Обязательное психиатрическое освидетельствование с 1 сентября 2022 года: главные изменения

Как направить сотрудников на осмотр

Процедуру регламентирует локальный нормативный акт организации: положение, регламент и пр.

В локальном документе приводят список должностей согласно штатному расписанию, описывают порядок прохождения процедуры и закрепляют образцы сопроводительной документации. Его готовит специалист охраны труда или отдела кадров и утверждает руководитель организации.

Рассмотрим процедуру пошагово:

  1. Руководитель издает приказ о необходимости сотрудников прибыть в медучреждение с пофамильным перечислением. С приказом знакомят каждого сотрудника под подпись.
  2. Каждому выдают направление в клинику, на основании документа в клинике врач примет сотрудника и выдаст заключение.
  3. Заключение предоставляют работодателю.

Что планирует делать профсоюз «Учитель»?

Для профсоюза «Учитель» подобные изменения и проблемы, которые возникнут у учителей, не являются чужими. В течение 2020-2022 гг. сразу несколько учителей – членов профсоюза из Курганской области и Ханты-Мансийского автономного округа участвовали в судебных спорах против своих работодателей, которые незаконно принуждали их к прохождению такого психиатрического освидетельствования. Дистанционную юридическую поддержку в этих спорах учителям оказывала юридическая служба профсоюза «Учитель». В одном споре удалось достичь победы и отстоять права педагога. Во втором случае профсоюз вместе с педагогом обжалует решения суда в кассационной инстанции.

Принимая во внимание ухудшение прав учителей вследствие вступления в силу нового приказа Министерства здравоохранения РФ, профсоюз «Учитель» направил запрос, в котором просит ответить на следующие вопросы:

  1. На основании чего разработаны новые требования к прохождению обязательного психиатрического освидетельствования, в результате появления которых, по сравнению с предыдущими правилами, значительно расширена категория лиц, которые обязаны проходить психиатрическое освидетельствование, в частности, в отношении учителей общеобразовательных школ?
  2. В связи с чем Министерство здравоохранения РФ полагает недостаточным для учителей и других работников образования медицинский осмотр врачом-психиатром в рамках ежегодного обязательного медицинского осмотра?
  3. Согласно ч. 2 ст. 46 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр направлен непосредственно на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, в то время как медицинское психиатрическое освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Чем обусловлена необходимость всем педагогическим работникам проходить освидетельствование без учета ранее установленного ограничения для прохождения такого освидетельствования только теми педагогами, которые трудятся во вредных условиях труда по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте?
  4. Какие юридически значимые последствия (в контексте ФЗ № 323) связаны с обязанностью всех преподавателей подтверждать свое состояние здоровья именно путем обязательного психиатрического освидетельствования?

Профсоюз «Учитель» настаивает на возвращении к старому регулированию вопроса обязательного психиатрического освидетельствования педагогов. Т.е. обследование должны проходить только преподаватели учебно-воспитательных учреждений и работники, чья работа связана с перенапряжением голосового аппарата, т.е. с вредными условиями труда, которые установлены работнику по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте.

О результатах рассмотрения этого обращения мы проинформируем.

Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н

Виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование

  1. Деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств по профессиям и должностям согласно перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
  2. Деятельность, связанная с производством, транспортировкой, хранением и применением взрывчатых материалов и веществ.
  3. Деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемая работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  4. Деятельность, связанная с оборотом оружия.
  5. Деятельность, связанная с проведением аварийно-спасательных работ, а также с работой, выполняемой пожарной охраной при тушении пожаров.
  6. Деятельность, непосредственно связанная с управлением подъемными механизмами (кранами), подлежащими учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  7. Деятельность по непосредственному забору, очистке и распределению воды питьевых нужд систем централизованного водоснабжения.
  8. Педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  9. Деятельность по присмотру и уходу за детьми.
  10. Деятельность, связанная с работами с использованием сведений, составляющими государственную тайну.
  11. Деятельность в сфере электроэнергетики, связанная с организацией и осуществлением монтажа, наладки, технического обслуживания, ремонта, управления режимом работы электроустановок.
  12. Деятельность в сфере теплоснабжения, связанная с организацией и осуществлением монтажа, наладки, технического обслуживания, ремонта, управления режимом работы объектов теплоснабжения.
  13. Деятельность, непосредственно связанная с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа и подлежащего учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
  • пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • воды при температуре более 115 °C;
  • иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

14. Деятельность, непосредственно связанная с диспетчеризацией производственных процессов в химической (нефтехимической) промышленности, включая деятельность операторов производственного оборудования в химической (нефтехимической) промышленности (при производстве химических веществ 1 и 2 классов опасности).

15. Деятельность, связанная с добычей угля подземным способом.

16. Деятельность, связанная с эксплуатацией, ремонтом скважин и установок при переработке высокосернистой нефти, очистке нефти и газа от сероводорода, очистке нефтеналивных судов, цистерн, резервуаров, добычей и обработкой озокерита, экстракционноозокеритовым производством.

17. Деятельность, непосредственно связанная с контактами с возбудителями инфекционных заболеваний — патогенными микроорганизмами I и II группы патогенности, возбудителями особо опасных инфекций, а также с биологическими токсинами (микробного, растительного и животного происхождения) или с доступом к указанным субстанциям.

Как изменилась процедура 2022 году

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.05.2022 № 342н, установил новый порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее — Порядок), который утвердил процедуру его проведения, детально описал содержание необходимой документации (направление, заключение), устранил дублирующие моменты, отраженные в других законодательных нормах, значительно сократил объем списка работ для проведения освидетельствования, а также убрал как основание проведения психиатрического освидетельствования химические, физические и биологические факторы и наличие промышленных аэрозолей.

Рассмотрим подробнее принятые изменения.

  1. Деятельность, связанная с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ — химических, биологических, промышленных аэрозолей, физических, а также неблагоприятных производственных факторов), и деятельность работающих в условиях повышенной опасности больше не является основанием для проведения обязательного психиатрического освидетельствования.
  2. Освидетельствование работника проводится на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (при их наличии).
  3. Если работник устраивается в организацию и в течение последних двух лет проходил освидетельствование по этому же виду деятельности, повторное прохождение процедуры ему не требуется. Результат ранее проведенного освидетельствования подтверждается медицинскими документами, в том числе полученными путем электронного обмена между медицинскими организациями.
  4. Расширен список обязательных составляющих направления на психиатрическое освидетельствование, а также список документов для предоставления в медорганизацию для его прохождения.
  5. Уточнено, что освидетельствование проводится в календарных днях, а именно — не позднее 20 календарных дней со дня обращения работника в медицинскую организацию.
  6. Указано, что по окончании прохождения работником освидетельствования медицинской организацией оформляется медицинское заключение, а также уточнены его обязательные составляющие.
  7. Медицинское заключение составляется в трёх экземплярах, один из которых выдаётся работнику под подпись в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссией.
  8. Установлено 17 видов деятельности, при которых проводится психиатрическое освидетельствование.

После того как мы обозначили основные изменения, действующие с сентября 2022 года, перейдём к самой процедуре организации обязательного психиатрического освидетельствования.

Как проходит психиатрического освидетельствования работников

Психиатрическое освидетельствование должны провести в течение 20 дней с даты обращения работника в медицинскую организацию.

Освидетельствование включает три этапа:

  • приём (осмотр, консультация) врача-психиатра;
  • сбор жалоб и анамнеза (объективный и субъективный) в психиатрии;
  • психопатологическое обследование.

Проводящая освидетельствование медорганизация вправе запрашивать необходимую информацию о состоянии здоровья работника, в том числе с использованием медицинской информационной системы и в том числе в медорганизации, где работник получает первичную медико-санитарную помощь.

Могут учитываться результаты ранее проведённых (не позднее одного года) медицинских осмотров, освидетельствований, диспансеризаций работника, подтверждённых медицинскими документами (п.9 Приказа № 342н).

По итогам обследования комиссия выносит решение о пригодности или непригодности работника для выполнения к указанной в направлении деятельности. Оформляется медицинское заключение. В трёх экземплярах составляется заключение. Один из них под подпись получает сотрудник, второй хранится в медорганизации, третий — при наличии согласия работника направляется работодателю. Заключение может быть выдано в том числе и в электронной форме с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей всех членов врачебной комиссии и передано работнику и работодателю (при наличии согласия работника) по защищённым каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства РФ о защите персональных данных и врачебной тайны (п. 13 Порядка № 342н).

Упущенные сроки

Новый порядок установлен отдельным актом, так как изменения в действующее постановление Правительства вносить нельзя: оно входит в перечень актов, не отмененных «регуляторной гильотиной». Оценка соблюдения обязательных требований, определенных постановлением, и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение не допускается после 1 сентября 2022 года, что совпадает с моментом вступления в силу нового приказа Минздрава.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»».

В новом порядке обязательного психосвидетельствования:

  • закреплено, что у работника появилась возможность не проходить повторное освидетельствование, если он поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее (в течение 2 лет до этого) уже проходил освидетельствование и был пригоден к выполнению аналогичного вида деятельности;
  • установлено, что гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным к выполнению отдельных видов деятельности в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Однако по какой-то причине самый главный срок – срок периодичности освидетельствования – приказом не предусмотрен. Хотя такое полномочие возложено на Минздрав Положением о ведомстве, и акт даже называется «Об утверждении … периодичности». Что любопытно, как и в действующем постановлении Правительства, так и в первоначальных проектах приказа содержалась норма о том, что освидетельствование работника проводится не реже 1 раза в 5 лет. Однако в финальную версию нового порядка это положение не попало.

Возможно, это связано с желанием регулятора закрепить данный срок в самом законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В феврале 2021 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон, в том числе о том, что «работники, выполняющие отдельные виды работ … проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в соответствии с трудовым законодательством». Однако, во-первых, пока законопроект остановился на стадии рассмотрения во втором чтении, во-вторых, все-таки именно на Минздрав возложены полномочия по установлению периодичности освидетельствования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПрофиСлайд
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: