Платон: мир идей и мир вещей

Афинская демократия: краткое введение

Невозможно понять критику Платона по отношению к демократии без понимания афинской системы. Расцвет Афин пришелся на конец 5-го века и 4-й век до нашей эры. В рамках этой системы все граждане мужского пола ( демос) имел широкие политические права, свободу слова и возможность принимать непосредственное участие в политической жизни. Это была прямая демократия, означающая, что граждане активно служили в учреждениях, которые ими управляли. Следовательно, они напрямую влияли на политический процесс и контролировали его.

Самым важным институтом была Ассамблея, которая сегодня является древним эквивалентом Вестминстерского парламента. Этот орган собирается 2-3 раза в месяц на холме Пникс, где может разместиться 6000 человек. Граждане обсуждают широкий круг вопросов, таких как принятие законов, начало политических судебных процессов, судебное преследование гражданина и подписание договоров. Любой гражданин мог выступать перед Ассамблеей и голосовать за решения, просто подняв руки. Большинство победило, и решение было окончательным.

Иллюстрация, изображающая оживленные дебаты в Ассамблее. Кредит @ Греческий вестник.

Суды

Ассамблея сильна, но суды могут предложить определенную степень проверок. 6000 присяжных составляют суды, возглавляемые главными магистратами, избираемыми ежегодно по жребию. У афинян была лотерея. клеротерион для обеспечения справедливости отбора. Суды могут оспаривать или поддерживать решение Ассамблеи по таким вопросам, как преследование граждан, например, остракизм, изгоняющий амбициозных и влиятельных граждан из полиция.

Расширение прав и возможностей масс и их проблемы

Таким образом, в Афинах действует система, которая расширяет права и возможности всех граждан, защищает равное участие в политической жизни и не дает элитам злоупотреблять бедными. Как Перикл говорит об этом в похоронной речи афинян, погибших в Пелопоннесской войне:

«Афинская конституция называется демократией, потому что она уважает интересы не меньшинства, а всего народа. Когда речь идет об урегулировании частных споров, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы поставить одного человека перед другим на ответственные посты, имеет значение не принадлежность к определенному классу, а фактические способности, которыми обладает этот человек. Никто, пока в нем есть желание служить государству, не содержится в политической безвестности из-за бедности ». (Фукидид, История Пелопоннесской войны, 2.37)

Картина: Perikles Hält Die Leichenrede Филиппа Фольца. Кредит @ Википедия.

Итак, что не нравится? Проблема Афин в том, что граждане часто не являются экспертами в тех сферах, в которых они принимают политические и законодательные решения. В судах не существовало профессиональных судей с глубоким нравственным пониманием права. В Скупщине многие граждане, которые участвуют в принятии решений по международным делам, не имеют дипломатического опыта. Многие не разбирались в экономике, но голосовали по финансовым вопросам города. Хотя не следует предполагать, что толпа была некомпетентной, потому что их решения часто были выгодны для Афин, поскольку город доминировал в Делосской лиге. Тем не менее, из-за нехватки знаний гражданам они неизбежно совершают серьезные ошибки. Такие грубые ошибки, как несправедливый суд над справедливым человеком, прислушивание к мнению популистов и соблюдение политики, предложенной софистами, а не праведными государственными деятелями.

Платон о человеке

Как только душа переселяется в тело человека, она, как правило, теряет свою Божественную природу, так как часто становится подвластной человеческим страстям. Находит же она себя заново, лишь вспоминая о мире идей, который покинула: только так она может вновь ощутить свое Божественное происхождение.

Три разновидности человеческой души по Платону

Если рассматривать кратко учение Платона о душе, то нельзя не заметить, что в своих диалогах «Федр» и «Тимей», где излагается эта тема, философ говорит о трех ее началах, а именно — о трех частях или трех составляющих души.

Интересно, что еще в те раннеисторические времена Платоном было замечено, что у разных народов преобладают разные душевные качества. Так, у древних греков, по Платону, — это был разум, у северных варваров — мужество, а вот у древних египтян и финикийцев философ отмечал в наличии, в первую очередь, их влечение к корысти.

