следующем квартале. Стоимость материалов, указанная в расчетных документах, совпадает с договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления расчетных документов. Организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов.Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.Посмотреть ответ
Неотфактурованными могут считаться следующие объекты:
- Материалы.
- Продукция.
- Оборудование.
Услуги также могут быть неотфактурованными, если они не сопровождаются документацией.
Вопрос: Как отразить в учете неотфактурованные поставки, если организация применяет ФСБУ 5/2019 «Запасы»?На склад организации по транспортной накладной поступили материалы без указания цены за единицу товара. В транспортной накладной было указано только количество материалов. Согласно договору поставки стоимость материалов составляет 300 000 руб. (в том числе НДС 50 000 руб.).Товарная накладная и счет-фактура поступили от поставщика в следующем квартале. Указанная в них стоимость материалов совпадает с их договорной стоимостью. Отпуск материалов в производство и оплата поставщику произведены после поступления указанных документов.Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.Посмотреть ответ
Какие поставки относятся к неотфактурованным?
Организации и предприниматели иногда сталкиваются с ситуациями, когда поставка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) осуществляется без каких-либо сопроводительных документов или накладные и счета-фактуры представляются поставщиками гораздо позднее, чем сам товар. Такие поставки называются неотфактурованными.
Для бухгалтера неотфактурованные поставки всегда являются большой проблемой, так как без первичных документов нельзя отразить приобретенное имущество в бухучете (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ <1>), а также принять к вычету НДС (п.1 ст.172 НК РФ). Соответственно, и в налоговом учете при поступлении ТМЦ необходимо документальное подтверждение для принятия затрат на приобретение данных ТМЦ в качестве расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли (п.1 ст.252 НК РФ).
<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно п.36 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ <2> (далее — Методические указания) неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
<2> Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов.
В практической деятельности организаций к неотфактурованным поставкам чаще всего относятся поставки именно материальных запасов, однако если организация сталкивается с необходимостью отражения в составе неотфактурованных поставок объектов основных средств, потребленных работ (услуг), последствия этого отражения в бухгалтерском и налоговом учете будут идентичны.
Следует помнить, что к неотфактурованным поставкам не относятся поставки ценностей, право собственности на которые, по условиям заключенных договоров, переходит к организации-покупателю только после их оплаты. В этом случае поступившие до оплаты материальные ценности приходуются на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Товарно-материальные ценности должны быть приняты на ответственное хранение и отражены по забалансовому счету 002 и в том случае, если отсутствуют какие-либо отношения с поставщиками данных ТМЦ и какая-либо информация о поставке ценностей от поставщиков. Если невозможно определить, «откуда пришел соответствующий груз», поставки нельзя отнести к неотфактурованным с отражением записей в бухгалтерском учете. Если организация хочет оприходовать ТМЦ, чтобы использовать их для собственных нужд, то ей необходимо оприходовать ТМЦ как имущество, полученное безвозмездно (п.23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <3>), и увеличить на эту сумму доходы в налоговом и бухгалтерском учете (п.8 ПБУ 9/99 <4> и п.8 ст.250 НК РФ).
<3> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.<4> Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.