Новые правила техосмотра в 2022 году
Чтобы приобрести страховку в 2022 году, диагностическая карта, выдаваемая по результатам проведенного техосмотра, не нужна – полис продадут и без нее. Владельцы транспортных средств могут пройти ТО по своему желанию, чтобы знать, исправен автомобиль, или же есть какие-то проблемы, которые нужно устранить.
При этом обязанность по прохождению техосмотра сохраняется в следующих случаях:
- при постановке авто на государственный учет;
- при регистрации смены автовладельца;
- при изменении конструкции транспортного средства.
Пройти осмотр и получить диагностическую карту можно на любой станции техобслуживания.
Комментарии и мнение редакции
Удешевления страховки стоит ожидать лишь в том случае, если иностранные автопроизводители вернутся в Россию, возобновят здесь производство автозапчастей и наладят стабильные поставки компонентов. Учитывая нынешнюю ситуацию в мире, ожидать этого в ближайшее время не стоит. Однако если вы будете аккуратно вести себя на дороге и по вашей вине не будут происходить ДТП, полис все же окажется дешевле. Кроме того, не забывайте, что если вы хотите вписать в страховку молодого и неопытного водителя, то стоимость полиса будет рассчитываться с учетом его данных.
Обращаем ваше внимание, что вместе с подорожанием страховки размер выплаты по ОСАГО теперь будет рассчитываться с учетом стоимости аналогов запчастей. Если достать оригинальную деталь не получится, ее цену посчитают, опираясь на предложения сторонних производителей
Вероятнее всего, выплат будет недостаточно для осуществления качественного ремонта.
Также напоминаем, что оформить полис обязательной “автогражданки” вы можете прямо на нашем сайте в разделе “сервисы“. Виджет посчитает цену страховки в разных страховых компаниях и вы сможете выбрать наиболее выгодный вариант. Мы гарантируем, что информация о полисе попадет в базу данных РСА.
Оставайтесь с нами и читайте больше о российском рынке страхования на информационно-аналитическом ресурсе Calmins.com
NEO-волонтер Сергей Н.
Calmins.com
Что влияет на цену ОСАГО
На итоговую стоимость ОСАГО влияет не только базовый тариф, но и значение дополнительных коэффициентов, которые могут как увеличивать, так и уменьшать цену полиса.
В 2022 году в соответствии с Указаниями Центробанка РФ при расчете стоимости полиса учитываются следующие коэффициенты:
- КБМ – коэффициент бонус-малус;
- КВС – коэффициент возраста и стажа;
- КТ – территориальный коэффициент;
- КМ – коэффициент мощности двигателя;
- КС – коэффициент сезонности;
- КО – коэффициент, учитывающий количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Значение каждого из этих коэффициентов определяется индивидуально для конкретного полиса, поэтому сказать точно, сколько будет стоить страховка в 2022 году, нельзя – предварительно нужно произвести расчеты, учитывающие все перечисленные выше факторы.
Сколько в 2022 году составит коэффициент бонус-малус (КБМ)
С 1 апреля 2022 года страховщики начали применять новые коэффициенты бонус-малус – максимальная скидка для аккуратных водителей выросла, а вот инициаторам ДТП теперь приходится платить еще больше.
Раньше минимальный КБМ был равен 0,5 – водитель мог приобрести страховку со скидкой 50%. С апреля 2022 года минимальный КБМ уменьшился на 0,04 пункта – теперь добросовестный водитель может рассчитывать на коэффициент 0,46. Скидка при этом составит уже 54%, а не 50%, как это было ранее. Подробнее о новых коэффициентах КБМ.
А вот максимальный коэффициент, который применяется к водителям, которые становятся инициаторами ДТП наиболее часто, наоборот вырос – с 2,45 до 3,92. Это значит, что при применении коэффициента с максимальным значением, итоговая стоимость полиса при прочих неизменных факторах, увеличится на 60%.
Стоимость страховки увеличится и для тех водителей, у которых был высокий, но не максимальный КБМ, и при этом в 2021 году не было аварий. Например, для водителей с классом М в 2021 году при расчете стоимости полиса применялся КБМ 2,45. В 2022 году за безаварийное вождение водитель должен получить скидку – класс сменился с М на 0. Однако в 2022 году 0 классу соответствует КБМ 2,94 – этот показатель на 20% выше максимального значения КБМ в 2021 году.
Сколько в 2022 году составит территориальный коэффициент (КТ)
Значения территориальных коэффициентов для разных регионов и городов установлены Указаниями № 6007-У. Самый высокий коэффициент – 1,88 – применяется на территории Мурманска и Челябинска. Самый низкий – 0,68 – в отдельных (прочих) городах и населенных пунктах республики Крым, Забайкальского края и Якутии. Очевидно, что стоимость страховки при прочих равных условиях для жителей этих городов будет отличаться почти в 3 раза – только из-за того, что они проживают в разных регионах нашей страны.
Сколько в 2022 году составит коэффициент количества допущенных к управлению водителей (КО)
Значение КО зависит от того, ограничено количество лиц, допущенных к управлению автомобилем с использованием страхового полиса, или нет. В первом случае значение коэффициента составит 1, во втором – 2,32 (для физлиц) или 1,97 (для юрлиц).
Сколько в 2022 году составит коэффициент возраста и стажа вождения (КВС)
КВС учитывает возраст водителя (всего Центробанком установлено 8 возрастных групп), а также его стаж (всего 8 групп стажа). В том случае, если владелец авто – юридическое лицо, коэффициент индексируется на 1,8. Если водителей у одного транспортного средства несколько, при расчете стоимости ОСАГО применяется наибольший из рассчитанных для каждого из них КВС.
Что изменилось в системе ОСАГО в 2021 году
В 2021 году система ОСАГО претерпела немало изменений, которые коснулись не только принципа расчета стоимости полиса, но и правил прохождения обязательного техосмотра. Расскажем о них подробнее.
Основными изменениями, которые несомненно почувствовали на себе водители транспортных средств, в 2021 году стали:
- Введение новых правил техосмотра авто. Чтобы купить страховку, нужно было получить диагностическую карту, а сделать это требовалось в специализированном пункте ТО. Однако в связи с тем, что большинство пунктов ТО оказались попросту не готовы к обслуживанию потока автомобилей, физлица получили право на оформление страховки со старой диагностической картой – предъявлять результаты ТО, пройденного непосредственно перед покупкой полиса, стало необязательно.
- Появилось приложение «Помощник ОСАГО», с помощью которого участники ДТП могут самостоятельно оформить извещение о ДТП по «Европротоколу» и отправить его в АИС ОСАГО через интернет. Важным преимуществом использования такого приложения является возможность увеличения лимита выплат при выполнении фотофиксации данных о ДТП до 400 тыс. рублей (при оформлении бумажного извещения о ДТП через процедуру «Европротокола» лимит выплат составляет всего 100 тыс. рублей).
- Был снят запрет на вступление в силу электронного полиса ОСАГО в день его покупки – ранее полис начинал действовать только спустя 72 часа после его оплаты; теперь страховщики могут сами определять момент, с которого страховка начнет защищать ответственность автовладельца.
Тарифы ОСАГО базовые ставки 2022 – 2023 года
Самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО можно на основании утвержденных базовых тарифов:Указание Банка России от 20 марта 2015 г. N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Тарифы по обязательному страхованию АГО).
Необходимо помнить, что стоимость полиса обязательного страхования автомобиля с 9 января 2022 года в разных страховых компаниях может отличаться в пределах «тарифного коридора» — +/−10%.
Тип (категория) и назначение транспортного средства | Тарифные ставки до 10.10.14 | Тарифные ставки до 09.01.20 | Новые базовые тарифы 08.12.21 | ||
min | max | min | max | ||
Мотоциклы и мопеды (транспортные средства категории «A», «M») | 1215 | 694 | 1407 | 438 | 2013 |
Легковые автомобили (транспортные средства категории «B», «BE»): | |||||
— юридических лиц | 2375 | 2058 | 2911 | 1152 | 4541 |
— физических лиц, индивидуальных предпринимателей | 1980 | 2746 | 4942 | 2224 | 5980 |
— используемые в качестве такси | 2965 | 4110 | 7399 | 2014 | 12505 |
Грузовые автомобили (транспортные средства категории «C», «CE»): | |||||
— с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2025 | 2807 | 5053 | 1572 | 7884 |
— с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 3240 | 4227 | 7609 | 2367 | 11871 |
Автобусы (транспортные средства категории «D», «DE»): | |||||
— с числом пассажирских мест до 16 включительно | 1620 | 2246 | 4044 | 1494 | 5415 |
— с числом пассажирских мест более 16 | 2025 | 2807 | 5053 | 1867 | 6767 |
— используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 2965 | 4110 | 7399 | 3714 | 7762 |
Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb») | 1620 | 2246 | 4044 | 2029 | 4242 |
Трамваи (транспортные средства категории «Tm») | 1010 | 1401 | 2521 | 1266 | 2645 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины*, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 1215 | 899 | 1895 | 610 | 2538 |
Ну и конечно, не стоит забывать, что самым простым способом посчитать стоимость полиса обязательного страхования автомобилей для ваших условий остается наш калькулятор. В нем учтены все последние тарифы, коэффициенты и поправки, и вы легко и быстро получите точную сумму, которую у вас запросят в страховой компании.
Что означает расширение тарифного коридора для водителей
Стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности уникальна для каждого водителя. На его цену влияет базовый тариф, который страховые компании вправе менять в определенных пределах, и некоторые другие коэффициенты. Размер базового тарифа ограничен определенным коридором, установленным регулятором – Центральным банком России. Другие коэффициенты, которые влияют на итоговую стоимость страховки:
- КБМ (бонус-малус) – как часто водитель становится виновником ДТП.
- КО – число водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
- КВС – возраст водителя и его стаж вождения.
- КМ – мощность транспортного средства.
- КТ – территория использования ТС.
13 сентября ЦБ РФ расширил тарифный коридор по ОСАГО на 26% в обе стороны, как было обещано ранее. Отныне страховщики могут устанавливать базовый тариф в размере от 1646 до 7535 рублей (ранее – от 2224 до 5980 рублей). Теперь страховые компании могут более детально просчитывать стоимость страховки для каждого водителя. Это позволит им привлечь безубыточных клиентов, предложив им более высокую скидку. А вот водителям, которые ранее становились виновниками аварии, придется заплатить больше.
Обращаем ваше внимание, что это тарифы для легковых автомобилей физических лиц, которые не собираются оказывать коммерческие услуги по перевозке. Страховка для юрлиц и таксистов обойдется дороже
Значения тарифов были также изменены и для общественного транспорта – на 17,8% в обе стороны.
Вместе с этим регулятор объявил об изменении территориального коэффициента для некоторых регионов – в ряде городов страховка теперь станет дороже (например, в Чечне, Байконуре и Махачкале). Подробнее ознакомиться со списком населенных пунктов и обновленными значениями вы можете в документе, опубликованном на сайте ЦБ.
Также отметим, что согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), во втором квартале текущего года треть водителей (4 млн человек) получили максимальную скидку за безаварийную езду (КБМ). А всего скидку за аккуратное вождение получили 93% автолюбителей. Максимальный показатель КБМ оказался лишь у 815 человек – это 0,01% ото всех водителей.
Почему был расширен тарифный коридор по ОСАГО
О намерениях расширить тарифный коридор ЦБ сообщал еще летом текущего года. Причина этому – многочисленные просьбы страховых компаний из-за возросших выплат.
После ухода большинства автопроизводителей из России в стране образовался дефицит комплектующих. Это моментально отразилось на их стоимости. Как итог, восстановительный ремонт стал обходиться значительно дороже и расходы СК выросли.
Как отметил вице-президент РСА Евгений Уфимцев, после вступления в силу новых справочников запчастей, средний размер выплат за месяц увеличился на 13% (до 80,8 тыс. рублей)
Также он обратил внимание, что цена на полис обязательной “автогражданки” растет медленнее по сравнению с выплатами. В том числе, размер средней премии отстаёт от инфляции
Чтобы сбалансировать объем собранных премий и выплат, некоторые страховые компании начали продавать полисы обязательной “автогражданки” по верхней границе тарифного коридора. Однако даже так представители страховщиков заявляли, что этого недостаточно и требуется дальнейшее расширение пределов базового тарифа. Отметим, что у страховщиков также будет возможность предоставить клиенту и более низкую цену. Но это будет затрагивать исключительно водителей с большим стажем вождения, которые ранее не становились виновниками ДТП.
По этой причине страховщики даже стали чаще отказывать в оформлении полисов ОСАГО. Пусть по закону они и не могут сделать это напрямую, но они пользуются хитрыми уловками. Так, при попытке оформить электронный полис ОСАГО на сайтах некоторых страховых организаций клиент получал уведомление об ошибке на сервере. Таким образом СК не давало прямой отказ, однако оформить страховку человек все равно не мог. Предположительно, расширение тарифного коридора должно несколько исправить данную ситуацию и повысить доступность полиса.
Отметим, что в последний раз регулятор менял минимальный и максимальный тариф ОСАГО 9 января 2022 года. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье. Тем не менее после начала спецоперации и последующих изменений на российском автомобильном рынке тарифы пришлось пересматривать повторно.