Возможно, эти ранние наблюдения за характерами и отличительными чертами разных народов и послужили впоследствии развитию такого понятия как ментальность… Как знать…

Платон: немного об этом человеке


Мы не будем сейчас подробно останавливаться на истории жизни Платона. Скажем лишь, что происходил он из знатной афинской семьи, которая вела свой род от самого Кодра, аттического царя.

С детства Платон получил блестящее образование, небезуспешно пробовал себя практически во всех видах искусств: рисовал, играл на музыкальных инструментах, сочинял стихи… Но главным пристрастием его жизни стала философия. После расправы толпы над его любимым учителем Сократом Платон проникся неприязнью к демократии как к таковой, в 30 лет ушел из Афин и начал путешествовать, встречаясь с самыми разными учеными и мыслителями своего времени.

Он побывал в Египте и в южной Италии, откуда, в результате своих свободолюбивых взглядов, был продан в рабство царем Дионисием Старшим. Волею судеб, почти через десять лет, Платону удалось-таки возвратиться назад домой в Афины, где мыслитель и продолжил свои занятия, начав обучать людей философии.

Вопросы психологии познания у Платона

Великий древнегреческий мыслитель считал, что познание уже само по себе располагает изначальным знанием. И суть человеческого познания на практике — это, всего лишь, некое припоминание им, его душою, тех истин, которые уже были открыты ей прежде как началу космическому. Иными словами, —

Такое извлечение из себя высшего духовного знания и есть суть воспоминания или анамнеза по Платону и этот способ воспоминания истины определен им как мифический.

Но есть и другой путь постижения: от вершины к вершине, восходящее направление открытий истины от частностей к целому — и наоборот: от идей высшего характера к идеям общим: нисходящий диалектический путь.

Впрочем, мы не будем сейчас вдаваться во все эти философские подробности

Нам важно определить саму суть такого рода поисков и направлений

Ученик Сократа, родственник тирана

Биографии поэтов и философов редко попадали в поле зрения серьезных греческих историков. О них писали в основном любители занимательных фактов. Поэтому в биографии Платона и других философов правду не всегда легко отделить от вымысла. Кроме поздней работы о мыслителе, написанной Диогеном Лаэртским, сохранились и письма Платона. Некоторые факты его биографии можно вычленить из его философских трудов.

Под вопросом даже настоящее имя философа. В Античности писали, что в действительности его звали Аристокл, а Платон было прозвищем. Он получил его то ли за физические данные, то ли за ширину лба. Скорее всего, это легенды, и Платон было настоящим именем.

Он происходил из аристократической семьи. Отцом Платона был Аристон, а матерью — Периктиона. Семья принадлежала к дему Коллит. Родители философа были выходцами из знатных семей, предки которых занимали почетную должность архонта-эпонима в VII и VI веках до н. э. Мать Платона происходила из того же рода Кодридов, что и законодатель Солон.

Платон на фреске Рафаэля «Афинская школа». (wikimedia.commons)

У Платона было два старших брата Адимант и Главкон и сестра Потона. Братья Платона сражались в рядах афинского ополчения при Мегаре в 409 году до н. э.

Вскоре после рождения Платона умер его отец Аристон. Периктиона была выдана замуж за брата своей матери (в Афинах такие браки допускались) Пирилампа. Он был вдовцом и воспитывал сына Демоса от первого брака.

Известно, что Пириламп был состоятельным человеком и другом Перикла. Он разводил экзотических птиц и, как поговаривали злые языки, посылал их в подарок любовницам Перикла. Тем не менее он сражался в рядах афинского ополчения в битве с беотийцами при Делии (424 год до н. э.) и был ранен. Периктиона родила новому мужу еще одного сына, которого назвали Антифонт в честь отца Пирилампа.

Точные даты о жизни Платона практически не известны. Немногие факты можно извлечь из фрагментов современных ему авторов. Так, известно, что будущий философ родился в Афинах в 420-е годы до н. э. Он покинул полис в 28 лет, после казни Сократа. А скончался в Афинах на 13-й год правления Филиппа Македонского (348/347 год до н. э.).

Как и другие знатные афиняне, Платон должен был получить домашнее образование. Оно включало музыку, основы математики, астрономии, философии, истории. С общественной жизнью подростка должны были знакомить старшие родственники. В случае с Платоном это, вероятно, делали его братья. Скорее всего, так он и познакомился с Сократом, которого знал Главкон.

Платон должен был слушать и модных в ту эпоху софистов, собиравших вокруг себя учеников. Тот факт, что он сделал некоторых из них героями своих диалогов, говорит о его знакомстве с софистами.

В юности, как и другие молодые афинские аристократы, Платон был учеником Сократа. О дружбе юноши с философом писал в своих «Воспоминаниях о Сократе» другой его ученик Ксенофонт. В частности, он вспоминает подробный разговор между Сократом и братом Платона Главконом, который уже в юности имел политические амбиции.

Судя по сохранившемуся письму Платона, он достиг совершеннолетия к концу Пелопоннесской войны, когда Афинами управляла коллегия Тридцати. Молодой человек возлагал большие надежды на новое правительство из 51 человека (30 и двух подчиненных им коллегий), в которое входили его родственники — дядя Хармид и дядя или двоюродный дед Критий (глава правительства). Тогда же он получил предложение от своего родственника Крития заняться политикой. Платон решил подождать, а потом увидел, что режим Тридцати еще хуже прежней демократии.

Давид «Смерть Сократа». (wikimedia.commons)

Через год в ходе гражданской войны в Афинах восстановили демократию, а Критий и Хармид погибли. В 399 году до н. э., когда Сократа осудили на казнь, Платону было около 25. Через несколько лет он с несколькими другими учениками Сократа уехал в Мегару, чтобы учиться у философа Евклида. После обучения у Евклида Платон вернулся в Афины. Ему исполнилось 30, и он должен был вступить в права земельного владения.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

  • Основа всех гениальных прозрений и открытий — припоминание, а не изобретение. Согласно философу, душа перед вселением в тело пребывает в мире идей, который впоследствии может вспоминаться ей на протяжении земной жизни. В этом и заключается суть процесса познания.
  • Чувственное восприятие, данное каждому человеку от природы, демонстрирует человеку лишь часть мира, притом самую несовершенную его часть. Ключ к осознанию вечной природы всего сущего лежит в «чистом мышлении» (лишённом любых отголосков страсти или иной низменной мотивации). Мир при этом — умопостигаем и доступен для исследования человека.
  • Развитие способности познавать неизбежно связана с самопознанием и изучением самого себя.

У Платона также присутствует термин «вера» — философ рассматривает это с позиции своей теории об идеях. Так, человек, который «верит» в существование чего-то, удостоверяет его существование при помощи своей души (то есть, чувствует истинность или реальность объекта, не видимого посредством чувственного восприятия). При этом следует отделять веру от предположения, основой которого является сомнение в истинности или реальности объекта.

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.

Теория бессмертия Платона

Вывод о бессмертии человеческой души и принадлежности ее к некому более высокому душевному рангу можно сделать, внимательно прочитав самые разные работы Платона. Кроме уже вышеупомянутых, об этом говорится и в его записках “Горгий”, “Федон”, “Государство”, а также в исследовании Мусулина.

Платон разделял идею переселения душ

Он не перестает рассуждать о путях, которыми идет душа, в зависимости от того, каким образом она была проявлена в течении своего присутствия в земном теле

Важно отметить, что выбор своей судьбы для человека является выбором свободным: каждый сам решает, идти ли рядом с истиной либо предаться сиюминутным страстям и велениям меняющихся социумов…. То есть, как мы замечаем, нигде не говорится о том, что душа по той или иной причине, оставляя бренное тело, прекращает свое существование: напротив, она лишь видоизменяется — и направляется к тому или иному своему полюсу…

То есть, как мы замечаем, нигде не говорится о том, что душа по той или иной причине, оставляя бренное тело, прекращает свое существование: напротив, она лишь видоизменяется — и направляется к тому или иному своему полюсу…

Любить

У этой концепции так много разных значений, чувств и применений. Так что на самом деле не так просто попытаться определить это простым способом. Но один абсолютно определенный аспект любви — это  универсальная концепция, связанная с нашей связью друг с другом. 

В английском языке слово любовь включает в себя массу разных чувств. Это может быть что угодно от страстного желания и близости романтической любви, вплоть до несексуальной эмоциональной близости, которую вы испытываете со своей семьей. Это может даже включать глубокую преданность: религиозная любовь.

