Расширение возможностей сотрудничества цитаты
1. «В одиночку мы можем сделать так мало. Вместе мы можем сделать так много ». — Хелен Келлер
2. «Собраться вместе — это начало; держаться вместе — это прогресс; работать вместе — это успех ». — Генри Форд
3. «Сотрудничество позволяет нам знать больше, чем мы можем знать сами». — Пол Соларц
4. «Я могу делать то, что вы не можете, вы можете делать то, что я не могу; вместе мы можем делать великие дела ». — Мать Тереза
5. «Индивидуально мы одна капля; но вместе мы океан. — Рюносоке Саторо
6. «Синергия — бонус, который достигается, когда вещи работают вместе гармонично». — Марк Твен
7. «Великие дела в бизнесе никогда не совершаются одним человеком; они сделаны командой людей. ” — Стив Джобс
8. «Многие идеи растут лучше, когда их пересаживают в другой разум, чем тот, в котором они возникли. «- Оливер Уэнделл Холмс
9. «Один человек может быть ключевым элементом в команде, но один человек не может создать команду». — Карим Абдул-Джаббар
10. «Чтобы команда достигла своего потенциала, каждый игрок должен быть готов подчинить свои личные цели благу команды». — Бад Уилкинсон
Кто такой ментор
Менторство существует со времен античности: Аристотель был наставником Александра Македонского, а Сократ — учителем Платона. Ментор в современной трактовке — это эксперт в своей области, который помогает менее опытному человеку строить карьеру, развивать полезные качества и избегать типичных ошибок. По сути, это наставник, который добился успеха и готов бесплатно поделиться своими секретами с другим человеком.
В отличие от руководителя наставника не особо волнует, вовремя ли вы приходите на работу и какие формулы в Excel умеете использовать. Он фокусируется на глобальных вещах: достижении целей и профессиональном росте. Хотя руководитель тоже может быть ментором для своих подчиненных, такие программы наставничества есть у многих компаний. Если среди коллег найти ментора не получается, то всегда можно сделать это вне работы.
Зачем компании необходим ментор?
Аналитики Endeavor Insight проводили исследование с 2003 по 2013 год среди компаний Нью-Йорка и выяснили, что 33% достигли успеха из-за менторства топовых предпринимателей.
Менторинг также делает сотрудников более лояльными к компании. Согласно опросу SurveyMonkey и CNBC, работники, у которых есть ментор, на 10% довольнее своей зарплатой. А место работы хотят сменить всего 25% таких сотрудников, против 40% тех, у кого нет ментора.
Основное преимущество присутствия ментора в компании — передача профессионального опыта. Это выгодно для компании тем, что:
- сотрудники эффективнее достигают целей бизнеса;
- производительность труда персонала заметно увеличивается;
- растет показатель удовлетворенности и лояльности к компании;
- менторство финансово выгоднее других способов обучения.
Кто такой ментор и что такое менторство
Ментор — профессионал, который имеет значительный опыт в индустрии и готов делиться им с менее опытными коллегами. Он передает подопечному не только хард-, но и софт-скиллы.
Менторство — это не трансляция готовых решений и не выполнение задач за менти. Цель наставника — выстроить стратегию достижения успеха для подопечного. Для этого он оценивает проект, формулирует задания и дает обратную связь. Менти должен научиться действовать и добиваться успеха самостоятельно.
Курс
УПРАВЛІННЯ КОМАНДОЮ
Зберіть свою команду мрії та ведіть її до спільної мети.
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!
Наблюдая за учебой менти, ментор может оптимизировать стратегии и методы развития, корректируя и давая постоянный фидбэк, обеспечивая индивидуальный подход к каждому сопровождаемому.
Система менторства для обучения персонала в организации
Формально внедрить систему менторинга можно согласно действующему в компании положению о менторстве. Традиционно, в регламентирующем менторство документе, представлены следующие разделы:
- Цели и задачи менторства в компании.
- Список должностей и профессий, охватываемых системой менторства.
- Формы менторства.
- Требования к ментору.
- Мотивация ментора.
- Обязанности ментора и обязанности протеже.
- Ожидаемые результаты менторства (развитие карьеры обучаемого, «проходной» балл для аттестации).
Однако, формальных шагов часто бывает недостаточно. Мотивирующим фактором для внедрения и развития менторства в компании будет формирование такой корпоративной культуры, в которой менторство воспринимается сотрудниками как оказанная честь, почетная миссия, а не как досадная обременительная повинность. А главным фактором для результативного функционирования данной системы в компании является создание таких условий, при которых ментор находится вне внутренней конкурентной среды с обучаемым.
Без сомнений, многое зависит от профессионализма менторов. Менторство — это мастерство, которому можно и нужно обучать:
- на соответствующих внешних или внутренних тренингах;
- на круглых столах по обмену опытом;
- во время встреч менторов с их собственными менторами.
Менторство — легкодоступный, не требующих серьёзных финансовых вложений, ресурс подготовки кадров, позволяющий получить высокопрофессиональную, вовлеченную команду.
Что читать на тему менторства
На тему менторства можно прочесть следующие книги:
Тимоти Голви «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя сила»
Книга поможет человеку раскрыть свой истинный потенциал, адекватно оценить окружающую обстановку и перспективы, научиться фокусировать и переключать внимание.
Светлина Иванова «Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации»
Автор расскажет о лидерском потенциале и о том, как вырастить грамотного лидера среди своих сотрудников. В книге много кейсов и практических заданий.
Александра Прицкер «Путешествие в менторинг». Практическое руководство о том, как раскрыть свои внутренние ресурсы.
Обязанности ментора
Мы разобрались, что такое ментор. Давайте посмотрим, какие у него обязанности по отношению к менти.
- Устанавливает вместе с подопечным явные цели и задачи.
- Берет на себя инициативу в отношениях, но позволяет подопечному взять на себя ответственность за его рост, развитие и планирование карьеры.
- Обязуется развивать отношения в течение определенного периода времени.
- Обязуется встречаться с подопечным на регулярной основе.
- Активно слушает подопечного.
- Предоставляет откровенную, честную и конструктивную обратную связь.
- Сохраняет конфиденциальность.
- Анализирует цели и задачи подопечного.
- Признает конфликты и разрешает их с заботой, приглашает к обсуждению разногласий с подопечным и при необходимости привлекает третью сторону для помощи.
- Поддерживает профессиональные отношения, не вторгается в личную жизнь подопечного.
Чтобы менторство приносило пользу, наставник создает безопасную и уважительную обстановку, в которой подопечный не стесняется задавать вопросы.
У менти тоже есть обязанности. Без их выполнения в наставничестве нет никакого смысла.
- Определяет первоначальные цели обучения и меры успеха вместе с наставником.
- Остается открытым, ищет обратную связь.
- Принимает активное участие в собственном обучении и помогает управлять процессом.
- Планирует общение с наставниками.
- Выполняет взятые на себя обязательства и идет на осознанный риск, пробуя новые варианты и модели поведения.
Ментор не несет ответственности за результат. Он делится опытом. Последнее решение — за подопечным. Он может последовать совету, принять его к сведению, проигнорировать
Но всегда важно объяснять свое решение, потому что менторство — это двухсторонний процесс обучения
Менторы от Античности до наших дней
Ментором звали эллина, которого Одиссей, отправляясь под Трою, оставил присматривать за своим сыном Телемахом. С одной стороны, Ментор неплохо справился со своей работой, раз его имя осталось в веках и стало термином. С другой стороны, и он не был идеален: в трудные времена юного Телемаха сопровождал не престарелый воспитатель, а богиня Афина в его образе.
А вот у Александра Македонского ментор оказался более эффективным. Интересно, как сложилась бы история царствования Александра, если бы развивать ум и характер ему помогал не Аристотель, а кто-то другой?
В Средние века, когда начали развиваться гильдии и профессиональное обучение, наставничество стало обычной практикой. Молодые люди не только приобретали технические навыки, но и пользовались покровительством авторитетного специалиста. Правда, само слово «ментор» после Античности надолго пропало из обихода. Исследователи нашли этот термин в англоязычной литературе только в конце XVIII века, в письме лорда Честерфилда к сыну.
Менторство в западном мире снова стало актуальным в начале ХХ века: появились специальные программы, направленные на то, чтобы молодежь стремилась к достижениям и всячески дерзала. В Советском Союзе обращение к старому опыту было поначалу не особенно нужно: все строили новый мир, до основания разрушив старый. Но с развитием промышленности понадобились знания и опыт мастеров.
Кто такой ментор?
Слово «ментор» обозначает «наставник, воспитатель» и имеет греческое происхождение. Ментор — персонаж с острова Итаки, старый друг Одиссея, который воспитывал его сына и помог семье дождаться главного героя с войны. Именно поэтому человека, который оказывает всяческую поддержку, обучает и помогает достичь целей, называют ментором.
Ментор или наставник?
Эти обозначения по своей сути синонимы, потому что и ментор, и наставник занимаются обучением других, основываясь на собственном опыте.
Но в бизнесе эти понятия все-таки разделяют. Наставник — опытный сотрудник, который объясняет как нужно делать. Систему наставничества обычно используют, чтобы быстро ввести новичков в курс дела.
Менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор, как опытный специалист, не просто делится знаниями, а и оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач, и в общем положительно влияет на развитие младшего специалиста.
Ментору также важно:
- иметь значительный опыт в профессиональной сфере;
- быть лояльным к компании, разделять ее ценности и корпоративную культуру;
- понимать структуру компании, ее направления деятельности и разбираться в процессах своего отдела;
- быть готовым уделять время и энергию для наставничества, поскольку это действительно трудозатратный процесс;
- иметь желание обучать и помогать подопечному, а не просто контролировать и оценивать его работу;
- уметь высказывать конструктивную критику и предлагать решения возникших вопросов;
- проявлять инициативу и всегда быть в курсе положения дел работника, решать все проблемы по мере их поступления, корректируя действия подопечного.
Ментор или коуч?
В отличие от менторства, задача коучинга — дать четкие инструкции / план действий, которые позволят решать ежедневные задачи с большей эффективностью. Как правило, коучинг — кратковременное наставничество, помогающее достичь определенных целей.
Менторство — долгосрочное обучение молодого специалиста. Ментор развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, зарождает определенный стиль мышления и закладывает основы для успеха в профессии. Он мотивирует его развитие и стимулирует личностный рост.
Кто становится ментором
Ментором может стать человек, который готов предложить экспертные знания и опыт в какой-либо области. Важная особенность ментора – это умение систематизировать и правильно преподносить информацию.
Зачем люди этим занимаются – мотивы
Если человек решает стать ментором, то обычно он желает достигнуть следующих целей:
- Повышение собственной самооценки, чувства значимости и полезности обществу.
- Возможность стать более экспертным в своей области, так как ментору нужно поддерживать навык, саморазвиваться.
- Желание и умение делиться своими знаниями, достижениями и опытом с другими людьми.
- Желание доносить до окружающих новые и свежие способы решения старых проблем.
- Развитие собственных лидерских качеств.
- Приобретение уважения, поощрения в обществе.
- Искреннее желание помогать другим людям.
Необходимые навыки
Чтобы стать ментором, человеку необходимо развить в себе следующие качества и навыки:
- Экспертность в какой-либо из областей науки, жизни или бизнеса. Без узкоспециальных знаний нет успеха.
- Развитые человеческие качества (тактичность, умение слушать, сопереживать, искреннее желание помогать другим).
- Умение правильно и интересно преподносить информацию.
- Умение поддерживать, вдохновлять, воодушевлять человека.
- Высокий уровень личной мотивации, работоспособности и эффективности.
- Желание искать ответы, копать глубже, а не пользоваться готовыми схемами и решениями.
- Дисциплинированность, пунктуальность.
- Способность размышлять, рефлексировать, признавать свои ошибки.
- Высокая степень новаторства и желание развиваться.
Разновидности
Разные виды менторства отличаются друг от друга, имеют свои особенности и тонкости.
Вид менторства | Описание | Пример |
Формальный | К эксперту прикрепляют человека, за качеством работы которого он будет следить, предоставлять отчеты руководству и делать процесс более эффективным | К сотруднику Иванову приставили ментора, который пришел на предприятие извне |
Естественный | Более опытный сотрудник помогает человеку аналогичной специальности, но с меньшим опытом | Оператору Иванову помогает старший оператор Петров |
На одном уровне | Сотрудники, имеющие примерно одинаковый опыт, делятся им друг с другом. Обычно у них общие цели, интересы, есть взаимопонимание | Старший оператор Иванов и старший оператор Петров обмениваются опытом |
Ситуативный | Сотрудник подтягивает своего коллегу в тех вопросах, в которых он разбирается лучше | Оператор Иванов регулярно помогает оператору Петрову разобраться с работой снегоуборочной машины |
Супервизорский | Один сотрудник строго наблюдает за работой другого, исправляет его ошибки, дает обратную связь | Оператор Иванов следит за работой оператора Петрова, по ходу работы указывает, то тот делает не так, и как это можно было бы исправить |
По запросу | Сотрудник просит своего бывшего ментора снова взять над ним шефство | Оператор Иванов понимает, что не до конца правильно выполняет свою работу. Он просит старшего оператора Петрова снова начать помогать ему и отслеживать качество работы |
Где искать ментора
Ментор из той же сферы, что и предприниматель, может дать молодому стартаперу больше готовых решений. Но тут возникает конфликт интересов. Даже если они находятся в разных городах и сам по себе рынок огромен, они прямые конкуренты. Особенно если потенциальный ментор хочет запустить большую сеть в нескольких регионах. Получается, что ментор должен поделиться своими знаниями и наработками с будущим конкурентом.
Намного более эффективным ментором станет человек со схожей моделью продаж в бизнесе. Опытный предприниматель с широким кругозором поможет понять, как сделать так, чтобы стартап приносил выручку и привлекал клиентов.
Первый путь поиска менторства — социальные сети
Часто менторы искренне хотят поделиться опытом и помочь. Большинству опытных предпринимателей можно написать в личные сообщения в Facebook или Instagram. Мне часто пишут, и, если вопросы сформулированы понятно и правильно, я записываю голосовое сообщение с ответом.
Второй путь поиска ментора — покупка качественной франшизы
Это формат гарантированного наставничества. В качественных франшизах можно задавать вопросы не только сотрудникам компаний, но и более опытным партнёрам.
Что такое менторство?
Менторство — это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.
Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.
Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.
Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта
Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.
Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой
Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.
«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим
Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите»
Стив Джобс о Майке Марккула
Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.
Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.
Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег. Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения
У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.
Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.
Гейтс или Эллисон? Каким должен быть предприниматель
Ларри Эллисон и Билл Гейтс – основатели гигантских корпораций в сфере программного обеспечения: Oracle и Microsoft.
«Великий и ужасный» Ларри Эллисон – обаятельный и харизматичный, но может – превратиться в работодателя-дьявола. Для Эллисона не сложно сказать человеку, что тот «полное дерьмо», если он не справляется с работой. Про миллиардера ходит слух, что он довёл одного из своих лучших программистов до самоубийства, а на вечере памяти сказал, что тот не был хорошим человеком.
Билл Гейтс – противоположность. Филантроп и основатель нескольких благотворительных фондов. Он мечтает искоренить бедность и победить болезни. Билл ведёт скромный образ жизни, носит на руке часы Casio за 15 долларов, может спокойно постоять в общей очереди за бургером. Он примерный семьянин – с женой Мелиндой они вместе с 1994 года. Правда, Гейтсу не чужд авантюризм: в молодости он увлёкся гонками по пустыне на Porsche так, что его задержали за нарушение ПДД.
Оба эти человека – лидеры, миллиардеры и примеры для окружающих. Каждый из них придерживается своей формулы успеха, как и другие бизнесмены. Но несмотря на это, у многих людей с предпринимательской жилой есть общие качества.
Как заинтересовать собой
Менти должен уметь заинтересовать ментора и показать ему, что им будет интересно работать вместе
Для этого важно правильно и корректно вести себя на первой встрече и не допускать самых распространенных ошибок
Как готовиться к встрече
Встреча с ментором требует предварительной подготовки, в которую входит:
- Организация места встречи. Здорово, если ментор и менти встретятся в кафе или бизнес-центре. Но нужный ментор может оказаться далеко территориально, поэтому на выручку придут гаджеты.Если встреча будет проходить онлайн, то заранее нужно проверить качество Интернет-соединения и работоспособность гарнитуры, чтобы не терять на помехи при связи драгоценное время.
- Быть готовым отвечать на вопросы. Ментор обязательно будет интересоваться целью занятий, целями, самыми «горящими» вопросами.
- Заранее подготовить необходимые материалы. Если менти хочет предоставить ментору наглядные материалы (таблицы, схемы, макеты, материалы для обсуждения), то подготовить их нужно заранее. Например, прийти на встречу с папкой с нужными бумагами, а перед онлайн-звонком уже открыть нужные материалы и вывести их на экран. Это поможет сэкономить время и произвести доброе впечатление.
- Обговорить вопросы конфиденциальности. Если с ментором будет обсуждаться то, чего не хотелось бы разглашать, предупреждать наставника об этом стоит заранее.
- Предоставить ресурсы для фиксации договоренностей. Результаты совместной работы стоит фиксировать так, чтобы они были доступны и ментору, и менти. Для этого хорошо подходят онлайн-документы или работы в других, комфортных для людей программах.
- Быть заинтересованным. Заинтересованность выражается в виде вопросов, комментариев, уточнений. Так люди смогут понять, действительно ли они подходят друг другу.
Популярные ошибки менти
Менти часто допускают ошибки, которые ведут к тому, что ментор отказывается работать с ними:
- Не проявляют уважения к чужому времени, опаздывают, тратят время на подготовку, которую можно было бы осуществить заранее.
- Допускают панибратское отношение, не соблюдают нормы этикета и делового общения.
- Не могут четко сформулировать свои цели и запросы, ответить на уточняющие комментарии ментора.
- Ждут видимых достижений уже после первого занятия.
- Воспринимают ментора как человека, который «на раз» решит все проблемы, а менти не нужно будет тратить время и работать над собой.
Какие виды менторинга бывают
Самый распространенный вид менторинга. В этом случае менти воспринимает ментора как человека, с которым легко себя ассоциировать. Для ученика наставник становится ролевой моделью, ведь он прошел похожий путь относительно недавно. Это мотивационная система, благодаря которой легче всего вдохновить менти на занятия.
Менторинг коллег
Сейчас такой вид популярен в США. Это подвижная модель, в рамках которой сотрудники меняются ролями и помогают людям схожего с ними опыта. Здесь нет четкого распределения на менти и ментора. Некоторые называют ее brainstorming – «чтобы я сделал в твоей ситуации?».
Менторство группы
Такой вид направлен на улучшение коммуникации в группе. Например, в некоторых компаниях есть пары или тройки, которые работают над одним проектом. Очевидно, что между ними могут возникать недопонимания. В таком случае ментор помогает наладить динамику взаимоотношений между коллегами.
Обратный менторинг
Такой вариант помогает посмотреть на процесс глазами фактического исполнителя. В этом случае в роли ученика выступает более опытный сотрудник, а ментором становится новичок.
Деловые качества предпринимателя
1. Практичность
Деньги должны работать, а не удовлетворять прихоти. На западе миллионеры редко покупают огромные дома и дорогие машины. Для них это большие расходы на обслуживание при отсутствии дивидендов. Аналогичный подход работает в бизнесе: если ты вкладываешь деньги в то, что не приносит прибыли – это пустые траты.
Яркий пример практичности Уоррен Баффет. В 2010 году бизнесмен, который входит в десятку самых богатых персон мира, обедал с другими миллиардером – Биллом Гейтсом – в МакДоналдсе. При оплате он использовал купоны на скидку.
2. Трудолюбие
Несмотря на состояние и крупный штат сотрудников, большинство миллионеров в России и мире много работают.
Олег Тиньков, основатель IT-банка Тинькофф, рассказывает про себя: «Не понимаю, как можно не работать. Нет, я с удовольствием отдохну две недели. Почитаю книгу, в интернете посижу, пина коладу выпью, но через две недели начну ёрзать. А через месяц убегу оттуда, уплыву вплавь с этого острова. Надо работать 100% времени своей жизни».
Евгений Чичваркин, владелец винного магазин в Лондоне Hedonism Vine, о трудоголизме говорит так: «Трудоголик напоминает водителя, который долго и целеустремлённо едет на машине на очень маленькой скорости. Потому что передачу не догадался переключить. У него процесс ради процесса. Лучше быть результатоголиком – работать на результат. Ещё лучше – победоголоиком».
3. Дальновидность и наблюдательность
Хороший бизнес удовлетворяет запрос потребителя и развивается с тем, как этот запрос меняется.
Михаил Фридман, владелец «Альфа-Групп», советует: «Чтобы заниматься бизнесом, надо чётко ощущать, не на уровне расчётов и аналитических обзоров, а на уровне интуитивного, внутреннего восприятия. Какую-то такую потребность, которая носится в воздухе, которая в обществе не удовлетворена.
Мы так и начинали. Не придумывали какие-то умные бизнесы, а думали, что нам самим нужно, нашим друзьям, знакомым. Я уверяю, если вы к своему внутреннему голосу прислушаетесь и к мнению окружающих, то быстро поймёте, что может быть востребовано».
4. Умение делегировать
Умение делегировать – это способность доверять и правильно оценить потенциал человека, не перегрузить его, но использовать продуктивно. Растущий бизнес превращается в гигантскую машину, которой невозможно управлять одному. Нужны помощники и надёжные специалисты.
«Лучше я буду получать 1% денег в результате усилий 100 человек, чем 100% в результате своих усилий» – Пол Гетти, американский нефтяной магнат, самый богатый человек мира в 1966 году.
Федор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо Пицца»
interview.sourvillo.ru / business-vector.info
В 2011 году Овчинников арендовал небольшое помещение и открыл пиццерию, которая работала только на доставку. До этого он полтора месяца проработал на разных должностях в сети ресторанов быстрого питания McDonald’s, Sbarro, Папа Джонс и Теремке – набирался опыта.
Всего за 6 лет молодому предпринимателю из Сыктывкара удалось построить успешную международную сеть пиццерий. К началу 2019 года рестораны открылись в Великобритании, Казахстане, Китае, Киргизии, Литве, США и Эстонии. Каждый месяц компания приносит внушительные суммы: в сентябре 2020 года выручка сети в России составила почти 1,5 миллиарда рублей!
Кто такой ментор
В различных источниках могут быть разные определения. В этой статье мы опираемся на значение терминов, которые исходят от Европейского совета по менторингу и коучингу EMCC (European Mentoring and Coaching Council).
Ментор, наставник, тренер, коуч – каждый из этих экспертов может помочь вырасти как лично, так и в карьере. Но их ключевые отличия в подходе, в формате работы и в первоначальной задаче, которая стоит перед ними.
Наставник обучает, указывает конкретное направление движения, делится советом и непосредственно наставляет.
Тренер помогает выработать какой-то конкретный навык и развить его, показывает азы, технику применения.
Ментор делится своей экспертизой и знаниями с подопечным. Он не учит, а помогает учиться и мыслить правильно. Способствует профессиональному развитию и совершенствованию менти (своего клиента), но не является инициатором его роста.
Коуч через вопросы стимулирует у клиента процесс самостоятельного исследования запроса. Тем самым подопечный с помощью своего мышления находит необходимый ему ответ.
Обучение эффективному взаимодействию участников проектных команд
Зрелая команда несет полную ответственность за свою работу. Большинство административных, финансовых и личных вопросов решают члены команды. Команда сама планирует работу, распределяет роли и обязанности, преодолевает технические и прочие трудности при минимальном вмешательстве извне.
Чему именно нужно учить сотрудников для того, чтобы команда стала зрелой?
Для того чтобы создать такую команду, необходимо выработать и проанализировать цели и видение конечной точки, бизнес-ценности создаваемой команды. Команда развивается при наличии четких правил работы и единых корпоративных ценностей, а также регулярной работы над ошибками.
Участникам команды необходимо учиться скромности, умению принимать разнообразие управленческих и личностных стилей, формировать атмосферу, при которой поощряются и поддерживаются креативность и новые подходы к интеграции.
Зарекомендовали себя командные тренинги:
- по развитию навыков эффективной межличностной коммуникации;
- управлению конфликтами;
- развитию способностей учитывать межличностные различия при работе в команде;
- развитию эмоционального интеллекта; тренинги, направленные на развитие сплоченности и взаимной поддержки. Готовым решением в этой сфере может стать совместный отдых и совместное обучение.
Развитие командной культуры невозможно без института наставничества и понимания общих задач на уровне организации.
Философия команды формируется в презентационных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Цель – создать в глазах сотрудников определенный имидж корпорации, донести ее миссию и ценности.
Возможно, нужно привлечь отдел маркетинга, так как внутренний маркетинг важен ничуть не меньше, чем внешний. Это еще один неочевидный способ обучения эффективному взаимодействию.
Когда вы создаете команду, не забывайте о том, что прекрасные результаты никогда не получаются без прекрасных людей, и наоборот – великие люди и культура чаще всего связаны с самыми эффективными организациями.
Как общаться с ментором
Как правило, выпадает лишь один шанс встретить определённого человека, и к нему нужно быть готовым. Если подойти к потенциальному ментору без чётко сформулированного вопроса, он вряд ли заинтересуется.
Это должен быть не общий размытый вопрос вроде «Не согласны ли вы стать моим ментором?». Для занятого человека он звучит как предложение помочь развить чужой бизнес и поработать за другого человека.
Это должны быть один-два конкретных вопроса, которые важны тебе в данный момент. Не нужно просить поделиться советом на будущее или задавать отвлечённые вопросы. Не стоит также писать десять вопросов сразу, потому что у ментора не будет времени на них ответить.
Чтобы после первого контакта отношения продолжились, нужно воспользоваться советом, вернуться, поблагодарить, рассказать о результате и задать следующий вопрос.
Например: «Спасибо, я нанял помощника, разгрузил бизнес и теперь настраиваю рекламу. Как найти хорошего маркетолога?». В этом случае вы наверняка получите ответ.
Идеальный алгоритм общения с ментором:
- задать вопрос;
- последовать совету;
- поблагодарить;
- кратко рассказать о результатах;
- задать следующий вопрос.
У меня есть два способа решения проблем в бизнесе — «Яндекс» и люди. Если я не нахожу ответ в «Яндексе», я ищу людей, которым можно задать вопрос. Иногда этот путь занимает несколько месяцев, но, только получив ответ, поймёшь, куда двигаться дальше. В противном случае ты сам будешь экспериментировать десятки лет.