Декларация на товары
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:
- заявляемая таможенная процедура;
- сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
- сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
- сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного
союза под таможенным контролем; - сведения о товарах:
- наименование;
- описание;
- классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
- наименование страны происхождения;
- наименование страны отправления (назначения);
- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
- количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
- таможенная стоимость;
- статистическая стоимость;
- сведения об исчислении таможенных платежей:
- ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
- применение льгот по уплате таможенных платежей;
- суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
- курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;
- сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
- сведения о соблюдении ограничений;
- сведения о производителе товаров;
- сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
- сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;
- сведения о лице, составившем декларацию на товары;
- место и дата составления декларации на товары.
Все данные, указывающиеся в таможенной декларации, должны быть подтверждены соответствующими документами или их заверенными копиями.
Таможенное оформление импорта или растаможивание грузов может пройти за минимально возможные сроки, если заблаговременно начать подготовку необходимого пакета документов.
Предоставление некоторые из разрешительных документов должно оговариваться заранее, еще при заключении внешнеэкономического договора.
Для ускорения процесса таможенного оформления товаров ДТ может быть подана до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (предварительное таможенное декларирование товаров).
Для того чтобы ускорить процесс таможенного оформления, владельцы грузов предпочитают обращаться к специалистам в этой области. В обязанности таможенного представителя входят подготовка
необходимого пакета документов, сопровождение всего процесса таможенного оформления, предоставление рекомендаций и разрешение форс-мажорных ситуаций.
Порядок таможенного оформления и контроля товаров
Вне зависимости от характера груза или объема перемещаемой через госграницу продукции, все процедуры начинаются с момента их прибытия в зону таможенного контроля, после чего объекты декларируют устно или письменно в зависимости от того, кто является декларантом, после чего выполняется выбор процедуры и ее цели.
Порядок таможенного оформления и все его основные мероприятия реализуются в рамках определенной процедуры, законодательно определены 17 таможенных режимов (процедур), основными и наиболее часто реализуемыми из которых являются:
- декларирование транзитов;
- оформление на экспорт;
- временные ввоз и вывоз;
- выпуск без пошлины;
- выпуск для реализации на внутреннем рынке;
- передача на склад СВХ;
- отчуждение незаконно перевозимой продукции;
- ликвидация конфиската;
- оформление условного выпуска;
- процедуры реимпорта или реэкспорта и другие.
Одним из основных условий успешного прохождения контроля на таможне является подача достоверной информации о грузе и правильное оформление документов, именно поэтому очень важно, чтобы процедура выполнялась тем, кто хорошо знаком со всеми правилами и особенностями таможенного оформления. Ведь если будет допущена ошибка или внесена недостоверная информация в декларацию, то груз могут задержать на таможне до внесения ясности и получения достоверных сведений или даже конфисковать, а на его владельца наложить штраф
В некоторых случаях предусматривается административная или даже уголовная ответственность
Ведь если будет допущена ошибка или внесена недостоверная информация в декларацию, то груз могут задержать на таможне до внесения ясности и получения достоверных сведений или даже конфисковать, а на его владельца наложить штраф. В некоторых случаях предусматривается административная или даже уголовная ответственность.
Подготовить нужные документы
Мы заранее предупредили клиента, что для женских платьев понадобится ДС — декларация о соответствии техническому регламенту Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Оформление декларации на платья обойдется в среднем в 30 000 ₽.
Если бы платья были детскими, понадобилась другая схема оценки соответствия, по итогам которой выдают сертификат соответствия, а не ДС. На оформление сертификата пришлось бы потратить больше — 80 000 ₽.
Еще один пример, почему важно представить точную спецификацию на товар. Код ТН ВЭД один и тот же, но разница в расходах на оформление сопроводительных документов — 50 000 ₽. Как мы получали декларацию о соответствии
Чтобы получить ДС, нужно провести лабораторные испытания образцов платьев в России или другой стране Таможенного союза. Мы предложили клиенту два варианта, как это можно сделать:
Как мы получали декларацию о соответствии. Чтобы получить ДС, нужно провести лабораторные испытания образцов платьев в России или другой стране Таможенного союза. Мы предложили клиенту два варианта, как это можно сделать:
- Импортировать образцы заранее. В этом случае придется потратить время и деньги на доставку и таможенное оформление образцов, зато таможенное оформление основной коммерческой партии пройдет быстро.
- Взять образцы из основной поставки. В этом варианте клиент сэкономит деньги на отдельной доставке образцов, но потратится на хранение партии и сможет начать продавать платья не сразу, а только после того, как подготовит ДС и предоставит ее в таможню.
Наш клиент планировал регулярно импортировать одежду от одного и того же производителя, поэтому решил заранее ввезти образцы, оформить ДС и предоставлять ее ко всем поставкам от этого производителя.
Мы помогли организовать процесс декларирования соответствия:
- оформили импорт образцов, обычно требуется 2—5 штук, в нашем случае было достаточно двух платьев;
- отдали образцы в лабораторию;
- спустя 15 дней получили протоколы испытаний и помогли клиенту зарегистрировать ДС на сайте Росаккредитации.
В итоге сертификация платьев обошлась предпринимателю в 51 000 ₽.
За что платили | Стоимость |
---|---|
Доставка и растаможка образцов | 17 000 ₽ |
Лабораторные исследования | 30 000 ₽ |
Стоимость платьев, которые использовали как образцы в лаборатории | 4000 ₽ |
Итого за декларирование соответствия платьев | 51 000 ₽ |
Как мы решили вопрос с маркировкой. Кроме ДС, по требованиям техрегламента платья нужно еще и промаркировать.
Если бы ДС получали по образцам из основной партии, маркировать товары пришлось бы в России. Для партии в 500 платьев маркировка обошлась бы в 12 000 ₽ только за нанесение наклеек. Дополнительно пришлось бы заплатить за печать наклеек, хранение, сортировку и переупаковку товара.
Мы оформили ДС заранее, поэтому маркировку сделали на производстве: предварительно прислали поставщику правильный макет этикетки. Это помогло избежать дополнительных затрат.
Основные виды и формы
Законодательством предусмотрено несколько видов таможенных деклараций:
Грузовая. | Является самой распространенной ТД. Составляется при реализации экспортно-импортных операций. Ответственным за оформление назначается распорядитель груза – человек, предоставивший груз в таможенную службу. |
Пассажирская. | Используется в ситуации с перевозом гражданином через государственную границу вещей, которые не используются им для личного пользования. Подобная необходимость обусловлена формированием полной базы данных. |
На транспортное средство. | Как очевидно, применяется при ввозе или вывозе автомобиля за пределы государства или на территорию России. Причем она необходима не только при обстоятельствах, когда ТС покидает страну навсегда, но также актуально и в ситуациях с выездом на временной основе. |
Транзитная. | Обязательна при перевозе грузов транзитом или при перемещении товаров от государственной границы к специальному таможенному складу. |
Касательно предусмотренных форм: выделяются лишь письменная и электронная. Все вышеуказанные позиции строго определены в российском законодательстве и должны быть соблюдены неукоснительно во избежание претензий со стороны уполномоченных ведомств.
Прием, регистрация и учет таможенных деклараций
На первом этапе вы подаете в таможню:
- заполненную грузовую таможенную декларацию (ГТД);
- необходимые для таможенного оформления документы;
- опись представленных документов;
- электронную копию декларации.
Чтобы оформить товар на таможне, вам необходимо подготовить пакет документов. Их можно разделить на шесть групп.
- Регистрационные (учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции, свидетельство о государственной регистрации, справка Госкомстата о статистических кодах, справка из банка об открытии счетов).
- Коммерческие (контракт, соглашение на поставку, спецификация, счет-фактура, инвойс).
- Товарно-транспортные и товаросопроводительные (товарно-транспортная накладная).
- Разрешительные (необходимые лицензии и сертификаты).
- Паспорт сделки (импортной, экспортной, бартерной).
- Документы, подтверждающие уплату таможенных платежей (оригинал платежного поручения, квитанция о внесении наличных денег, чек электронного терминала).
Сотрудник таможни (инспектор) регистрирует ГТД и присваивает ей уникальный регистрационный номер. В правом верхнем углу каждого экземпляра описи инспектор ставит штамп «Декларация принята» и регистрационный номер декларации. Один экземпляр описи возвращают вам.
Затем инспектор проверяет декларацию и ее электронную копию. При обнаружении технических ошибок (например, вы уплатили таможенную пошлину в рублях, а в декларации указали валютный код платежа) вы имеете право в присутствии инспектора исправить ошибки и заверить эти исправления своей подписью и печатью фирмы.
Технология электронного декларирования
Порядок реализации декларирования товаров в электронной форме регламентирован в действующих в настоящее время: приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (далее — Инструкция), приказ ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, приказ ФТС РФ от 01.04.2011 № 695 «Об утверждении Временного порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ТС, в соответствии с Приказом ФТС России от 03.12.2010 № 2330 «О местах декларирования отдельных видов товаров» в случае, если местонахождение данных товаров или место их погрузки и (или) перегрузки (перевалки) не совпадает с местом их декларирования» и рядом других нормативных актов.
Как установлено п. 4 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации, поданной в таможенный орган в электронной форме в формате, определенном ФТС России, и подписанной электронной подписью.
По общему правилу при применении электронной формы декларирования не требуется представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации. Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.
Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться в дальнейшем (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.
При этом бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, могут быть потребованы таможенным органом только:
- в случае выявления рисков, по которым в качестве прямых мер по минимизации рисков предусмотрена проверка бумажных носителей информации;
- если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения данных форм таможенного контроля.
Следует отметить, что если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.
Таким образом, применение электронной формы таможенного декларирования товаров имеет большое будущее и хорошие перспективы развития. Существенная часть рабочего времени должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление, уходит на уведомления и согласования с профильными структурными подразделениями. Приведение всего механизма к электронному знаменателю и автоматизация технических процессов позволит больше времени уделять тщательной проверке документов и сведений, представленных при таможенном оформлении.
Неполная таможенная декларация
В случае если декларант на момент подачи таможенной декларации не может точно заявить сведения о транспортных средствах, перевозящих товары, или о транспортных средствах, на которые будут перегружены товары в пунктах пропуска, транспортных документах и (или) стране назначения товаров или их получателе, может быть подана неполная таможенная декларация. Чаще всего такой вид декларации используется при декларировании товаров, вывозимых железнодорожным или смешанным видом транспорта.
Согласно п. 1 ст. 194 ТК ТС, в случае если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, по причинам, не зависящим от него, в соответствии со ст. 212 Закона он может подать неполную таможенную декларацию, при условии что в ней будут заявлены все сведения, которые необходимы для выпуска товаров, начисления и уплаты таможенных платежей, а также сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений и позволяющие идентифицировать качественные и количественные характеристики товара. Декларант также должен подать в таможенный орган письменное обязательство о предоставлении необходимых сведений в срок, установленный таможенным органом.
Этот срок различается в зависимости от статуса товаров (иностранные либо товары Таможенного союза) и определяется таможенным органом в пределах, установленных Законом:
в отношении иностранных товаров — не более 45 дней с момента регистрации неполной декларации;
в отношении товаров Таможенного союза — устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных и иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом.
Возможность подачи неполной таможенной декларации предусмотрена стандартным правилом 3.13 Генерального приложения к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999), которым установлено, что «…в тех случаях, когда по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, декларант не располагает всей информацией, требующейся для заполнения декларации на товары, разрешается подача предварительной или неполной декларации на товары при условии, что она содержит сведения, признанные таможенной службой необходимыми, и что декларант обязуется дополнить ее в установленный срок» <5>.
<5> СЗ РФ. 2011. N 32. Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ).
При этом все требования таможенного законодательства применяются на день подачи неполной декларации, т.е. принятие таможенным органом неполной таможенной декларации имеет такие же юридические последствия, как и принятие таможенной декларации без особенностей декларирования, и не влечет изменения порядка исчисления и уплаты таможенных платежей. Первостепенное значение названное правило имеет применительно к условиям, которые влияют на уплату таможенных платежей и которые могут меняться в течение определенного периода времени (ставки таможенных пошлин, курсы валют). Эта норма также полностью соответствует стандартному правилу 3.14 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающему, что, «если таможенная служба регистрирует предварительную или неполную декларацию на товары, применяемое к этим товарам тарифное регулирование не должно отличаться от того, которое применялось бы, если бы с самого начала была подана полная и надлежащим образом заполненная декларация на товары». Согласно п. 2 ст. 194 ТК ТС при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени декларант может подать одну таможенную декларацию на все товары. Больше в таможенном законодательстве Таможенного союза по данной тематике ничего нет, и мы снова обращаемся к национальному таможенному законодательству.
Две статьи Закона (ст. ст. 213, 214) регламентируют условия применения данных особенностей декларирования.
Особенности неполного декларирования
Как упоминалось ранее, НТД допускает выпуск продукции в случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не располагает точными сведениями, необходимыми для заявления
Но очень важно учитывать, что в ГТД обязательно отражаются сведения, необходимые для выпуска товаров, начисления и уплаты таможенных платежей, а также сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений и позволяющие идентифицировать качественные и количественные характеристики товара
Требования таможенного законодательства применяются уже со дня подачи НТД, т. е. принятие таможенным органом неполной декларации имеет такие же юридические последствия, как принятие ГТД без особенностей декларирования, и не влечет изменения порядка исчисления и уплаты таможенных платежей.
В целом, при НТД применяются те же требования законодательства ТС, а также порядок исчисления и уплаты платежей, как при подаче полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
Отличия от периодической таможенной декларации
Главное отличие периодической декларации от неполной в том, что ее используют только в случае, когда участник ВЭД владеет точной и полной информацией, требуемой на таможне.
Кроме того, периодическая декларация на груз подается сразу на все товары, которые будут перемещаться через таможенную границу ЕАЭС двумя или более партиями в течение периода поставки по одной сделке (документу) (ст. 116 «Периодическое таможенное декларирование» ТК ЕАЭС).
Ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании производится в пределах количества товаров, заявленного в декларации.
Понятие таможенного оформления: что в него входит
Под этой процедурой имеется в виду передача пакета документов согласно установленному перечню, а также уплата всех пошлин и платежей. Подаваемые документы – основной аргумент, согласно которому таможенный орган принимает решение о том, может ли быть груз перемещен через границу согласно выбранной процедуре. Таким образом, процедура необходима для легализации перевозок грузов через государственную границу.
Таможенное оформление товаров и грузов различной специфики осуществляется согласно установленным требованиям законодательства РФ, которые определяют законность всей процедуры. Имеющиеся правила прохождения границы и ограничения необходимы для того, чтобы внешнеэкономическая деятельность была организована в соответствии с государственными интересами и нормами международного права.
Основные моменты, которые входят в эту процедуру:
- заполнение деклараций на грузы;
- декларирование в устной форме (для физлиц);
- осмотр груза, который перемещают через госграницу, сотрудниками таможни;
- определение кодов ТН ВЭД и расчет пошлин в соответствии с ними;
- оплата обязательных платежей, контроль над их выплатами;
- выдача разрешения на перевозку, которое выдается таможней;
- предоставление всех необходимых дополнительных сведений сотрудникам таможни об объеме, типе перевозимых вещей.
В обиходе этот комплекс мероприятий зачастую называют «растаможкой», помимо перечисленных выше пунктов, сюда также входит временное хранение на складах СВХ при необходимости, а именно до того, как будут завершены все формальности. Заниматься им может как сам владелец груза, так и его представитель – агент. Компания «Гарант Сертификация» является опытным таможенным брокером, наши специалисты выполнят услуги таможенного оформления грузов любого объема и сложности быстро и без лишних проволочек.
Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде
Товары в несобранном или разобранном виде декларируют согласно правилам, закрепленным в статье 117 «Особенности таможенного декларирования товара…» ТК ЕАЭС.
Особенность декларирования такой продукции в том, что одновременно с указанными в статье нормами нужно выполнять еще один ряд условий:
- В отношении предметов торговли выдано решение об их классификации.
- Декларант составляющих частей товара – лицо, которому выдано решение о классификации продукции.
- Декларирование всех компонентов проводится в одном и том же тамож. органе.
- Компоненты продукта ввозятся на тамож. территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.
Решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного перечня товаров (п. 3 статьи 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров…» ТК ЕАЭС).
Провозить несобранные или разобранные предметы торговли можно только при использовании следующих таможенных режимов:
- процедура выпуска для внутреннего потребления;
- процедура экспорта;
- процедура таможенного склада;
- процедура свободной таможенной зоны;
- процедура свободного склада;
- процедуру реэкспорта или реимпорта.
Согласно п. 2 ст. «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде…» 103 Федерального закона №289-ФЗ, до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.
В уведомлении указываются следующие сведения:
- данные о декларанте;
- номер решения о классификации и дата его выдачи;
- планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
- место нахождения груза на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого груза).
Каждая отдельная партия подлежит предъявлению таможенному органу, который будет принимать и оформлять груз.
В соответствии со статьей 111 «Условный выпуск товаров» Федерального закона №289-ФЗ, части продукта, помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента принятия таможней решения о выпуске последнего компонента товара в соответствии с заявленной процедурой.