О какой бы любви мы ни говорили, эмоции всегда чрезвычайно сильны. Можно даже сказать, что они неотразимы, потому что от них невозможно убежать. Платоническая любовь на самом деле является действительно важной частью наших отношений друг с другом, поэтому она является источником вдохновения в искусстве. 

Актуальность для современной истории

Нам могут показаться безумными аргументы Платона. Неужели свобода и репрессии — это самое далекое друг от друга? Но современная история доказала обратное. Хотя демагоги не могут захватить власть точно так, как описывает Платон, тирании, тем не менее, часто возникают из демократий. Чтобы понять, насколько хрупка демократия, достаточно взглянуть на падение Веймарской республики на нацистскую Германию, Чили и переворот Пиночета в 1970-х годах и Венесуэлу. Особенно впечатляет пример Веймарской Германии.

Возвышение Гитлера в некоторой степени соответствует теоретическому демагогу Платона. Гитлер и его национал-социалисты представили себя защитниками низшего среднего класса и рабочего класса во время Великой депрессии. В то же время он обратился к ультраконсерваторам с обещанием восстановить величие Германии, отказавшись от Версальского договора и экспансионистской политики Lebensraum. Он организовал «Ночь длинных ножей», чтобы устранить своего коллегу и конкурента Эрнста Рема, укрепив свою власть над нацистами. Подобно тирану Платона, у него есть ополченцы для личной защиты и наживы; сначала СА, потом СС. Конечно, между тираном Платона и диктаторами в современной истории есть контекстуальные различия. Тем не менее поразительно, что Платон, писавший за тысячи лет до современности, почти предвидел, как современная демократия может рухнуть.

Гитлер осмотрел бюст Фридриха Ницше. Кредит @ Tumblr.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето — Аполлона.

О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако есть и другой вариант. Согласно ему биография будущего философа началась на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон — это прозвище, которое он получил от тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул античный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа — потомок царя Аттики Кодра, а мать — афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди, Критий и Хармид, оба члены группы проспартанских правителей «Тридцать тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети — сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.

Дети получили классическое мусическое образование — так называлось образование, включающее в систему эстетическое, нравственное и умственное воспитание (названо в честь муз). Учил Платона в то время философ-досократик Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время учебы лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения распространялись трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом и Пелопонесским.

Политический деятель Аристон пытался наладить жизнь сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но сам Платон придерживался других взглядов на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

В 408 году до н. э. юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге он столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Испытание Сократа

Сократ был первым западным философом и учителем Платона. Он был преданным афинским гражданином, который служил Hoplite в армии. Сократ прожил свою жизнь демократически; он разговаривал с массами, задавал вопросы, например, что такое добродетель? Что такое справедливость? А что такое любовь и счастье? Он разговаривал не только с коллегами-учеными и проницательными молодыми умами, но и с негражданами и рабами. Его взаимодействие с массами выходит за рамки классовых границ. Тем самым Сократ побуждал афинян глубоко задуматься о человеческом существовании.

Смерть Сократа — Жак Луи Давид. Кредит @ Метрополитен-музей.

Неправильное представление Сократа

И все же демократия, которую он любил, приговорила его к смертной казни в 399 г. до н.э. Присяжные обвинили его в том, что он вводил новых богов и развращал молодежь. Хотя существует множество причин для таких убеждений, многие историки указывают на две важные причины, которые привели к судебному разбирательству. Первый связан с Критием, учеником Сократа и членом Тридцать тиранов который на короткое время сверг афинскую демократию в 404 г. до н.э. на короткие 8 месяцев. Тем не менее, правление тиранов привело к убийству 5% афинского населения и конфискации имущества граждан. В ярости афиняне связали жестокость Крития с учением Сократа. Хотя как историк убедительно указывает, что у них были натянутые отношения, и Сократ горячо не одобрял действия Крития. Массы действовали по страсти, а не по разуму.

Критий, один из Тридцати тиранов. Credit @ Интернет-энциклопедия философии.

Вторая причина, по мнению Платона, связана со знаменитым драматургом Аристофан’ отрицательное изображение Сократа в его комедии — Облака. В этой пьесе Аристофан изображает Сократа как мошенника, который исповедует традиционную греческую религию, поклоняется собственным странным божествам и руководит специальной школой (Институт мышления), где преподают идеи, подрывающие общепринятую мораль. Кто-то может спросить, разве комедия не беззаботна, и поэтому люди не должны серьезно относиться к сообщениям?

Скульптура Аристофана. Кредит @ Колумбийский университет.

Но греческий контекст другой. Драматург по-гречески Didáskalos, что означает учитель. У драматургов есть обучающая функция. В комедиях есть разделы, называемые парабазами, где пьеса ставится на паузу, а руководитель хора обращается к публике. Актеры уходят со сцены, а руководитель хора принимает вид драматурга и обращается к публике. Следовательно, возможно, что афиняне серьезно восприняли ложное изображение Сократа Аристофаном. А Критий и Аристофан внесли свой вклад в ошибочные суждения людей о Сократе.

Платон в контексте

Платон, родившийся около 429 г. до н.э., пережил кризис афинской демократии и стал свидетелем множества грубых ошибок, совершенных правительством-гражданином. Афины проиграли Пелопоннесскую войну Спарте, она была разграблена Тридцатью тиранами и в безумии казнила один из величайших умов Афин — Сократа. Демократия, в которой жил Платон, столкнулась с величайшими проблемами, с которыми она когда-либо сталкивалась, и не смогла решить эти трудности с помощью эффективной внутренней политики и мудрой дипломатии. Наблюдение за неудачей Афин заложило основу критики Платона против демократии. В оставшейся части статьи исследуется аргумент Платона против этой системы правления в «Республике».

Платон, Дион и Дионисий

В 366 году до н. э. Платон снова отправился в Сиракузы. Годом раньше умер Дионисий, и власть на Сицилии унаследовал его сын Дионисий Младший. К тому времени прежний ученик Платона Дион достиг зрелого возраста и стал ближайшим советником нового правителя.

Дион потратил много сил, чтобы уговорить мыслителя вновь приехать на Сицилию. Он убеждал его, что втроем они могли провести реформы и положить конец творящемуся злу тирании. Кроме того, убеждал Дион, если откажется Платон, наставниками Дионисия станут недостойные люди.

Дионисий хорошо принял философа. Платон и Дион пытались развить лучшие качества Дионисия, которого они считали способным человеком. Вскоре произошел конфликт между тираном и его родственником Дионом. При дворе правителя действовала партия во главе с другим родственником Дионисия — Филистом. Он предоставил тирану доказательства, что Дион вел тайные переговоры с Карфагеном.

Дионисий изгнал Диона из государства, но демонстративно попросил Платона остаться при его дворе и поселил его в своем дворце, откуда трудно было сбежать. Платон пытался помирить тирана с родственником, но потерпел неудачу. Писали, что философ вызвал гнев Дионисия, но в этот раз у него нашелся влиятельный заступник — правитель-философ Тарента Архит. Письмо последнего Дионисию с просьбой позволить Платону безопасно покинуть город цитирует Диоген Лаэртский. После этого он вернулся в Афины, но продолжил поддерживать переписку с Дионисием, надеясь помирить его с Дионом.


Предположительно, бюст Архита Тарентского. (wikimedia.commons)

Тем временем изгнанный Дион отправился в Грецию. Он побывал в нескольких городах, где был тепло принят, и некоторое время жил и учился в Академии. Там он, в частности, подружился с учеником и будущим преемником Платона Спевсиппом.

В 361−360 годах до н. э. Платон в третий раз побывал при дворе Дионисия Младшего. Дионисий настойчиво приглашал Платона (но не своего родственника Диона) на Сицилию. Платон согласился только после третьего приглашения, когда тиран прислал за ним корабль и пообещал помириться с Дионом, если философ примет его приглашение. Дионисию вторил правитель Тарента Архит, писавший, что от Платона зависят отношения между Тарентом и Сиракузами.

Прибыв на Сицилию, философ понял, что Дионисий не будет следовать его наставлениям. Кроме того, ранее тиран позволял Диону получать доходы со своих владений. Теперь он объявил, что эти средства должен получать сын Диона, опекуном которого являлся тиран.

Между Платоном и Дионисием произошла ссора, и философ хотел отбыть в Афины на первом судне, которое идет в Грецию. Тирану снова удалось его удержать. Как писал сам философ, для всей Сицилии они делали вид, что дружат, но Платон искал способ покинуть Сиракузы.

Через некоторое время Дионисий выселил Платона из своего дворца и поселил за пределами городских стен Сиракуз. Там философ жил в окружении наемников тирана. Афиняне, служившие наемниками, предупредили земляка, что наемники раздражены и хотят его убить. Платон послал письмо Архиту, и правитель Тарента убедил Дионисия отпустить философа на родину.

Платон сообщил Диону, что не смог помирить его с Дионисием. Это было последней каплей для изгнанника, и он начал подготовку к войне. В 357 году до н. э. Дион завещал свое имущество в Академии Спевсиппу и со сторонниками отправился на Сицилию. Вместе с ними отправился ученик Платона Тимонид, чтобы записать их деяния для истории. Дион захватил Сиракузы, а через три года смог захватить и внутреннюю крепость Ортигию.


Место, где располагалась Академия. (wikimedia.commons)

Через несколько месяцев Дион был убит заговорщиками во главе с его другом афинянином Каллиппом, который провозгласил себя тираном Сиракуз. Так закончилась жизнь человека, который был настоящим другом Платона и пытался воплотить его идеи в жизнь.

Платон дал достойную эпитафию погибшему другу: «От его глаз нисколько не скрылось, что те, кто его погубил, были скверные люди, однако какова сила их дикости, мерзости и ненасытности, этого он не видел».

Хотя Платон, похоже, так и не женился, он был окружен своими родственниками. Его племянник Спевсипп был его учеником и преемником в качестве главы Академии. В 360-е годы до н. э. умерли две племянницы философа, и он взял на себя опеку над их 4 детьми. Адимант, вероятно внук брата Платона того же имени, был объявлен по завещанию наследником его имущества.


Спевсипп в представлении гравера 17 века. (wikimedia.commons)

Платон умер около 347 года до н. э. Философ был похоронен в Академии, которая стала главным его детищем, продолжившим существовать на протяжении всей античной истории.

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие — это сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство. Правда, ее точное местоположение определить не удалось. Предположительно, остров располагался на западе от Геркулесовых высот. Его исчезновение философ связывал с произошедшим землетрясением, из-за которого островное государство за один день погрузилось под воду вместе с его жителями — атлантами.

Впервые интерес к Атлантиде появился в эпоху Возрождения, но в науке вопросы о ее действительном существовании оставались спорными. Их-за этого история об острове считается легендой, но попытки найти реальные факты и события, подтверждающие ее существование, предпринимались не единожды.

С Платоном часто спорил киник Диоген из Синопа (тот, что жил в бочке и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал о человеке, что это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «с плоскими (широкими) когтями».

Платон — противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами он выразил в разных произведениях.

Немного о Платоне

Платон был греческим философом. Сначала он был учеником Сократа, а затем учителем Аристотеля. Он написал много вещей, но наиболее известными являются его Симпозиум и его Аллегория Пещеры. На Симпозиуме он рассказал о своей идее любви, и именно здесь мы получили представление о том, что такое «платоническая любовь».

Платон рассматривал любовь как мотивацию для нас, чтобы открыть и испытать красоту ради нее самой. Но вы должны были понять красоту через дуализм, который является одной из главных идей в его философии. Дуализм — это философская концепция, которая говорит, что то, как мы видим нашу реальность, исходит из двух независимых субстанций, которые никогда не могут смешиваться: материальная (физическая) и нематериальная (духовная).

Возможно, они смогут собраться вместе, но они никогда не смогут по-настоящему смешаться. Платон думал, что люди состоят из тела и души, и что душа связана с царством идей, а тело принадлежит материальному миру. Душа также должна сосуществовать с телом, в котором она находится, но обе эти реальности абсолютно независимы.

Это философская концепция, на которой Платон основывал свою идею любви. Но многие люди не поняли это. Дошло до того, что они видели платоническую любовь как воздерживающуюся, духовную любовь. Это просто не тот случай. Идея этого философа о любви заняла второе место: речь шла не о том, чтобы быть беспорядочным или воздержанным, потому что он видел совершенство в стабильности. 

Учение о государстве

Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».

«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи

Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.

Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе. Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным. Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.

Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.

Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.

Филосов-царь

В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.

Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: