Запрет на допуск к работе и его последствия
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
- ее порядковый номер;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Вот так выглядит бланк справки:
Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля
Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:
- опрос о физическом самочувствии;
- визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
- замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
- выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
- объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
- анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Причины отстранения водителя
Если врач обнаружит серьезные препятствия для выезда водителя на рейс, такой сотрудник отстраняется от рейса. В журнале предрейсовых осмотров вносят соответствующую запись, также врач обязательно уведомляет директора фирмы о случившемся.
Сотрудника не допустят к рейсу в следующих случаях:
- если он нетрезв или одурманен, сюда относят и похмелье;
- присутствует болезнь или синдром, влияющие на скорость принятия решения за рулем, например, ОРВИ, сопровождающаяся высокой (от 37 градусов) температурой.
- слишком высокое или чрезмерно низкое артериальное давление.
Но и это не все. В отдельных случаях, врач вправе не выпустить на рейс человека, чье состояние вызывает у него серьезные сомнения.
Некоторые компании выделяют ключевым сотрудникам автомобили для «ускорения» их работы. За рулем, естественно, сам сотрудник. Нужно ли ему ежедневно проходить предрейсовый медосмотр? Нужно ли ему доплачивать за работу водителя?
Вопрос вовсе не безобидный, как показываю результаты проверок ГИТ за последние два года. Давайте разберемся вместе.
Позиция инспекции труда
Последние два года ГИТ проверяла компании, которые используют в своей работе служебные машины. Основные нарушения, по мнению инспекторов, были следующие:
- работники, использующие автомобили, не проходят все предусмотренные для водителей медосмотры (периодические, предрейсовые и послерейсовые),
- такие работники не прошли психиатрическое освидетельствование,
- этим работникам не оплачивалась работа водителя.
Чиновники ГИТ посчитали, что если работник ездит сам за рулем служебного автомобиля, то должен быть оформлен как водитель. Для этого нужно включить должность водителя в штатное расписание организации, с работником заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о работе по совмещению водителем, в котором прописать доплату за такое совмещение.
Оправдание работодателей, что машина — это вспомогательное средство, эдакий социальный бонус к некоторым должностям, инспекторы принимали как отговорку, чтобы не организовывать медосмотры (прямо скажем, удовольствие не из дешевых).
Надо сказать, что практически все работодатели, которых коснулись проверки, были оштрафованы, поскольку знать не знали, что принимают на работу не просто начальника (руководителя) какого-либо отдела, а начальника-водителя. Кроме того, их обязали заключить с работниками соответствующие допсоглашения к трудовым договорам и организовать медосмотры. Конечно, все были возмущены, но не каждый работодатель осмелился оспорить решение ГИТ.
Каковы же были результаты оспаривания в суде? Суды повели себя по-разному, то есть некоторые поддержали госинспецию труда, но большинство судов все-таки не согласились с мнением контролеров. Я приведу по одному примеру, но на самом деле судебных решений было много.
Позиция судов, поддержавших решение ГИТ
Московский областной суд (решение от 26.06.2014 г. по делу №21-596\2014) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник. Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством. Значит, работник должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, задача которых — предупредить ДТП.
Кроме того, такие работники-водители сязаны с движением транспортных средств, а это источник повышенной опасности. Значит, не реже 1 раза в 5 лет нужно проходить еще и психиатрическое освидетельствование.
Позиция судов, защитивших работодателя
Нагатинский районный суд Москвы (решение от 12.09.2014 г. по делу № 2–7982/2014) встал на сторону работодателей, признав предписание ГИТ необоснованными. Суд исходил из того, что в Постановлении Правительства РФ №16 от 19.01.2008 г., которое утвердило перечень работ и профессий, непосредственно связанных с движением транспортных средств, не указаны работники, которые пользуются автомобилями в качестве бонусов.
Суд сделал акцент на том, что торговые представители, например, пользуются служебными машинами не для перевозки грузов, а только для своего передвижения, причем и в личных целях тоже (едут с работы и на работу). Поскольку эти должности (представители, руководители департаментов) не указаны в Перечне, утвержденном Постановлением №16, то нет оснований считать их водителями. А значит, предрейсовые осмотры и освидетельствования им не нужны.
На что сделать акцент при выделении автомобиля работнику:
- Автомобиль — это вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей, которым можно пользоваться и в личных целях тоже.
- Автомобиль – это форма улучшения условий труда, работник по своим функциям не связан с повышенными источниками опасности.
- Компания не осуществляет перевозку грузов и пассажиров.
- Поездки работника на служебном автомобиле носят эпизодический характер, поэтому рейсами не являются.
Обслуживание двигателя автомобиля
Что мы понимаем под техническим обслуживанием автомобиля и в частности двигателя автомобиля, это как правило замена технических жидкостей, различных фильтров, тормозных колодок, да и практически все. Обслуживание автомобиля для многих на этом списке и заканчивается, поскольку официалы за редким исключением рассказывают своим клиентам, как правильно следить за машиной и что необходимо делать, чтоб она не ломалась долгое время, потому что данные пояснения приводят к отсутствию у них дальнейшей работы, все просто, если авто не ломается это не интересно мастеру и не прибыльно для всего техцентра
Помимо простого прохождения (ТО 1 ТО 2), есть такое понятие как межсезонное техническое обслуживание, когда мы готовим свои любимые автомобили к лету или зиме не важно, после затяжной холодной и мокрой зимы или долгого затяжного лета и засухи. Задачами прохождения данного обслуживания автомобиля стоит предотвращение поломок авто, связанных с несоблюдением регламента
Давайте рассмотрим более детально что входит в регламент ТО 1 ТО 2 ТО 3 и о чем нам совсем не рассказывают представители производителей большинства марок.
Порядок проведения осмотра
Порядок проведения предсменного контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):
Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.
Если Вы работаете контролером, то рекомендую распечатать приведенную выше таблицу и проверять транспортные средства в соответствии с ней.
Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения. Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика
Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Договор на предрейсовый технический осмотра автомобиля
В случае если выпуском автомобилей на рейс будет заниматься специализированная организация, между сторонами (заказчиком и исполнителем) обязательно должен быть заключен соответствующий договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля транспортного средства. Образец договора обязательно должен включать в себя следующие поля:
данные сторон (названия фирм, ФИО руководителей);
сроки оказания услуг;
место осмотра (важно учесть, то перед проведением контроля технического состояния автомобиль не может выезжать со стоянки, где он был оставлен после окончания смены или возвращения из рейса);
стоимость услуг и порядок оплаты;
права и обязанности, а также ответственность каждой из сторон;
возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
порядок рассмотрения споров.
В заключение договора указываются реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи руководителей и печати организаций.
К договору составляется приложение. В нем указываются сведения о транспортном средстве, предрейсовый осмотр которого будет производиться, а также о водителе данного ТС.
Предрейсовые медицинские и технические осмотры в Москве
Предрейсовый технический осмотр транспортных средств в Москве
Основная задача контроля всех узлов и агрегатов погрузчика, троллейбуса, автобуса, трамвая перед каждым рейсом является подтверждение исправности всех систем, чтобы на 100% обеспечить безопасность не только транспортного средства (ТС), но всех остальных участников движения на дороге.
Новый термин и правоприменение
С 21 декабря 2021 года приказом № 296 вступают в силу новые правила осмотра ТС перед выездом со стоянки. Впервые появился термин «предсменный контроль». Разъясняем правоприменение обновленной версии нормативного документа.
Предсменный и предрейсовый контроль различаются тем, что первый осуществляется перед рейсом, который длится один рабочий день или менее, а предсменный – перед началом рабочего дня, с учетом, что водитель выполняет 2 и более рейса.
Оба вида производятся до выезда автомобиля с парковочной стоянки, где оно было оставлено в конце предыдущего рабочего дня. Если на одной машине работают два водителя, проверку состояния необходимо делать первому водителю, выезжающему с парковки.
Обязательный осмотр должны проходить ИП и юрлица, осуществляющую перевозку пассажиров и грузов как по договору, так и для личных нужд без заключения оных. То есть, на любой выезд ТС, вне зависимости от целей поездки (только если водитель не едет один и «пустой»), контроль необходим.
В новом приказе должность проверяющего называется «контролер» с уточнением – автотранспортных средств или городского наземного транспорта. Он должен обладать специализированной квалификацией, то есть, иметь навыки автомеханика.
Проверяется абсолютно все
Обязательно проверяется состояние всех систем, так или иначе влияющих на безопасность движения, в том числе, руля, тормозной системы, колес. Если установлен тахограф или навигационная аппаратура, то необходимо осматривать и ее. Нужно убедиться, что все важные агрегаты зафиксированы надежно и герметично.
Также необходимо проверять все от фиксатора подушки безопасности до наличия страховочных цепей. Аптечка и огнетушитель также должны находиться в ТС – без них никто не поставит отметку об успешном прохождении технического контроля.
В случае положительного результата проверки ставится отметка о прохождении. Без нее выход на маршрут категорически запрещен. В этом случае предусматривается административная ответственность в виде крупных штрафов.
С полным списком систем, которые необходимо проверить, можно ознакомиться в приказе.
Что записывается в журнале учета
В электронный или бумажный журнал учета предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств записывается:
- марка и модель авто;
- гос. номер;
- ФИО водителя ТС, который поедет с парковочной стоянки;
- ФИО контролера, проводящего осмотр;
- дата и время предрейсового или предсменного контроля;
- пробег в км – показания берутся с одометра;
- отметка о положительном результате осмотра;
- ставится подпись ответственного лица – контролера, допустившего транспортное средство на рейс или смену.
В бумажном журнале необходимо пронумеровать каждую страницу и затем прошить документ. В электронном – в обязательном порядке должна быть возможность распечатывания страниц, а все сведения должны заверяться усиленной электронной подписью.
поможет пройти техосмотр транспортных средств. Штат опытных механиков выполнит осмотр всех узлов и агрегатов. С нами вы будете полностью уверены в безопасности движения.
Ежедневный предрейсовый технический осмотр
Ежедневный предрейсовый техосмотр транспортных средств проводится дважды в день: до выезда машины и после возвращения с рейса.
Справка! Подтверждением прохождения ПТОТС является отметка в путевом листе, она также проставляется два раза: в начале и в конце смены. Без проверки и соответствующей отметки машина не может быть выпущена на дорогу.
Если водитель ТС поменялся, оформляется еще один путевой лист, на котором также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает в себя: дату и время ТО, подпись и Ф. И. О. контроллера.
Техосмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оснащено:
- ямой для ТО;
- прибором проверки схождения;
- шинным манометром;
- прибором, определяющим рулевой люфт;
- прибором проверки и настройки фар;
- мобильной лампой;
- газоанализатором;
- слесарным инструментом.
Кроме этого помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для контроллеров.
При проверке транспортного средства механик заполняет журнал учета прохождения предрейсовых ТО. Это обязательный документ для всех организаций. Унифицированной формы документа нет. Журнал должен включать следующие графы:
- информация об автотранспорте (модель, марка, номер регистрации);
- ФИО водителя машины;
- дата и время проверки;
- отметка о прохождении проверки;
- подписи водителя и проверяющего.
Справка! Организация может дополнить журнал и другими сведениями, при необходимости.
Образец журнала предрейсового ТО выглядит следующим образом:
Скачать журнал предрейсового ТО
ПТОТС должны проводить все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Важно! Штраф накладывается и за отсутствие отметки в путевом листе, даже если ТО был проведен.
Установлены следующие штрафы:
- для физических лиц – 3000 руб.;
- для должностных лиц – 5000 руб.;
- для юридических лиц – 30 000 руб.
Важно помнить, что страховая компания может отказаться возмещать убытки при ДТП, если машина не прошла ТО. При аварии страховщик обязательно проверит все документы, в том числе и путевые листы
Оспорить действия страховой компании можно в суде, но даже если суд примет сторону предприятия, выплата страховки затянется надолго.
Законодательство обязывает все компании, занимающиеся перевозками, проводить ПТОТС. Проверку должны проводить квалифицированные специалисты. Отметки о проведении техосмотра вносятся в журнал и путевые листы
Поскольку в ближайшее время вступит в силу новый порядок проведения ПТОТС, рекомендуется принимать и его во внимание при организации работы в этом направлении
Лицензии на предрейсовый осмотр
Сертификат стоит в районе 20-22 тысяч рублей, лицензия обойдется минимум в пять раз дороже, добиваться её более хлопотно. Чтобы сэкономить время и усилия, многие коммерсанты обращаются к услугам посредников для сбора и заполнения необходимой документации.
Если врач нанят на должность в компанию, то лицензия в этом случае не требуется. В остальных случаях без нее не обойтись, даже если речь всего лишь о медпункте для выдачи справок о здоровье. Коммерсанты обязаны удостовериться, что выбрали в партнеры лицензированную организацию.
Из-за невысокой стоимости многие предприниматели, занимающиеся перевозками, не нанимают в штат медиков, если штат водителей в фирме небольшой (до пятнадцати человек). Более серьезные компании часто высказывают желание заключить месячный контракт на обследование всех разъездных сотрудников.
Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?
Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Подробнее об этом здесь. Вот выдержка из КоАП РФ:
Статья 12.31.1 КоАП РФ
КоАП РФ Статья 12.31.1. «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. рублей; на юридических лиц — в размере 100 тыс. рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан (физических лиц) в размере 3.000 тыс. рублей; на должностных лиц — 5.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан (физических лиц) в размере 3.000 тыс. рублей; на должностных лиц — 5.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2.500 тыс. рублей; на должностных лиц — 20.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 100.000 тыс. рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10. 000 тыс. рублей; на юридических лиц — 30.000 тыс. рублей.
Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1.500 тыс. рублей; на должностных лиц — 10.000 тыс. рублей; на юридических лиц — 25.000 тыс. рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.
Путевые листы и медицинское освидетельствование
если путевой лист выписывается сроком на один месяц, и если у водителя 20 рейсов в месяце, Вы хотите сказать 20 штампиков на одном путевом будет? Лия
Да, только так можно выполнить требования заполнения путевых листов. Согласно п. 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» медицинский работник, который проводит предрейсовый и послерейсовый осмотры водителя, должен проставить в путевом листе дату и время проведения соответствующего осмотра и заверить его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Вот еще разъяснения по схожей ситуации:
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 5 Вопрос: Как должен оформляться путевой лист при направлении торгового представителя в командировку на несколько дней? Можно ли выписать путевой лист на несколько дней? Отметка механика о выпуске на линию и отметка о прохождении медосмотра должны проставляться только в момент отъезда в командировку? Ответ: Оформление путевого листа на несколько дней возможно. Если в регионе, куда сотрудник отправлен в командировку, отсутствует возможность прохождения медицинского и технического осмотров, водителя нельзя привлечь к ответственности за отсутствие отметок медработника и механика в путевом листе. Согласно Приказу N 152 путевой лист должен содержать сведения о сроке его действия. Данные сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. Таким образом, составление путевого листа на несколько дней возможно и не только при необходимости поездки сотрудника в командировку на служебном транспорте, но и в иных случаях. Вместе с тем специальное законодательство (п. 4 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ <1>) содержит требования об обязательном проведении предрейсовых (не ежедневных) медосмотров водителей и технических осмотров транспортных средств. Понятие «рейс» не установлено даже на уровне отраслевого законодательства в сфере транспорта. Это позволяет водителям правомерно совершать длительные служебные поездки, подтверждаемые «многодневными» путевыми листами с отметкой о прохождении медосмотра (техосмотра) только на момент получения путевого листа (начала пути). Сказанное доказывается судебной практикой: — Определением ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7619/09. Водитель получил путевой лист на два дня, прошел медосмотр, довез пассажиров до места назначения (согласно договору) и остался ночевать в указанном месте. Обратно водитель возвращался на следующий день, возможности пройти предрейсовый технический и медицинский осмотры у него не было. Судьи сочли данные действия допустимыми (спор шел о нарушении лицензионных требований в области пассажирских перевозок); — Постановлением ВС РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18. Водитель был направлен в служебную командировку на восемь дней. На этот период ему был выписан путевой лист, медосмотр был пройден только при отправлении в командировку, в чем суд не увидел состава административного правонарушения (спор шел о нарушении Правил перевозки опасных грузов). Аналогичное решение принято в Постановлении Самарского областного суда от 29.04.2013 N 4а-231/2013. — <1> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В качестве снижения вероятности предъявления претензий к сотруднику, направленному в командировку на несколько дней на служебном транспорте, целесообразно проводить предрейсовые осмотры как в пункте отбытия в командировку, так и в пункте прибытия (если сотрудник совершает поездку в регион, где организация имеет действующие договоры об оказании услуг по проведению медицинских и технических осмотров) и ставить необходимые штампы о прохождении таких осмотров в путевом листе, составленном на несколько дней. О.М.Архангельская Эксперт журнала «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» Подписано в печать
Итоги предрейсового контроля необходимо фиксировать в путевом листе
По итогам прохождения транспортным средством предрейсового контроля его технического состояния заполняется путевой лист. Если несоответствий требованиям Порядка не обнаружено, контролер проставляет в путевом листе отметку «прошел предрейсовый контроль технического состояния», указывает дату и время проведения предрейсового контроля и заверяет эти данные своей подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16.1 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).
Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается.
Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового контроля. Журнал регистрации результатов предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты:
-
наименование марки, модели транспортного средства;
-
государственный регистрационный знак транспортного средства;
-
ФИО водителя транспортного средства;
-
ФИО контролера, проводившего предрейсовый контроль;
-
дату и время проведения предрейсового контроля;
-
показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;
-
отметку о прохождении предрейсового контроля;
-
подписи водителя и контролера.
Также в журнале регистрации результатов предрейсового контроля могут указываться дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления перевозок.
Документ вступит в силу в декабре 2017 г.
Об обязанностях, которые накладывает на компанию владение автомобилем, и различиях между профессиональными перевозчиками и обычными собственниками транспорта читайте в материале «Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее{q}», «ЭЖ», 2017, № 22.