Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия
Безубыточность — это состояние «взвешенности», когда бизнес функционирует «ради искусства», не принося своим владельцам ни прибыли, ни убытков. Второе понятие этого термина — количество прибыли, которое делает предприятие рентабельным. Этот вариант применяется в специальной литературе чаще всего. Ее обычно также понимают как количество продукции, которое нужно сбыть ради полного покрытия убытков. Все последующие продажи будут приносить компании чистую прибыль.
Таким образом, разница между продажей фактической и безопасной определяет зону безопасности
И зона безопасности, и безубыточный объем продаж — важнейшие показатели, на которые стоит обращать внимание при написании бизнес-планов, а также обосновании любых управленческих решений. Заметим, что для описания можно использовать аналитический и графический методы
Как в этом случае проводится маржинальный анализ? Пример: возьмем за переменные затраты b. Пусть они буду равны 1000 рублей, тогда как цена p будет равна 6000 рублям. При постоянных затратах A (предположим, что они равны 30 000 рублей), точка безубыточности будет рассчитываться по следующей формуле:
Q* = A / (p – b) = 30 000 / (6000 – 1000) = 6000 штук.
Q* = (A + Прибыль) / (p – b) = (30 000 + 200 000) / (6000 – 1000) = 46 000 штук.
Основная методика анализа
В нашей стране используется факторный экономический анализ, расчет которого идет по следующей формуле:
П = VP П (p – с)
VP П — общий, реальный объем продаж.
р — стоимость реализации.
с — реальная себестоимость выпускаемого товара.
Экономический анализ при этом исходит из того предположения, что все эти элементы могут изменяться совершенно обособленно, вне зависимости друг от друга. Большой проблемой является то, что данная модель совершенно не учитывает взаимосвязь между реальным объемом сбываемой продукции и ее себестоимостью. А ведь при увеличении темпов производства и количества выпускаемой продукции затраты на нее снижаются. Напротив, много постоянных затрат бывает в случае спада выпуска.
В противовес этой системе, маржинальный анализ прибыли рассчитывается по совершенно иной формуле:
П = VP П (р – b) – А
р — отпускная цена.
b —расходы переменного типа (на одну единицу).
А — постоянные затраты.
Для чего он вообще нужен
Анализ безубыточности предназначен для решения следующих задач:
-
Точно определить влияние различных факторов на величину конечной прибыли, а также научиться прогнозировать ее с высокой точностью.
-
Научиться определять критический, пороговый объем продаваемой продукции, а также ту ее розничную цену, при которой финансовый результат будет равным нулю (ни прибыли, ни убытков).
-
Выделить зону безопасности, безубыточности предприятия.
-
Точно узнать объем продаж, при котором будет получена искомая величина прибыли.
-
Реализовывать такие варианты управленческих решений, при которых бы стало возможным получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Очень важно заметить, что адекватный маржинальный анализ может быть выполнен только в том случае, если соблюдается целый ряд дополнительных условий:
-
Издержки обязательно делятся на переменные и постоянные.
-
Следует помнить, что переменные издержки оттого так и называются, что изменяются вместе с объемом производства.
-
Постоянные же затраты не изменяются в четких пределах какого-то заданного объема производимой продукции, то есть в диапазоне нормального производственного объема предприятия.
-
Запасы готовой продукции не должны существенно изменяться в течение времени, выпуск и сбыт тождественны.
Маржинальный учет и уплата налогов
Где еще важен анализ маржинального дохода? Разумеется, в общении с налоговой службой! Дело в том, что сам способ определения прибыли прямо влияет на формат налоговой отчетности
Важно! Из-за того, что маржа не учитывает постоянные убытки, она не может фигурировать в налоговой отчетности
Выше мы уже описали основы маржинального анализа: согласно им, себестоимость продукции в обязательном порядке соответствует производственной себестоимости. Соответственно, из маржи нужно вычесть переменные убытки. Но в отчетах фигурирует уже операционная прибыль, которая высчитывается в виде разницы между маржинальным и чистым доходом предприятия.
Проще говоря, описываемый нами анализ часто используется во внутренних делах производства, так как он очень важен, но его редко применяют для «общения» с окружающим миром.
Показатели рентабельности
Как вам наверняка известно, основным фактором, который будет способствовать постоянному притоку инвестиций в производство, является его рентабельность. Увы, но наши предприятия зачастую пользуются старой методикой, которая опять-таки не учитывает классической формулы «затраты – объем—прибыль». Уровень рентабельности в этом случае вообще не зависит от общего объема проданной продукции. Разумеется, в реальности ситуация кардинально противоположная.
В практике зарубежных стран используется такой маржинальный анализ рентабельности:
R = MR/TR*100%
-
R — искомая нами рентабельность.
-
MR — маржинальная прибыль.
-
TR — общий доход от продажи товара.
Расчет рентабельности по обороту выпускаемого товара идет по аналогичной схеме.
Метод отдельного анализа получаемого дохода
Чрезвычайно усложняется методика в том случае, когда нужно проанализировать состояние производства, которое занимается выпуском сразу нескольких наименований товара
В этом случае крайне важно учитывать еще и влияние структуры сбываемой продукции. В общем и целом, для этого используется следующий метод маржинального анализа:
П=сумма/УРПобщ * Уд i(Ci-bi)/-A
-
УРПобщ – полный объем реализованной продукции, выраженный в принятых на производстве единицах.
-
Уд i – удельная доля конкретного вида товара (I) на предприятии.
-
Ci – стоимость единицы такой продукции.
-
bi – переменные убытки на ее производство.
Основные сведения
Сам маржинальный анализ предусматривает разделение убытков производственных и сбытовых, при условии разделения их на пропорциональные и непропорциональные. Кроме того, широко используется категория «маржа покрытия». Что это такое? Так называется доход, из которого вычли переменные издержки. Если говорить о применении этого понятия к единице продукции, то это разность между ее стоимостью и удельными, переменными затратами. Словом, она неразрывно связана с постоянными убытками и прибылью.
Важно! Что же такое маржинальная прибыль, ради которой и затеваются все эти расчеты? Проще говоря, это чистый прирост тех инвестиционных средств, которые были вложены в развитие предприятия. Кроме того, под этим термином могут пониматься доходы, которые идут от реализации дополнительных единиц товара, выпущенных сверх плановых показателей
Производить или покупать
Так как в последнее время чрезвычайно актуален вопрос минимизации затрат, то частенько приходится принимать решение о покупке или самостоятельном производстве узлов, деталей или механизмов в сборе. Дабы «малой кровью» разрешить сию дилемму, можно использовать маржинальный анализ затрат.
Выразим стоимость деталей, приобретенных «на стороне»:
З = р * х
Р — цена одной единицы товара.
х — нужное количество деталей за год.
Себестоимость же произведенных самостоятельно запасных частей обязательно должна учитывать как переменные, так и постоянные затраты:
З = а + b * х
Выясним, при какой потребности в деталях стоимость их производства и покупки будет совпадать:
рх = а + b * х = 1500 * x = 200 000 + 1000 * х = 50 * x = 200 000 = х = 4000 штук.
Маржинальная прибыль и общие объемы производства
Чтобы определить взаимосвязь между объемом маржинальной прибыли и темпами производства, рекомендуем обратить внимание на второе определение этого понятия, которое мы приводили в самом начале статьи. Оно лучше всего показывает динамику увеличения доходов
При ценообразовании следует отдельно учитывать переменные и постоянные убытки
Особенно важно понимать, что к постоянным издержкам относятся те, которые сохраняются даже при полном отсутствии производства
К таковым относятся следующие категории расходов:
-
Арендные платежи.
-
Выплата налогов.
-
Заработная плата всего персонала.
-
Выплаты по кредитам и займам.
Программы для учета маржинальной прибыли
Практически все зарубежные налоговые программы легко могут проводить ее расчет, но среди отечественных приложений с этой задачей справляются далеко не все. Так, в небезызвестном приложении 1С оперирует близким понятием «валовая прибыль», а в менее распространенной утилите ФинЭкАнализ данный показатель называется «валовая маржа». В принципе, некоторые порталы, посвященные тематике налогового учета и бухгалтерской отчетности, предлагают достаточно удобные онлайн-калькуляторы, при помощи которых можно легко подсчитать все показатели маржинального анализа.
В принципе, можно самостоятельно создать формулу или макрос в распространенном табличном редакторе Excel для достижения тех же самых целей.
Маркетинговые акции и маржинальный доход
Директор компании далеко не всегда может проанализировать, насколько же выгодно взаимодействие с тем или иным партнером. Особенно сложно бывает в случае массовых маркетинговых акций, которые сложно ассоциировать с определенным клиентом. К примеру, реклама в СМИ достигает многих, но реальный ее результат отражается только в росте продаж. Причем на это влияют как старые покупатели, так и некоторая часть новых, нашедших фирму по объявлению.
Разумеется, методику анализа тут нужно будет серьезно изменять. Возможны два варианта. Если круг клиентов, которые участвуют в данной акции, хотя бы приблизительно известен, можно воспользоваться обычным маржинальным анализом, применяя его так же, как и в случае с отдельным партнером. Нужно просто посчитать объем оборота по исследуемой группе, наценку, а затем вычесть затраты. Как результат — маржа по определенной клиентской группе.