Когда и за что грозит начисление пени за коммунальные услуги в 2022 году

Ненадлежащее содержание дома и уборка территории

Как уже было сказано, одной из прямых обязанностей управляющих компаний является обеспечение чистоты во дворе дома и на лестничных клетках. Нередко жильцы жалуются на грязь в подъездах и неубранный снег на прилегающей территории. Кроме того, отсутствие должного освещения, скользкие или разбитые ступеньки на крыльце дома, трещины на здании, протечка крыши во время ливней и плохое содержание подъезда – все это поводы для жалоб на УК.

Если неисправности и нарушения не будут вовремя устранены по предписанию жилинспекции, на должностных лиц накладывается административное наказание в виде штрафа на сумму от 50 000 до 100 000 рублей либо отстранение от осуществления деятельности (максимальный срок дисквалификации – 3 года). Юрлица могут быть оштрафованы на 200–300 тысяч рублей.

О ситуации в условиях распространения коронавируса

С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).

Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.

Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.

В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.

Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?

Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.

Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.

Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».

Исполнение заявки по устранению аварии в многоквартирном доме

Работники аварийно-диспетчерской службы, осуществляющие устранение аварий, должны быть обеспечены необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами, для их исполнения. В случае если исполнение заявки требует доступа в помещение в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба должна проинформировать собственника или пользователя такого помещения:

  • о планируемой дате и времени начала исполнения заявки;
  • причинах необходимости предоставления доступа в помещение;
  • фамилии, имени, отчестве (при наличии) работника (работников) аварийно-диспетчерской службы, который будет осуществлять устранение аварии.

Работник аварийно-диспетчерской службы обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы. Контроль сроков устранения аварий и качества исполнения заявок должен вестись с помощью фотофиксации, опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

Ответственность членов лицензионной комиссии

Орган государственного жилищного надзора сам не принимает решения о выдаче УК лицензии. Он действует на основании решения специальной лицензионной комиссии, статус которой обозначен в ст. 201 ЖК РФ. Если комиссия примет решение о выдаче лицензии, надзорный орган издаст соответствующий приказ и оформит лицензию. Если же лицензионная комиссия примет решение об отказе в выдаче лицензии, УК не получит ее. Чтобы мотивировать членов лицензионной комиссии действовать в строгом соответствии с законом и не лоббировать ничьи интересы, была принята ст. 19.6.2 КоАП РФ, предусматривающая наказание исключительно для членов лицензионной комиссии за необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

Куда следует жаловаться

Хотя после введения обязательного лицензирования деятельности управляющие компании стали более ответственно относиться к своим обязанностям, жалобы на их работу по-прежнему возникают.

Привлечь внимание контролирующих органов к нарушениям в работе УК жильцы могут при помощи подачи заявления с изложением сути проблемы. При этом закон предполагает не только административную, но и криминальную ответственность руководства управляющих организаций за недобросовестное выполнение своих обязанностей

В таблице приведен перечень инстанций, которые уполномочены рассматривать претензии населения к компаниям ЖКХ.

Орган Полномочия
Дирекция управляющей компании Обязана принять жалобу и устранить неполадки, если проблема находится в сфере ответственности фирмы
Роспотребнадзор Обеспечивает защиту прав потребителей и надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в коммунальной сфере
Госжилнадзор Проводит проверку работы УК с целью выявления нарушений и предотвращения аварийных ситуаций
Суд и органы прокуратуры Проводят разбирательства по факту совершения нарушений управляющими компаниями, если органы, контролирующие деятельность УК, не принимают мер для компенсации ущерба собственникам квартир

Если УК предоставляет некачественные услуги, скрывает информацию о результатах работы или не зачисляет платежи, в качестве санкции могут применяться штрафы, ограничение прав на управление отдельными объектами и даже лишение лицензии, в зависимости от степени тяжести нарушения.

Меры пресечения злоупотреблений эффективно стимулируют предприятия ЖКХ сотрудничать с клиентами, находя компромиссные решения в любой ситуации.

«Ещё раз об ответственности за нарушение требований Правила противопожарного режима»

С января 2021 года действуют новые «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»

С января 2021 года действуют новые «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», согласно которым запрещается:

— складирование пожаровзрывоопасных веществ, мебели и прочего на чердаках, технических, подвальных и цокольных этажах, и в других технических помещениях;

— организация подсобных помещений на лестничных клетках;

— хранение мебели, вещей и складирование горючих материалов под лестничными маршами и на лестничных площадках;

— размещать в лифтовых холлах ларьки, киоски и подобное;

— самостоятельная перепланировка и модернизация эвакуационных выходов и дверей;

— загромождение и заваривание дверей, люков, переходов по смежным секциям и выходов на эвакуационные лестницы;

— проведение уборки помещений с применением горючих жидкостей (растворитель и пр.);

— вывод на лестничную клетку наружного блока кондиционеров;

— использование электроприборов с повреждениями;

— оставление без присмотра включенных в сеть электроприборов (кроме приборов, которые должны находиться в круглосуточном режиме работы).

Нарушение правил пожарной безопасности в жилых многоквартирных домах увеличивает риск возникновения пожара и грозит привлечением виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Нарушение требований «Правил противопожарного режима» влечет административную ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ в виде: предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В целях предупреждения пожаров в жилом секторе, принимая во внимание повышение угрозы возникновения техногенных пожаров в летний пожароопасный период,  на территории Артинского городского округа сотрудниками Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Артинского ГО проводятся рейды по проверке многоквартирных домов по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности. Уважаемые граждане! Соблюдайте меры пожарной безопасности

Берегите себя и своих близких!

Уважаемые граждане! Соблюдайте меры пожарной безопасности. Берегите себя и своих близких!

Прокурор Артинского района

старший советник юстиции                                                     

С.В. Медов

Виды взыскания за нарушение требований пожарной безопасности

  • собственники, арендаторы, пользователи недвижимости;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за ГО и ЧС в организации;
  • должностные лица в рамках своей компетенции;
  • физлица.

Законодатель выделяет следующие виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную.

Дисциплинарная ответственность — это вид юридической ответственности, возникающей из трудовых правоотношений за несоблюдение требований, установленных на конкретном предприятии.

Порядок взаимоотношения сторон по наложению дисциплинарного наказания регулируется ТК РФ. Ст. 192 ТК РФ предусмотрено 3 вида взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Вид взыскания определяется работодателем индивидуально в зависимости от тяжести совершенного правонарушения и обстоятельств, при которых проступок был совершен.

По дисциплинарным нарушениям действует правило: 1 проступок — 1 наказание.

ВАЖНО!

По нормам законодательства, дисциплинарная ответственность за нарушение пожарной безопасности сотрудника организации наступает, если работник под подпись ознакомлен с требованиями пожарной безопасности, которые не соблюдал.

Примером нарушения ПБ является, например, незаполнение журнала инструктажа ответственным лицом по ГО и ЧС на предприятии вновь принятого сотрудника, несвоевременная выдача работникам средств индивидуальной защиты или замена старых с истекшим сроком годности на новые, если такие нарушения выявлены во время ревизии или внутренней проверки.

Решение о применении такого вида взыскания, как административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, принимают контролирующие органы и их уполномоченные представители. Таким лицом, по общему правилу, выступает инспектор пожарной службы, который выносит предписание в результате плановой или внеплановой проверки.

Взыскание могут получить:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.
  • граждан — 5000-15 000;
  • должностных лиц — от 20 000 до 30 000;
  • ИП — от 40 000 до 60 000;
  • юрлиц — от 300 000 до 400 000.

Аналогичные нарушения в условиях особого противопожарного режима влекут штраф (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) (рубли):

  • на граждан — от 10 000 до 20 000;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 60 000;
  • на предпринимателей — от 60 000 до 80 000;
  • на организации — от 400 000 до 800 000.
  • для гр-н — от 12 000 до 20 000;
  • для должностных лиц — от 30 000 до 60 000;
  • ИП — от 60 000 до 80 000;
  • юрлиц — от 400 000 до 800 000.
  • от 40 000 до 50 000 — для граждан;
  • от 80 000 до 100 000 — для должностных лиц;
  • от 90 000 до 110 000 или приостановление деятельности до 30 дней — для ИП;
  • от 700 000 до 800 000 или приостановление деятельности до 30 дней — для юрлиц.

Причинение тяжкого вреда здоровью или смерь человека влечет наложение штрафа для юрлиц от 1 млн до 2 млн рублей или приостановление деятельности до 90 дней (ч. 6.1 ст. 20.4).

ВАЖНО!

Даже в случае отсутствия последствий нарушение правил пожарной безопасности по КоАП РФ влечет наложение штрафа.

Уголовные дела по нарушению противопожарного режима встречаются, в основном, только в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

Причинение тяжкого вреда здоровью Штраф до 80 000 рублей или в размере дохода до 6 мес., или ограничение свободы (принудительные работы) до 3 лет, или дисквалификация до 3 лет
Смерть человека Принудительные работы до 5 лет или дисквалификация до 3 лет, или лишение свободы до 5 лет
Смерть 2 и более лиц Принудительные работы до 5 лет или дисквалификация до 3 лет, или лишение свободы до 7 лет

Законодательство и ответственность УК

В  представлены основные положения, регламентирующие права и обязанности фирм-подрядчиков и жильцов многоквартирных домов. Нормы постановления разъясняют:

  • процедуру технического обслуживания объектов жилищного фонда;
  • границы эксплуатационной ответственности в многоквартирном доме;
  • требования по содержанию помещений и придомовой территории и так далее.

За нарушение правил содержания объектов коммунальной собственности, а также их ремонта, согласно , предусмотрены следующие административные штрафы:

  • для должностных лиц управляющих организаций – 4-5 тыс. рублей;
  • для управляющей фирмы как юридического лица – 40-50 тыс. рублей.

Кроме того, законодателем установлена административная ответственность управляющих компаний в сфере ЖКХ за нарушение лицензионных требований. В качестве административного наказания на такие фирмы налагается штраф в размере от 250 до 300 тыс. рублей.

Основные аспекты ответственности управляющих компаний закреплены на законодательном уровне. Конкретизировать перечень вопросов, по которым подрядчик несёт ответственность, можно отдельно, включив его в текст соглашения между сторонами. Так, основные права и обязанности, возникающие между собственником и управляющей компанией, вносятся в договор по управлению многоквартирным домом.

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги обеспечивают благоустроенное проживание жителей в многоквартирном доме.

Перечень коммунальных услуг

Коммунальные услуги для физических лиц 

Список коммунальных услуг, которые предоставляют жителям многоквартирного дома:

  1. Холодная вода (ХВС).

  2. Горячая вода (ГВС).

  3. Тепловая энергия.

  4. Водоотведение.

  5. Электроснабжение.

  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.

  7. Отопление.

  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.

  9. Содержание и ремонт общего имущества.

  10. Вывоз мусора.

Коммунальные услуги предоставляются круглосуточно. Если произойдет авария или проведут профилактические работы, исполнитель приостановит подачу ресурса до устранения причины (см.Требования к качеству коммунальных услуг).

Собственники помещений многоквартирного дома напрямую не заключают договор: этот вопрос относится к полномочиям управляющей организации.

Коммунальные услуги для юридических лиц

К юридическим лицам-собственникам помещений относится тот же перечень услуг, что и для физических. Юридические лица заключают договор с ресурсоснабжающей организацией на предоставление коммунальных услуг через управляющую организацию. (ч. II п. 6(1) Постановления Правительства РФ № 354).

Обязательные плательщики коммунальных услуг

Граждане и организации оплачивают коммунальные услуги за помещение, которое занимают, в соответствии со статьей 153 Жилищного Кодекса РФ.

Собственник, наниматель или арендатор обязаны оплачивать коммунальные услуги с момента установления права собственности или после заключения договора. Гражданин, который принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но при этом еще не установил право собственности, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта (ч. II Постановления Правительства РФ № 354).

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель коммунальных услуг – организация, которая предоставляет услуги жильцам многоквартирного дома. 

Исполнителем в многоквартирном доме может быть:

  • управляющая организация; 

  • товарищество; 

  • кооператив; 

  • ресурсоснабжающая организация – поставщик нужного ресурса.(п.8-10 Постановление Правительства РФ № 354). 

Исполнителями в доме может быть не одна организация: например, управляющая компания и поставщики ресурсов одновременно.

Обязательства исполнителя

  1. Предоставлять жителям дома коммунальные услуги круглосуточно и в полном объеме.

  2. Заключать договоры на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.

  3. Проводить техническое обслуживание инженерных систем в многоквартирном доме. 

  4. Каждый месяц снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета:

  • воды;

  • газа;

  • электричества.

Рассчитывать размер платы и пересчитывать, если это необходимо.

Рассматривать жалобы жильцов и устранять неполадки. 

Сообщать жителям об авариях и работах, которые помешают подаче коммунальных услуг.

Другие основания наступления административной ответственности

По новой системе руководителем домоуправляющей компании может быть назначен только аттестованный гражданин, успешно сдавший специальный квалификационный экзамен. Те управдомы, которые не имеют соответствующих аттестатов, будут вынуждены платить штрафы.

Сами управляющие компании обязаны иметь лицензии на осуществление деятельности в сфере ЖКХ. При этом они должны сделать общедоступной всю основную информацию о компании и ее деятельности. За сокрытие каких-либо сведений управляющая компания попадает под административную ответственность. Если такое нарушение является неоднократным, то, скорее всего, управдом лишится лицензии.

Коммунальные услуги ненадлежащего качества

Чтобы снизить финансовые риски, связанные с предоставлением гражданам некачественных коммунальных услуг, с 2016 года для УК был введен штраф в размере 30% от стоимости самой услуги. Выплачивать его недобросовестные УК должна именно пострадавшим жильцам. Помимо этого, конечно же, управдомы обязаны произвести перерасчёт платежа и вернуть собственникам их переплаченные средства.

К некачественным услугам ЖКХ можно отнести многое. Самый распространённый пример – теплая вода из горячего крана. Температура ниже той, что положена по нормам, очень серьёзно бьёт по кошельку потребителей, ведь стоимость одного куба горячей воды в среднем превышает на 100 рублей стоимость холодной. Жильцы, из кранов которых течет теплая, а не горячая вода, не разбавляют ее холодной, в результате чего они вынуждены платить больше денег за ЖКУ.

Чтобы прочувствовать весь масштаб проблемы, связанной с дополнительными расходами потребителей на горячую воду, достаточно взять в качестве примера реальные перерасчеты платежей за эту услугу. Так, жильцам двух московских домов, расположенных на Шелепехинской набережной и Комсомольском проспекте, за предоставление управляющей компанией некачественной услуги (горячая вода в их домах была на 10° ниже положенной нормы) удалось вернуть переплаченные 844 тысячи рублей. А сколько всего домов в Москве? Сколько горожан могут финансово пострадать от недобросовестного исполнения УК своих обязанностей?

Уголовные дела в сфере ЖКХ

   Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет говорить о том, что наиболее часто действия виновных лиц квалифицируются по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 158 «Кража»
  • ст. 159 «Мошенничество»
  • ст. 160 «Присвоение и растрата
  • ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»
  • ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»
  • ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»
  • ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»
  • ст. 290 «Получение взятки»

   При этом, согласно имеющейся на сегодняшний день судебной практике, по ст. 160, 201 УК РФ велик удельный вес оправдательных решений. Поэтому так часто к нам обращаются с вопросом: как привлечь председателя ТСЖ к уголовной ответственности?

Как избавиться от нерадивой УК

Жильцы могут самостоятельно сменить УК, не дожидаясь решения прокуратуры. Для этого нужно провести общее собрание. Принять участие в нём могут только собственники недвижимости в этом доме. Речь идёт о владельцах не только квартир, но и нежилых помещений на первых, цокольных и подвальных этажах.

О том, что будет соответствующее сборище, собственников нужно предупредить через заказные письма за месяц до его даты. В уведомлениях нужно прописать, что вы будете обсуждать, и указать варианты для голосования, отметил Палюлин.

Чтобы собрание состоялось, на нём должны присутствовать более 50% собственников. «У каждого собственника есть количество голосов, равное частному от площади его собственности к общей площади дома. К примеру, владелец квартиры в 50 кв. м. в доме площадью 10 000 кв. м. будет иметь 0,5% голосов, а собственник магазина площадью в 300 кв. м. в этом же доме — 3% голосов», — пояснил Палютин.

На собрании нужно выбрать председателя и секретаря, а затем проголосовать — прям по-взрослому, со специальными бюллетенями. После завершения голосования счётная комиссия подсчитывает голоса и озвучивает результат, а председатель и секретарь подписывают протокол подсчёта голосов.

Ответственность за грубое нарушение лицензионных требований

На основании пункта 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, несоблюдение порядка устранения аварий признается грубым нарушением лицензионных требований. Данное нарушение влечет ответственность управляющей компании по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований на управляющую компанию налагается штраф в размере от трехсот до трехсот пятидесяти тысяч рублей. За нарушение сроков выполнения поступивших заявок должностные лица управляющей компании привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по административным делам, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Мера ответственности

Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.

До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований ( КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.

Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2020 № Ф07-4448/2020 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-10709.

В силу КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.

Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.

Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2020 № Ф02-3204/2020 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2020 № Ф06-65712/2020 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2020 № Ф07-8104/2020 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2020 № Ф07-8079/2020 по делу № А42-10609/2019).

Почему нужно разграничивать ответственность

Президиум Верховного суда РФ отметил, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут обращаться к управляющей организации с различными вопросами. Для разного вида обращений законодательство предусматривает разный порядок и сроки рассмотрения.

В течение пяти дней с момента получения письма или обращения через ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания, управляющая организация обязана предоставить ему реестр собственников помещений (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

Это лицензионное требование – часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД. За его нарушение управляющую организацию можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил № 416 о контактах УО с жителями и раскрытии ею информации не являются лицензионными. Если управляющая организация нарушает их, её привлекут к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Президиум Верховного суда уточняет: в каждой ситуации нужно исходить из конкретных обстоятельств, а не подводить всё под состав ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и каждый раз наказывать управляющую организацию за нарушение лицензионных требований.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Как и когда платить пени: примеры и разъяснения

Чтобы было понятно, как начисляются пени по коммунальным платежам в 2022 году, возьмем следующие исходные данные:

  • должник — Иванов И. И.;
  • сумма долга — 1000 (одна тысяча) рублей;
  • последняя дата расчета за коммунальные услуги — 10-е число следующего месяца;
  • месяц, за который не поступила оплата, — июль 2021 г.;
  • ставка ЦБ с 26.07.2021 по 12.09.2021 — 6,50%, с 13.09.2021 по 24.10.2021 — 6,75%, с 25.10.2021 по 19.12.2021 — 7,5%, с 20.12.2021 по 13.02.2022 – 8,5%;
  • текущие платежи вносятся своевременно и в полном объеме, новые долги не накапливаются.

Определим, какие санкции ждут должника к 10 февраля 2022 года.

Иванову следовало заплатить за июль не позже 10 августа. Но денег на уплату долга у него не было. Неустойку начинают считать с 31-го дня просрочки, то есть с 10 сентября 2021 года. На тот момент действовала ставка рефинансирования в размере 6,50%.

С 13 сентября ставка ЦБ РФ повысилась до 6,75%. Теперь в день долг увеличивается на 0,023%. За непогашение долга на 10 октября 2021 года Иванову насчитают еще:

Предположим, что Иванов не сможет рассчитаться в ближайшие три месяца, и штрафы увеличатся. С 91-го дня надо использовать в расчетах уже 1/130 ставки ЦБ РФ.

Таким образом, Иванову произведут начисление пени за просрочку коммунальных платежей в размере 62 рубля 07 копеек.

Рассчитанную сумму будут автоматически вписывать в квитанцию наравне с долгом и текущим платежом. Соответственно, каждый месяц она увеличивается, и так до момента полного расчета. Нет необходимости узнавать, как уплатить пени за коммунальные услуги, — они фигурируют в платежном документе, поэтому гасятся вместе с основными начислениями.

Что УК вам должна

Управляющая компания — это организация, которая занимается управлением или обслуживанием дома. Для этого она заключает с собственниками квартир специальный договор.

Выполняя организационно-управленческие услуги, УК:

  • отслеживают, кто в доме не платит коммуналку;
  • следят за качеством коммунальных услуг;
  • договариваются с подрядчиками, чтобы те обслуживали дом;
  • занимаются документами.

А выполняя работы по содержанию и ремонту здания и общедомового имущества, УК:

  • готовят дом к зиме;
  • следят, чтобы мусор и снег вывозили вовремя;
  • проверяют, всё ли нормально с коммуникациями и конструкцией дома;
  • следят за состоянием фасадов;
  • следят, чтобы у жильцов всегда были вода, газ и отопление и работала канализация, а также ремонтирует эти системы при необходимости;
  • следят за чистотой;
  • ухаживают за двором и следят за так называемым архитектурным обликом самого дома;
  • ставят общедомовые счётчики и следят за тем, чтобы они работали;
  • обрабатывают общедомовые территории (подвалы, коридоры и прочее) от насекомых;
  • проводят плановый ремонт;
  • ликвидируют аварии.

А вот некоторые вещи УК делать вообще не обязана, например:

Как привлечь управляющую компанию к уголовной ответственности?

   Поводом для возбуждения уголовного дела против должностного лица управляющей компании может являться заявление физического лица о фактах хищения денежных средств или иного имущества в сфере. При этом под должностным лицом следует понимать физическое лицо, выполняющее управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компании по управлению многоквартирным домом.

   Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в достаточном количестве фактов, указывающих на признаки того или иного преступления. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нужно:

  1. истребовать документы и получить объяснения, подтверждающие либо опровергающие факты, изложенные в заявлении;
  2. изучить законодательную базу по данному вопросу;
  3. проанализировать деятельность должностных лиц управляющей компании, а также деятельность их партнеров, подрядных организаций, организаций ЖКХ, принимающих участие в процессе управления многоквартирным домом;
  4. проанализировать баланс управляющей компании, а также движение денежных средств в процессе деятельности по управлению многоквартирным домом.

   На этом этапе необходимо установить наличие либо отсутствие фактов преступления, а также способы его совершения; выявить круг лиц, причастных к совершению преступления; установить основные элементы преступления; установить размер причиненного ущерба.

   Уголовное дело будет возбуждено по жалобе на управляющую компанию в прокуратуру или иные правоохранительные органы, если будет установлен факт совершения преступления.

Существующие меры ответственности

Начнем с того, субъектами каких правонарушений могут быть управляющие МКД в настоящее время:

— нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил их содержания и ремонта (ст. 7.22 КоАП РФ). К ответственности привлекают УК и ТСЖ за нарушение Правил содержания общего имущества , Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда . Правонарушение является длящимся;

— нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ). К ответственности привлекают УК и ТСЖ, а также РСО за нарушение качества коммунальных услуг согласно приложению 1 к Новым правилам предоставления коммунальных услуг, а также СанПиН и ГОСТ. Правонарушение также является длящимся. Кроме того, известны случаи привлечения исполнителей коммунальных услуг к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);

— нарушение требований о раскрытии информации (ст. 7.23.1 КоАП РФ). К ответственности привлекают только организации и ИП, осуществляющие деятельность на основании договоров управления МКД. Норма действует до 01.05.2015 (см. Федеральный закон от 21.07.2014 N 263-ФЗ);

— нарушение требований при передаче технической документации на МКД (ст. 7.23.2 КоАП РФ). К ответственности привлекают УК, ТСЖ, застройщиков. Норма действует с 16.05.2014 ;

— нарушение требований в сфере энергосбережения и энергоэффективности (ст. 9.16 КоАП РФ). К ответственности привлекают УК и ТСЖ, а также РСО;

— нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ). К ответственности привлекают УК и ТСЖ.

Мы перечислили эти нормы, чтобы читатель получил представление о том, что практически во всех сферах деятельности требования к управляющим МКД подкреплены мерами административной ответственности. Если вспомнить структуру предмета договора управления в редакции, которая актуальна с 01.09.2014, то в нем три основных элемента (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ):

— непосредственно управленческие функции (работы и (или) услуги по управлению МКД);

— содержание общего имущества (услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества);

— предоставление коммунальных услуг.

То есть в настоящее время не охвачена КоАП РФ только сфера управления МКД, но это упущение устранено.

Порядок возмещения ущерба

В случаях, когда действия или бездействие УК наносит ущерб общедомовому имуществу или собственности владельцев квартир, жильцы имеют право требовать компенсации убытков.

Так, разграничение ответственности по водоснабжению в квартире предполагает обязательное проведение ремонтных и профилактических работ систем водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.

Привлечь управляющую компанию к ответственности можно при помощи нескольких уполномоченных инстанций. Если же защита прав потребителей не в силах повлиять на подрядчика, а жилищная инспекция не усматривает нарушений в действиях обслуживающей организации, целесообразно подать иск в суд.

Рекомендуем заранее ознакомиться с образцом искового заявления на управляющую фирму.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: